В ГЛОБАЛЬНОЙ ДЕРЕВНЕ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-07-25 17:02

Трансгуманизм

Почему вместо газеты за утренней чашечкой кофе мы выбираем просмотр видео? Это мозг деградирует или мы приспосабливаемся к новым условиям? Правда ли, что обработка информации стала менее качественной? Почему общество из «читающего» превратилось в «смотрящее» или «слушающее»? Мы собрали ответы на эти вопросы в одном месте. Читайте и смотрите сами.

Информация ежедневно буквально сыплется на нас со всех сторон. Даже находясь на рабочем совещании, замечаешь, как на телефон то и дело приходят новые сообщения: уведомления от Telegram-каналов, семейных чатов и почтовых сервисова. Современный человек живет в условиях постоянно увеличивающихся информационных потоков.

По пути на работу, при выборе товара в супермаркете, во время просмотра любимого сериала в интернете: важно понять, как обуздать эти потоки данных.

Справляться помогают дарованные природой органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус дают возможность воспринимать реальность. У каждого человека есть склонность усваивания информации: для кого-то лучше прочитать, а для кого-то – послушать. Есть и такие, которым легче дается запоминание посредством осязательных ощущений. Такие склонности свойственны не только отдельным людям, но и всему обществу в определенный период истории. Такие глобальные изменения происходят благодаря науке и новым технологиям, которые дают возможность хранить и передавать информацию.

Исследованиями в этом направлении занимался Маршал Маклюен. В своей книге «Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры» он доказывает, что огромный скачок в восприятии произошел благодаря изобретению Иоганна Гуттенберга - печатному станку XV века.

Это — некая точка отсчета, где визуальное восприятие берет свое начало благодаря печатным книгам. По мнению Маклюена, ХХ век с появлением новых медиа - радио и телевидения, снова изменил способ восприятия информации, вернув его на аудиальный манер.


Наружная реклама, mediagrad

Внутри глобальной деревни все стало визуальным. Помимо СМИ и наружной рекламы(), наше сознание «бомбардируют» и другие визуальные источники с экранов гаджетов, билбордов, банкоматов, терминалов и прочих устройств. Мы считываем такие данные, и оттого мир становится похожим на паутину, интертекстуальным, где ведущая роль у визуальности. А сознание запрограммировано на постоянное схватывание, переработку и передачу информации.

Что такое глобальная деревня?

В научный оборот термин ввел Маршал Маклюен в середине ХХ столетия. Ученый использовал его в основном метафорически для описания Всемирной информационной сети. Суть в том, что внутри нее, подобно маленькой деревне, расстояния между людьми стерты. Но благодаря технической возможности, этой сети расстояние теряет значение, ведь «дотянуться» до собеседника можно в любую точку мира, где есть сеть. Сближаются культуры, традиции, мировоззрения и ценности. А скорость обмена информацией помогает молниеносно реагировать на происходящее, принимать и распространять информацию.

Визуальная коммуникация

Когнитивная основа визуальной коммуникации — одновременное задействование обоих полушарий головного мозга. Это позволяет не только донести все нужное максимально эффективно, но и усвоить.

С.Л. Рубинштейн писал, что изначально человек сформировался как «существо оптическое». 75% получаемой информации приходится именно на зрение, которое дает нам подлинное восприятие мира. И зрение – это вовсе не пассивное восприятие. Мир образов складывается из рассматривания, анализа и изучения.

Зрительный процесс – это «схватывание» нескольких характерных признаков объекта: круглая форма мяча или теплый блеск солнца. А несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо».

Мы привыкли осматривать объект последовательно, ощупывая взглядом самые значимые элементы. На них задерживается взор, потому что такие «маяки» несут сведения о самой сути изображения. Исходя из содержания объекта и зрительных задач, в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой.

Зрительные задачи бывают нескольких видов:

Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация, когда фиксируется только наличие объекта;

Отнесение его к широкому классу объектов (по обобщенным характеристикам класса);

Идентификация – сравнение объекта с другим, который уже имеется в памяти.

Гуттенбергова галактика расширяется

Визуальные коммуникации сначала существовали в виде наскальной живописи, а теперь стали новым визуальным способом общения (откройте вкладку emoji на своем смартфоне). Возьмем, например, дорожные знаки. Все это тоже про визуальную составляющую.

И нельзя точно сказать: хорошо это или плохо. Это данность. Мозг человека пластичен, он быстро подстраивается под любые условия. Также и с информационными потоками. Обработка информации стала менее качественной и глубокой, если сравнивать с «читающими» XIX-XX веками. Речь об изменениях внутри такой визуальности, когда от печатного текста для повышения скорости обработки информации мы переходим к доступному видеоряду. Клиповая картинка дешифрует в сознании заложенный в ней смысл. И все это происходит мгновенно, чтобы поспеть за неуемными информационными потоками по пути к эволюции мировосприятия человечества.

Источник: PsyshoSearch, Киберленинка, Киберленинка


Источник: vk.com

Комментарии: