Медитация в движении: как быстро очистить ум, сосредоточиться, улучшить свою память и работоспособность?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Однажды ученик спросил у учителя: «Мастер, что есть просветление?» Учитель ответил: «Если хочешь есть, ешь. Если хочешь пить, пей». Уже много веков эта дзэнская притча играет роль одного из самых известных наставлений в духовной традиции Китая и Японии, поскольку заключает в себе искомую ими великую простоту – ту самую, что парадоксальным образом даётся нам сложнее всего. У истории имеется множество вариаций. В одной из них учитель отвечает ученику несколько иначе. Он говорит: «Когда я ем, я ем. Когда я пью, я пью».

Различие в формулировке может показаться несущественным, однако это не так. Оно громадно и принципиально, и только последняя версия, встречающаяся реже всего, точна и глубока. Нет ничего благого и нет никакой свободы в том, чтобы есть, когда ты хочешь есть, и пить, когда ты хочешь пить. Это обыкновенное хождение на поводу у своих автоматических влечений, потребностей, инстинктов – то есть полная противоположность тому, чему учил Будда и чему так или иначе учили все ключевые мыслители и религиозные деятели во всех культурах человечества как на Западе, так и на Востоке.

Так поступает всякий дикий зверь; так по большей части ведёт себя и человек. Мы делаем то, что хотим, а потом мучительно хотим уже чего-то другого. Наши потребности и желания вступают в кровавый бой – и победившая в этой извечной сваре программа поведения получает зримое воплощение. Триумф её недолговечен, потому что цикл тотчас же повторяется. Это и есть колесо сансары, та самая извечная игра влечения и отвращения, жажды и страха, которая терзает человека и ослепляет ум, тщетно пытающийся в этом чаду познать самое себя.

Свобода и чистота бытия не в том, чтобы есть, когда ты хочешь есть. Они в том, чтобы есть, когда ты ешь. В том, чтобы испытывать боль, когда тебе больно, спускаться по лестнице, когда ты спускаешься по лестнице, быть счастливым, когда ты счастлив, любить, когда ты любишь. Это значит смотреть жизни прямо в глаза и работать именно с той ситуацией, в которой мы пребываем прямо сейчас, а не с фантазиями о ней или чём-то ещё. Для человеческого ума это поистине великое достижение, ведь он привык смотреть на всё украдкой, подслеповато щуриться сквозь заслон из собственных реакций и ожиданий. Он не умеет останавливать невротическое метание по саморучно создаваемым им виртуальным лабиринтам и, будучи невежественным, не понимает его разрушительности.

За едой мы думаем о работе, за работой – об отдыхе, за отдыхом о планах на будущее и о смысле прошлого. Всё это пронизано мелкими вспышками «хочу» и «не хочу», сотнями едва различимых опасений и надежд, а также фантазиями и страданиями по их поводу. Даже когда голова будто бы свободна от мыслей, от наших самых поверхностных фабрикаций, мы воспринимаем себя и мир через призму вросших в стекло объектива стереотипов и эмоциональных реакций.

Одним словом, в злополучной лимбической системе homo sapiens очень много разъедающего ум шума и крайне мало полезного сигнала. Здесь мы освоим методики, позволяющие оперативно отфильтровывать её излишнее гудение и дребезжание. Что особенно важно, мы научимся делать это, так сказать, в естественной среде своего обитания, а не только в рамках формальной медитации. Это будет прямой контакт с ситуацией за занятиями спортом и чтением, во время работы, прогулки, принятия пищи, домашних дел, просмотра фильма, как и в моменты интенсивного размышления и творчества. Это можно назвать медитацией в движении, и она представляет собой необходимое дополнение для формальной практики. Она переносит её и несомые ей уроки из искусственных и тепличных условий неподвижной сессии в ту более требовательную и суматошную среду, каковой является повседневная жизнь человека.

Перед этим, однако, необходимо сказать пару слов о причинах вечного возвращения к идее прямого восприятия и мешающей ему эмоциональной грязи. Мы вновь и вновь касаемся этого не из извращенной любви к повторам или же близящегося слабоумия, но по той же причине, по которой так делалось во всех интеллектуальных традициях мира. Сегодня она столь же актуальна, как и ранее. Причина этого состоит в том, что одного только умозрительного и рассудочного понимания недостаточно, чтобы новый способ видения поменял нашу жизнь. Такое понимание затрагивает лишь небольшую, хоть и ключевую часть нашего большого ума, – разум в узком смысле этого слова. Разум и обеспечивающие его существование корковые структуры мозга находятся в постоянном борении и диалоге с другими центрами познания и поведения, в первую очередь в лимбической системе. Он изобретает уловки, шлифует аргументы, подбирает разнообразные отмычки и ключи для того, чтобы оказать должное влияние на эти мощные, но близорукие силы. Ему требуется время, простор для эксперимента и растянутый контакт с одними и теми же ключевыми идеями – вновь и вновь.

Как раз поэтому авторы дошедших до нас религиозных, философских и даже научных текстов всегда упражнялись в том, чтобы представлять одну и ту же мысль под разными углами и траекториями, в разных комбинациях и речевых упаковках. Священные тексты от иудаизма и индуизма до христианства и ислама постоянно твердят одно и то же, но всегда чуть-чуть иначе. Фундаментальные философские тексты как Запада, так и тем более Востока густо прошиты такого рода намеренными повторами. Отчетливо осознававший это Мартин Хайдеггер, самый влиятельный философ XX века, даже несколько преувеличил существо дела в своём известном утверждении, что каждый великий мыслитель всю свою жизнь продумывает лишь одну мысль и потому только об этой одной мысли и пишет.

Аналогично, большая часть коанов и притч дзэн-буддизма ведут нас к осознанию одной и той же идеи, к единому озарению. Мастер пробует на ученике то одну загадку, то другую и рассказывает всевозможные истории, ведь ему не известно, какой именно ключ и когда подойдет к уму ученика. Он не знает, какая струна отзовётся на то или другое слово и может лишь строить взвешенные предположения и терпеливо действовать, основываясь на них. Наконец, существуют истины, к которым требуется вечно возвращаться даже тем из нас, кто, казалось бы, уже отдаёт себе в них ясный отчёт. Постоянные напоминания двигают нас вперёд по пути осмысления самого существенного. Они придают сил нашим самым разумным частям в борении с эго и ведомыми им легионами разрушительных автоматических реакций.

Теперь – в духе вышесказанного – попробуем воскресить в уме понимание, необходимое нам для дальнейшей практики, с помощью новой аллегории. Представьте себе компьютер, на котором запущено одновременно несколько тысяч программ. Там десять браузеров, и на каждом открыто по пятьдесят вкладок. В нём ведётся скачивание и загрузка и установлено три антивируса, считающих друг друга не чем иным как вирусами и постоянно борющихся за то, кто здесь самый главный. Все эти маленькие программы, вернее даже маленькие компьютеры, пребывают в постоянных конфликтах и плохо совместимы. Они делят общую территорию, имеют противоречивый набор целей и потому всячески мешают друг другу.

Наш мозг и есть такой компьютер, состоящий из сотни миллиардов маленьких компьютеров. Его гиперактивация и плохая перекрестная совместимость элементов подрывают наше внимание и память, отупляют ум, сужают сознание, лишают творческой мощи и счастья. Из-за этого мы бываем не в состоянии поесть без того, чтобы другая часть ума одновременно не листала ленту новостей, третья не строила планы на будущее, четвёртая не разбирала обиды и травмы десятилетней давности, а пятая не сходила бы с ума, бессмысленно и беспощадно гоняя одни и те же реакции по кругу.

Путь самопознания и свободы не в том, чтобы задействовать большую часть своего мозга. Он пролегает как раз в диаметрально противоположном направлении. Если вы хотите, чтобы ваш нейронный суперкомпьютер прекрасно работал, вовсе не нужно делать его мощнее в строгом смысле этого слова. Просто устраните конфликты, наладьте совместимость и сотрудничество между программами, закройте лишние браузерные вкладки и удалите вирусы. Для нейробиолога, как и любого внимательного наблюдателя психической жизни, очевидно: эффективнее всего работает мозг с низким уровнем нервной активации, которая при этом развивается гармонично.

Существует популярный миф о том, что мы используем только порядка пяти процентов своего мозга. В нём есть доля правды, если первоначальное ложное утверждение переформулировать следующим образом: как и другие живые существа, человек использует лишь малую долю от максимальной возможной интенсивности возбуждения нервных клеток. И это, разумеется, только к лучшему.

Науке известны обстоятельства, при которых сильно возбуждаются большие массивы нейросетей или очень перевозбуждается какая-то одна: это прежде всего эпилептический припадок, обострение шизофрении или психоза, истерика, приём наркотиков и, например, оргазм. Напротив, при творчестве, решении самых сложных математических задач или любом ином интенсивном и созидательном мышлении наш мозг на нейросканере как бы чуть теплится в сравнении с ситуациями, перечисленными выше. То тут, то там виднеются небольшие жёлто-красные островки, а вокруг них царит тишина и покой. Электрохимические сигналы неспешно совершают свой привычный путь, не мешая работать тем немногим, кто трудится на передовой.

Иными словами, в эффективном мозге отфильтровываются шум и грязь и остаётся полезный сигнал. Потому если вам когда-нибудь предложат разогнать мозг с пяти процентов до бо?льших значений, поинтересуйтесь скорее возможностью снизить его активацию процентов до трёх; это будет куда полезнее. Приведённые здесь цифры стоит воспринимать как шутку, потому что миф о «пяти процентах» родился более пятидесяти лет назад, но вот общую тональность развиваемой здесь мысли стоит воспринять всерьёз. И она такова: лучше – это вопрос не величины и мощности, а ювелирной точности. Причём вне всякой зависимости от задачи, которую вы выполняете.

И при создании физической теории, когда голова как будто кипит, и при вышивании крестиком вам требуется объемлющий эту деятельность простор из внутренней тишины. Он должен вместить и сделать возможной активность тех немногих центров, отвечающих за их выполнение. Больше 50% нейронов нашего мозга вообще заняты исключительно движениями тела. Из оставшейся половины на то, что мы называем высшими психическими функциями, приходится только крошечная часть. Пока они трудятся, задача остального мозга – это не шуметь, тихо и скромно занимаясь поддержанием необходимых для жизни функций.

Санитайзер для ума: техника быстрого очищения

Сегодня нагрузка на нашу психику особенно высока, а человеческий мозг не научился столь жизненно важной для него гигиене ни по итогам биологической эволюции, ни по итогам культурной. Бессознательная эволюция очень медленна, и у него просто не хватило времени, а давление отбора было недостаточным. Нам требуется взять ответственность за это на себя, и это подразумевает не только умение проводить глубокую работу по постепенной перестройке сознания, но и обладание неким аналогом кнопки быстрого очищения оперативной памяти на телефоне.

Это значит уметь буквально за несколько минут снять с себя поверхностный, но при том зловредный слой из налипших на ум отходов жизнедеятельности. Большая их часть разворачивается бессознательно, в фоновом режиме, и мы их не видим. Тем не менее нам хорошо знаком результат: тревога, усталость, вялость, апатия, раздражительность, гнев, отчаяние – вся гамма негативного спектра. Чтобы перейти из стандартного режима в режим прямого восприятия, мы сделаем приоритетным объектом внимания не виртуальную реальность, а ту ситуацию, что развернута перед нами прямо сейчас и сам созерцающий её ум.

Аналоги такого санитайзера для омрачённого сознания имеются во всех буддистских традициях. В дзэн, к примеру, они называются ichihgyo-zammai. В переводе с японского это значит – «самадхи одного действия». По большей части, однако, по ним не даётся никаких инструкций вообще, кроме как «просто сиди» или «просто ешь». Особенно любят наставления в этом духе учителя дзэн, и как показывает опыт, достаточными они являются, только если у вас есть много лет и энтузиазма в запасе для долгих экспериментов путём проб и ошибок. Здесь мы выпрямим и сократим этот тернистый путь.

Шаг 1. Торможение

Если у обычного компьютера внезапно обрушить тактовую частоту процессора, всё мгновенно зависнет и придётся перезагружаться. Мозг в этом смысле устроен более удачно. Когда мы тормозим его кипучую деятельность, работа многих программ идёт на спад очень плавно или же мгновенно завершается без каких-либо разрушительных последствий. Мы очищаем оперативную память от части паразитических процессов и сразу начинаем ощущать возросшую свежесть восприятия.

Хорошо понять, как затормозить избыточную психопродукцию обезьяньего ума, можно на примере. Много лет назад, когда эта техника ещё только оформлялась, я впервые убедился в её поразительной действенности. Тогда я гулял по летнему скверу и нёс на себе неведомо откуда взявшуюся вялость и тяжесть, сумрачную отделённость от мира вокруг. Психический фон был омрачён и покрыт тучами. Нельзя сказать, что ум невротически метался, скорее наоборот: у него не было энергии, и он меланхолично и лениво перепрыгивал с одной ветки на другую.

Благодаря нейробиологии я знал, что отсутствие сил, слабость и всякого рода мрачная апатия являются следствием интенсивного возбуждения специфических нейросетей мозга. Их чрезмерная активность подавляет центры положительных эмоций, внимания и исследовательского поведения. Значит, необходимо было потушить застойные очаги напряжения, затормозить бессознательный кинофильм стандартного режима и одновременно найти уму иное применение. То, что я тогда сделал, за минувшее десятилетие оформилось в следующий набор инструкций.

[1] Направьте своё внимание на любой участок внешней реальности. Не так уж важно, что именно это будет; главное, чтобы он не слишком сильно вас отвлекал. Ваш выбор может пасть на колыхание листвы в кронах деревьев, едущие по дороге машины, экран телевизора с идущим на нём фильмом, тарелка с едой или же беговая дорожка в спортзале.

[2] Удерживая там внимание, начните думать о том, чем вы сейчас занимаетесь, на что вы смотрите, чего пробуете добиться. Это должен быть внутренний монолог с соблюдением одного важного правила: каждое новое слово должно появляться в вашем уме не чаще раза в одну или две секунды. Проще говоря, думайте о том, что вы делаете, описывайте это, но очень-очень медленно, с паузой после каждого слова.

Когда десять лет назад я сидел на скамейке перед фонтаном, наблюдая за мерными вздыманиями и опаданиями вод, в голове звучали приблизительно такие слова: «Сейчас – моя – задача – произносить – про – себя – каждое – слово – примерно – раз – в – секунду. – Я – смотрю – перед – собой – на – фонтан – и – сижу – на – скамейке. – Ярко – светит – солнце – и – играет – в – каплях – воды. – Я – слышу – гул – машин – и – щебет – птиц».

Содержание самого монолога может быть любым, однако он должен касаться не прошлого или будущего, а развернутой перед вами прямо сейчас ситуации жизни. Медленно и любовно исследуйте лучом внимания избранную вами часть внешнего мира и описывайте указанным образом как то, что вы видите, так и своё занятие. Продолжайте практику от тридцати секунд до пары минут или того отрезка времени, который сочтёте нужным.

Вы заметите, как понемногу ваше восприятие очищается и на смену малому уму эго приходит большой ум с присущей ему яркостью и панорамностью. Это происходит, потому что за счёт торможения хода мысли замедляются или выключаются многие программы, вышедшие из-под контроля и начавшие жить своей жизнью. Одновременно уму не позволяет отвлечься тот факт, что мы погрузили его в специфическую игру с очень простыми и жёсткими правилами. Это даёт ему отдохнуть от изнурительных игр обезьяньего ума и вовлекает в дальнейшее сознательное очищение.

Шаг 2. Взгляд вовне

[1] Прервите свой внутренний монолог и ещё больше откройтесь выбранной части мира. Это означает, впустите в свои органы чувств несомый ей поток информации, слейтесь ним лучом внимания. Различайте детали, из которых состоит то, что вы видите, замечайте звуки и запахи, формы и краски. Не пытайтесь вобрать сознанием как можно больше. Усилие должно быть плавным, лишенным натуги. Пусть это происходит как будто само собой, как будто вода начинает просачиваться в открывшуюся полость. Никак не оценивайте то, что вы видите, не желайте, чтобы оно было тем или другим, не желайте ничего от него или себя. Займите позицию нейтрального, чистого и прямого восприятия.

В моём случае это было наблюдение за фонтаном и переливами солнечного света в его каплях. Фоном для этого служили разговоры проходящих мимо людей, шум проезжающих вдали машин и прочие звуки города.

[2] Спустя пару десятков секунд произнесите про себя: «Я занимаюсь тем-то и тем-то». Просто одним коротким предложением опишите, что именно вы делаете. Затем осознайте, что это действительно так. Поймите, что вы и правда заняты именно тем, что сейчас произнесли. Испытайте ощущение чуда от простоты момента, простоты его описания и сокрытого в них богатства. Я говорил себе: «Я сижу и наблюдаю за фонтаном».

Каждые несколько десятков секунд повторяйте эту же процедуру, повторяйте в одном коротком предложении описание того, что происходит и чем вы заняты. Затем осознавайте, что это и правда так, что ваши слова верны.

[3] Очистите свой ум от слов. Находитесь в прямом контакте с выбранным участком реальности и периферийным вниманием замечайте, что происходит вокруг. Если в сознании будут появляться сильные отвлечения, повторите инструкции из второго пункта: опишите, что именно вы делаете, осознайте, что сейчас происходит, а затем вернитесь к непосредственному восприятию ситуации.

Шаг 3. Взгляд внутрь

[1] Продолжая наблюдение, переведите основную часть внимания ума на сам этот ум. Отдайте себе ясный отчёт в том, где находится луч вашего внимания, на что именно он направлен. Если вы наблюдаете за фонтаном, сосредоточьтесь теперь уже не на фонтане, а на самом факте и характере процесса наблюдения.

Вспоминая слова Бодхидхармы, начните наблюдать не за рыбами, а за водой. Рассмотрите собственное отношение к происходящему. Какие эмоциональные реакции трепещут то тут, то там в пространстве сознания? Какие желания рождаются в вас в виде крошечных актов влечения к одним вещам и отвращения от других? Какие мысли и побуждения, страхи и надежды едва заметно проносятся в сознании, пока вы наблюдаете за миром?

[2] Вернитесь к течению повседневной жизни, сохранив в себе частичку пережитого опыта. Поддерживайте фоновую внимательность и осознанность, единство прямого восприятия как внешнего, так и внутреннего мира. В моём случае это означало встать со скамейки и спустя какие-то пять-семь минут оказаться в новом мире, под солнцем нового дня. Контраст был поразительным – и каждый раз, когда подобное происходит, изумляет меня почти так же, как и в первые годы. Вместо внезапно навалившегося отупения, вялости, сумрачности я был полон столь же внезапно появившихся энергии, свежести, интереса и светозарной чистоты.

Отдых

Приведённый здесь пример допускает и даже требует распространения на широчайший спектр ситуаций жизни. В первую очередь, техника быстрого очищения – это эффективный способ восстановить силы, повысить работоспособность и снять изрядную толику накопившегося стресса. Если ваша голова гудит или же, напротив, если вы ощущаете апатичное бессилие и потерю мотивации и интереса, она обязательно окажет благотворное воздействие.

Конечно, не стоит считать медитацию в движении волшебной таблеткой. То, как она сработает, зависит от многих переменных – в частности, от вашей опытности. Это также не замена формальной медитации, требующей от нас большего времени и сосредоточения. В большинстве обстоятельств, однако, мы не имеем возможности и не станем заниматься формальной практикой. Именно тогда особенную пользу принесёт эта техника, позволяя быстро вдохнуть в момент заряд сил и свежести, отдохнуть и очиститься. По надёжности и соотношению выгод и издержек она не имеет себе равных.

Сон

У многих из нас ум отказывается отдыхать и даже во время отхода ко сну продолжает пребывать в возбужденном, а подчас и невротическом состоянии. Он цепляется то за одну навязчивую мысль, то за другую, и это истощает ресурсы организма. Вместо того чтобы пытаться силой разжать его жадные пальцы и тем лишь раззадоривать, продолжайте думать обо всём, о чём вам захочется. Просто каждое слово внутреннего монолога должно произноситься с паузой в секунду или две. Как ни странно, соблюдать это правило очень легко и отвлечений почти не бывает. Опыт показывает, что это один из самых действенных и одновременно простых приёмов работы с сознанием, помогающих быстро заснуть. Применять второй и третий шаг из инструкции выше для ускорения засыпания, как правило, нецелесообразно.

Еда

И на ритритах для широкой публики, и в тысячелетних буддистских традициях вроде дзэнской или тибетской заслуженной популярностью пользуется практика осознанной концентрации на приёме пищи. Она даёт отдохнуть от более сосредоточенной формальной медитации, воссоздаёт её опыт в бытовых условиях и привносит необходимое разнообразие. Что важнее всего, осознанный приём пищи даёт возможность увидеть отчетливый контраст между омрачённым и рассеянным восприятием привычного занятия и прямым отношением к нему.

Дело в том, что обычно мы едим впопыхах и плохо различаем вкус пищи. Вместе с ней мы пережевываем мысли и реакции, а потому вкусовые ощущения просто теряются в столь стремительном многообразии. Но вот стоит нам перестать подкладывать себе на тарелку фабрикации обезьяньего ума, стоит отнестись к её содержимому в чистоте, мы будто оказываемся в другой вселенной. Мы начинаем есть как будто впервые за десятки лет, как будто невинной душой ребёнка вкушаем что-то совсем новое, диковинное, восхитительное.

Нельзя сказать, что предаваться мыслям и фантазиям за едой есть большое прегрешение. И всё же я рекомендую прочувствовать альтернативу. Попробовать есть, когда вы едите – и привыкнуть делать это время от времени. Смысл здесь не в повышенном удовольствии от процесса и не в его успокаивающем и целительном воздействии…


Источник: m.vk.com

Комментарии: