Внутренняя иммиграция, или GOOGLE на службе у фотографии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Он одинок перед экраном, у него нет ни отца, ни матери, ни страны, ни бога: все, что ему нужно, — это цифровое облако, к которому подключено его интернет-устройство». (Славой Жижек, философ)

«Если интернет останется свободным и открытым, я уверен, что через 10 лет фотографическая деятельность [с использованием Google-технологий] обретет такую же популярность, как и изображения, сделанные обычными ручными фотоаппаратами». (Мишка Хеннер, фотограф)

Фотография, как попытка запечатлеть красоту окружающего мира, возникла в качестве логичного продолжения живописи, с которой ее роднила в том числе тревожность, вызванная необратимостью времени и боязнью смерти. Один из ее «праотцов» — Генри Фокс Тэлботт, – разочаровавшись в своих скромных художественных способностях передать красоту итальянского озера Комо, предпринимает ряд инновационных шагов, значимых впоследствии для появления феноменального изобретения фотографии.

«Минолта. Когда вы – это фотоаппарат, а фотоаппарат – это вы», — гласила популярная в конце 1970-х годов американская реклама. По мере развития технологий и постоянного упрощения механических процессов съемки, фотография становилась все более доступной: капиталистический мир диктовал свои правила, а мистические откровения, связанные с созданием снимка, уступили место рекламным слоганам, где акцент делался на актуальных качествах «быстроты» и «удобства». Дальновидный критик в области визуальных исследований Сьюзан Зонтаг уже тогда употребила в своем эссе «Фотографические евангелия» словосочетание «photographic recycling of reality», иронично подчеркивая статус и вторичность процесса фотографирования. Сегодня же, когда легкостью эксплуатации уже никого не удивить, очередной визуальный прорыв приходит с возникновением и расцветом продвинутых google-функций. Они плавно замещают эмоционально-эстетическое переживание прекрасного на ощущения, сходные легитимному вуайеризму.

25 мая 2007 года мир оказывается официальным свидетелем запуска сервиса Google Street View (GSV) – первоначально скорее картографической и развлекательной функции Google Maps и Google Earth. При помощи специально закрепленных на крышах автомобилей на высоте около 2,5 метров вращающихся камер пользователи данного сервиса могут созерцать панорамные виды различных городов мира. Сегодня, спустя 5 лет после запуска этих функций, GSV уже покорил более чем 3 000 городов 43 стран мира. Более того, список стран, давших согласие на «подглядывание» через Google-функции постоянно увеличивается, равно как и число тех, кто использует базу визуальных данных как средство особого вида фотографической активности.

Не приученный к модным интернет-технологиям зритель все еще сомневается в профессиональном статусе «художников», извлекающих изображения из google-библиотек, вместо того чтобы делать их более традиционными методами, которые предполагают точные настройки камеры, работу с моделями и, конечно же, надежду на «решающий момент». Однако, мировое сообщество от подобных сомнений весьма далеко. Одну из причин, оправдывающих целесообразность использования GSV в фотоцелях, можно легко проследить на примере работ таких фотографов как Мишка Хеннер / Mishka Henner и Дуг Риккард / Doug Rickard. Для создания серий они оба используют материал, собранный путешествующими Google-камерами в труднодоступных местах планеты — местах, где работа профессионального фотожурналиста была бы весьма осложнена.

Массив фотоизображений, собранный аппаратами google во всех уголках нашей планеты от Антарктики до Эрмитажа, физически сложно представить. Доступность материала, визуализирующего географию, вероятность увидеть которую своими собственными глазами очень часто равна 0,1%, не могла оставить равнодушными фотографов, принявшихся щедро им пользоваться для окончательного нивелирования границ пространства и времени. Так как камеры, по сути, предоставляют скучный, сырой материал, то в задачи фотографа входит отбор, кадрирование, манипуляции с настройками контраста и яркости в нужных снимках, — именно посредством этих действий им придается художественная ценность. Такие действия, по мнению бельгийского фотографа Мишки Хеннера, «полностью превращают изображения в нечто, что может быть красивым, пугающим и заставляющим подумать».

Сам Мишка Хеннер для своего проекта «Ничья земля» / No Man’s Land отобрал визуальный материал, иллюстрирующий окраины испанских и итальянских городов. «То, что на первый взгляд кажется банальной иллюстрацией столкновения естественной и городской среды, при более пристальном рассмотрении становится удивительно запоминающейся сюрреалистической картиной секс-торговли» — комментирует проект Хеннера критик и фотограф Марко Бор / Marco Bohr.

Другой фотограф, совмещающий в отбираемых им google-изображениях традиционный взгляд фотожурналиста и новые цифровые технологии GSV, американец Дуг Рикард, комбинирует их в серию «Новая американская фотография» / «A New American Picture», которая открывала экспозицию Музея современной фотографии в Чикаго (2012), демонстрировавшись ранее в Нью-Йорке (2011), Париже (2009) и галерейных пространствах других городов. Просматривая компьютерные изображения самых бедных, нередко опасных районов США, Рикард отобрал около 10 тысяч изображений, постепенно сузив серию до 80-ти. «Единственное различие между этой работой и традиционной уличной фотографией заключается в том, что мир является в застывшей форме, то есть мой выбор ограничен именно зафиксированными условиями, — признается американский фотограф, — фиксированным объективом, дистанцией, заданной шириной улицы, а не физическим перемещением фотографа».

Еще в конце 1970-х годов критики пришли к выводу, что люди, фотографирующие то же самое событие, все равно не производят идеально одинаковые снимки. Сегодня кажется нормой осознание того, что за любой камерой стоит человек, с его, пользуясь терминологией НЛП, «набором фильтров», заставляющих примерять на реальность определенную рамку, сознательно принимая решение относительно объекта съемки, дистанции и так далее. «Фотографии являются свидетельством не только того, что на них представлено, — отмечает Сьюзан Зонтаг, — но и того, что личность наблюдает, не только регистрацией, но и оценкой мира».

Американский дизайнер в области цифровых технологий Клемент Валла, использующий в качестве вдохновения вездесущий объективный взгляд цифровых Google-механизмов, как раз достаточно саркастично относится к доверчивости зрителя. Его проекты выставляют по всему миру, а мнение и взгляды на искусство и технику публикуются в престижных изданиях, среди которых «Time Magazine», «The Huffington Post», «Wired», «Guardian», «Liberation» и «El Pais». В своем сюрреалистическом проекте «Открытки с Google Earth» / «Postcards from Google Earth» фотохудожник подбирает странные, порой даже отталкивающие изображения, содержащие оптические иллюзии помех, очевидных ошибок в передаче визуального материала с google-камеры в интернет.

Тем не менее, сам Валла пытается воздержаться от прямой классификации мистических визуальных эффектов как случайных ошибок: «Когда я внимательнее рассмотрел их, я осознал ситуацию, которая оказалось гораздо более интересной. На самом деле изображения не имеют помех, они представляют собой абсолютный логический результат системы. Они суть математическое краевое условие — аномалия внутри системы, отход от стандарта, резко отклоняющееся значение, но вовсе не ошибка. Эти вибрирующие моменты четко показывают, как фактически работает Google Earth, подчеркивая особенности программного обеспечения».

«Представленные изображения демонстрируют новую модель репрезентации: не посредством фотографий-индексов, а путем автоматического сбора данных из миллиардов постоянно обновляющихся и бесконечно комбинирующихся источников, объединенных общей задачей построения цельной иллюзии».

«Google Earth – это база данных, маскирующаяся под фотографический образ. […] Система редактирует определенные образы мира. Программное обеспечение исправляет, заново собирает, обрабатывает и упаковывает реальность, чтобы сформировать очень особенную и полезную модель. Эти заново собранные изображения кажутся нам чужими, так как, будучи, по сути, очень правильными, они являют неправильные образы поверхности земли. И ощущение это естественно для нас именно потому, что авторами этих образов являлись не люди. Именно это нас и привлекает. Представляя собой реализацию законов универсального построения, образы создаются алгоритмом, который считает, что в них нет ничего неправильного», — объясняет Клемент Валла.

Текст: Ольга Бубич

znyata. com

В серии скриншотов Google Earth «Неизменный вектор» фотограф Марко Кадиоли берет на себя роль спутника, созерцающего путь человека по поверхности Земли. Работы Кадиоли удивительным образом перекликаются с живописью Фрэнка Стеллы.

«Искусство вытесняет лишнее. Для Фрэнка Стеллы лишним является все, отличное от линий. Остальные фигуры попросту отсутствуют на его холстах. Фрэнка Стеллу не заботит выражение чувственности. Что его интересует, так это его потребность писать. Символизму нужны люди. Работы Стэллы не символичны. Его линии — это тропы, проложенные кистью на холсте, они — проводники в живопись». — Карл Андрэ, предисловие к Stripe Painting Фрэнка Стеллы, Музей современного искусства, Нью-Йорк, 1959 год

Работы Фрэнка Стеллы необыкновенно похожи на спутниковые снимки распаханных полей: комбайн идет по одному и тому же, заранее проложенному пути. Машина натыкается на границы поля, кисть Стеллы — на периметр холста.

Перевод Марии Дорошенко для группы «О фотографии»


Источник: vk.com

Комментарии: