Как в популярных произведениях попадают в парадокс «Корабля Тесея» и есть ли из него выход

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


??

Почему не всё так просто с героями сериала «ВандаВижен» — объясняем в 50, 500 и 5000 знаках.

Кадр из сериала «ВандаВижен»

В сериалах, фильмах и книгах герои иногда сталкиваются с парадоксом, хорошо известным около двух тысяч лет. По имени упомянутого в нём в первый раз героя его называют «парадоксом корабля Тесея», хотя персонажи современных шоу не всегда знают об этом. При своей внешней простоте парадокс скрывает несколько уровней смыслов, которые преподаватели философии любят раскрывать на семинарах.

Первоначальная формулировка парадокса приписывается древнегреческому мыслителю Плутарху, который описал смутившую философов ситуацию. Корабль, на котором по легенде возвратились Тесей и афинские юноши, хранился горожанами длительное время. Он оставался на плаву, потому что они убирали старые доски по мере их разложения, заменяя их на более прочные.

Этот корабль стал постоянным примером среди философов для логического вопроса о вещах, которые меняются.

Одна сторона считала, что корабль остался прежним, а другая утверждала, что это не то же самое.

Плутарх

философ

Основной вопрос, который пытались разрешить философы в общем виде, звучал так: «

Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?

» Поначалу парадокс представлял интерес как схоластическое упражнение, однако по мере осмысления проблемы стал практически значим. Достаточно было представить себе, что речь идёт не об абстрактном корабле, а о человеческом теле.

Вижн как корабль Тесея

Кадр из сериала «ВандаВижен»

Самый свежий пример применения парадокса – финал сериала «ВандаВижен», в котором возрождённый силой Алой Ведьмы Вижен встречается с Белым Виженом, воссозданным из останков синтезоида. Два персонажа рассуждают, кто из них и почему является настоящим: Вижен, который хранит в себе все воспоминания о предыдущей жизни или Вижен, который живёт в своём первоначальном теле. Среди фанатов шоу это породило волну обсуждений.

Как популярный сюжетный ход парадокс корабля Тесея часто применялся в массовой культуре, а авторы произведений предлагали для него зачастую нестандартные варианты разрешения. Не погружаясь в специфическую терминологию, объясняем простым языком, как разрешается парадокс и есть ли из него выход. За 50, 500 или 5000 знаков.

В 50 знаках

Смотря как считать, тот самый это корабль или нет.

В 500 знаках

Парадокс при кажущейся абстрактности ставит практический вопрос, что важнее: форма или содержание. Поначалу он простой: определяет ли человека набор внешних признаков (черты лица, две ноги, две руки) или человеком его делает именно «личность» как набор поведенческих характеристик. С тем, что человек, которому вживили протезы рук или ног, остался тем же самым, согласны все. Остался ли «тем же самым» человек, у которого из-за психического расстройства появились множественные личности, пока неясно.

В 5000 знаках

В 2012 году на экраны вышел фильм «Корабль Тесея», в котором режиссёр размышляет над этим парадоксом, но с иной точки зрения. Персонажи переносят операции по пересадке органов и в какой-то момент задумываются: остаётся ли прежним человек, который потерял часть себя. Но даже и без чужих органов человек постоянно регенерирует в течение жизни, обновляя все клетки организма каждые несколько лет. Человек, которого вы увидели спустя 20 лет после последней встречи, физически уже совершенно другой, однако вы общаетесь, вспоминаете былое как с «тем же самым» оригиналом.

В схожей логике становится возможным постепенно заменять человеку какие-либо части тела на технически более совершенные – он будет оставаться «тем же самым», пока сохраняется его личность. Один из самых известных примеров такого подхода – история Железного Дровосека из «Волшебника Изумрудного города». При встрече с Элли он описывает, как стал полностью железным: колдунья заколдовала его топор, который отсёк ему руки и ноги, голову и разрубил тело пополам.

Кадр из мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Умелый кузнец раз за разом изготавливал новые части тела, только не смог сделать сердце. Дровосек отправился вместе с девочкой к мудрому Гудвину, чтобы волшебник помог ему. Ни у читателя, ни у других персонажей не возникает и тени сомнения, что ставший полностью железным Дровосек – «тот же самый», что и был из плоти и крови. Он вспоминает о своей прежней жизни и невесте, надеется вернуться к прежней жизни.

Ситуация с точностью до наоборот упоминается в сериале «Доктор Кто». В эпизоде «Глубокий вдох» Доктор встречает андроидов, которые маскировались под людей, заменяя свои запчасти человеческими органами. Главный герой отмечает, что от «тех же самых» андроидов не осталось и следа, а созданные существа являются совершенно новыми. Как относиться в реальной жизни к человеку, некоторые (или все) части тела которого были заменены механизмами – вопрос открытый.

В 2017 году его вынес на обсуждение Илон Маск. На конференции World Government Summit он порассуждал, что в недалёком будущем мы увидим слияние биологического и цифрового интеллекта за счёт интерфейсов, которые обеспечат симбиоз человеческого мозга и искусственного интеллекта.

Неизбежно возникнет вопрос: усиленное гаджетами или даже полностью «оцифрованное» сознание — это всё ещё «тот же самый» человек, или уже что-то новое. Если при этом сохраняются и биологический оригинал, и цифровая копия сознания, то какая версия из них «настоящая».

Известны случаи, когда в ходе «усиления» человеческого тела цифровыми гаджетами оно получало новые способности, которых не имело ранее. «Первый официальный киборг» Нил Харбиссон после операции остеоинтеграции стал видеть инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, а художница и активистка Мун Рибас смогла чувствовать сейсмическую активность. Наука уже сегодня продвинулась так, что можно утверждать – незаменимых частей тела нет. Например, в ходе операции гемисферэктомии пациенту удаляли полушарие мозга, а человек при этом сохранял способность мыслить и говорить.

Нил Харбиссон Фото: JtechPC

Задача о замене частей целого – только половина парадокса. Применительно к кораблю Тесея вторая проблема сложнее: что будет, если из заменённых досок собрать ещё один корабль? Какой из них будет «тем же самым»? Разрешение парадокса зависит от того, что мы имеем в виду под словами «тот же самый» – за тысячи лет философы разработали множество подходов. Вот несколько из них.

Одна из теорий, изложенная ещё современником Плутарха Гераклитом, исходит из отрицания идентичности одного объекта в разные моменты времени (объект уникален в каждый момент). Философ проиллюстрировал свою мысль, уточнив, что «на того, кто вступает в одни и те же реки, текут разные воды».

Другая теория гласит, что корабль Тесея представляет собой целостную структуру, а не отдельные части, которые могут быть заменены. Если даже из старых досок собрать ещё один корабль, то оба они могут проследить свою историю до первоначального оригинала. Получается, что оба корабля идентичны и друг другу и, таким образом, представляют собой один корабль, существующий одновременно в двух местах. Развивая эту мысль, можно представить себе изготовление неограниченного количества кораблей Тесея, и все они будут оригиналами.

Диалектический закон о переходе количественных изменений в качественные говорит, что изменения должны накапливаться и приводить к качественно новому состоянию. То есть, корабль Тесея должен стать «другим». Противники такого подхода настаивают, что диалектический подход неприменим. Они утверждают, что определяющей является функция объекта, а она никак качественно не изменилась, корабль остался «тем же самым». Корабль, в котором поменяли все доски, может быть только подобным оригиналу (количественно), но не идентичным (качественно).

Ещё одна теория исходит из того, что корабль, независимо ни от чего, остаётся «тем же самым», поскольку представляет собой сложившийся образ в сознании множества людей. Неважно, сколько досок заменили, он будет идентичен оригиналу до тех пор, пока жива историческая память о нём.


Источник: tjournal.ru

Комментарии: