М. А. Полякова. Мысли

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-03-04 01:12

Работа разума

Выдержка из интервью А.В. Курпатова – врач-психотерапевт, психиатр, фигура медийная, у него есть и иные занятия, мне в данном случае неинтересные. Его мысли показались мне любопытными: не потому, что узнала что-то радикально новое, а потому что всегда рада, когда мои мысли оказались отнюдь не только моими. Знаете ли, если твои мысли никем не разделяются – это увесистый намек на шизофрению в твоей башке (отличный, между прочим, диагностический критерий!).

Дальше идут слова Андрея Владимировича. Он размышляет вообще. Однако (так выходит) первая часть его текста касается наших подопечных детей, вторая же – увы, нас, логопедов.

Человеческая популяция в самом деле, судя по всему, глупеет. Прежде всего это связано с цифровой зависимостью. Самая большая проблема – с детьми, потому что в период созревания мозга цифровая зависимость в буквальном смысле токсична. Когда мы рождаемся, у нас с вами нейронов, что называется, с запасом. Но в процессе созревания мозга происходит отмирание клеток, которые не востребованы внешними раздражителями. Нейрон сохраняется только в том случае, если он будет простимулирован. Поэтому так важна среда, богатая разнообразными стимулами: игрушками, играми, социальными контактами, многообразием жизненных ситуаций. Айпад обездвиживает ребенка, лишает его естественного любопытства, аутизирует его.

Именно поэтому появился термин «детское цифровое слабоумие» – digital dementia. У ребенка не формируются те нейронные связи, которые должны обеспечивать его будущий зрелый, взрослый функционал. Детство – очень важный период, когда необходима разносторонняя социальная коммуникация, живое взаимодействие, командная работа и так далее. Грубо говоря, прежние пионерлагеря, дачная жизнь, все эти «деревня на деревню»… То есть нужен фактический, реальный жизненный опыт. А сейчас люди даже в 25 лет – это уже поколение, которое в целом интеллектуально сформировалось в цифровой среде. Это что касается детей.

Если мы говорим про людей старше, то тут надо понять, насколько им сейчас вообще нужно мышление. Мышление – это способ решения жизненных задач. Но, как я уже сказал, мир устроен так, чтобы минимизировать количество решаемых нами задач. Любые цифровые технологии, любая роботизация приводят к тому, что мы можем не думать. Не думать, как доехать из одного места в другое, не помнить «лишнюю» информацию, ведь всегда под рукой смартфон, и так далее. Простой пример: если вы раньше планировали встречу, вы должны были предусмотреть все моменты, чтобы не разминуться. Но сейчас вам об этом не надо думать. Мы были вынуждены предусматривать каждую мелкую деталь, события, которые могут произойти. Выходя из дома, мы должны были подумать, сколько денег с собой взять, откуда можно будет позвонить и когда человек, с которым мы хотим связаться, потенциально может оказаться у телефона. То есть сама по себе жизнь требовала решения большого количества кажущихся примитивными задач. Но эти задачи были реальными, нам нужно было обо всем этом думать. Сейчас это не нужно. Однако, если вы не тренируете интеллектуальный навык, он, конечно, будет атрофироваться.

Второе важное обстоятельство связано уже сугубо с нейрофизиологией. Наш мозг работает в нескольких режимах, при этом режим потребления информации и режим мышления – два разных режима, работающих в противофазе. Это значит, что вы или потребляете информацию, или думаете. Когда вы находитесь в гиперинформационной среде, ваше внимание взято в плен контентом. Ведь главная задача медиа и социальных сетей – это захватить внимание аудитории. Получается, что времени, когда может включиться та нейронная система, которая отвечает за мышление, становится все меньше. Мы потребляем огромное количество информации, но если мозг ее не прорабатывает, не встраивает в существующие системы знаний, то она пролетает из одного уха в другое. В результате развивается что-то вроде нажитой информационной дебильности.

Вторая часть рассуждений (про взрослых) мне кажется интересней (страшней).


Источник: vk.com

Комментарии: