Касательно вопроса о сознании ниже. Такое необходимо уяснить раз и навсегда любому, кто считает себя материалистом.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Касательно вопроса о сознании ниже. Такое необходимо уяснить раз и навсегда любому, кто считает себя материалистом. В этом плане Селетков, как ученик Орлова, четко оперирует категориями, конкретно-определенными, а не жалкой путанницей, которой ныне, увы, довольствуются многие.

Роман Селетков ответил Владиславу

Владислав, "Если материя - это то, что независимо от сознания, то нужен новый термин, который позволил бы их объединить. Поскольку и материя, и сознание есть, второе не что-то потустороннее."

Если рассматривать материю и сознание диалектически, а не формально-логически, т.е. видеть в них не только противоречие, но и единство, то отпадает необходимость в "новом термине", т.к. одно не будет выступать "потусторонним" по отношению к другому. Сознание не чуждо материи, потому что является продуктом развития материи, свойством наиболее высокоорганизованной материи и отражает материю в субъективных формах чувственного образа и абстрактного понятия, черпая свое содержание из материальной действительности.

Более того, вы сами подспудно обозначили искомую вами объединяющую категорию: "Поскольку и материя, и сознание ЕСТЬ"

Это категория реальности, бытия. Материя - объективная (существующая до, вне и независимо от сознания) реальность, данная нам в ощущении... Но сознание тоже реально, только это реальность субъективная, имеющая принципиально отличную от материи качественную природу. «Это, конечно, сплошной вздор, будто материализм утверждал «меньшую» реальность сознания...» (Ленин, ПСС, 18, 296)

В истории философии были попытки представить категорию реальности (бытия) в роли предельного объяснительного понятия, например, этим известен Евгений Дюринг. Суть в том, что категория бытия, не смотря на большую экстенсивную общность, является менее содержательной и качественно определенной: она лишь указывает на факт существования, но не выражает специфики определяемого. Чтобы выразить специфику определяемого, необходимо отличить его от другого. Но от чего можно отличить бесконечный мир, все сущее во всем его многообразии? От чего-то вне его нельзя, т.к. его нет, поэтому его следует противопоставить какой-то его части. Но эта часть должна быть свойством наивысшей формы его развития (т.к. простое не способно выразить сложное во всей его полноте) и находиться в универсальном отношении к миру, т.е. должна быть способной относиться к миру как к целому и выражать мир как целое. Искомым явлением и выступает сознание.

"Если мы под понятие материи подводим все, что есть, то и сознание становится "материальным""

Под понятие материи подводится все, что существует до, вне и независимо от сознания.

"Иными словами разделение на материю вне сознания и материю мыслящую совершается уже внутри самой материи."

Да, но нельзя полностью отождествлять мыслящую материю, т.е. человека, с одним из его атрибутов - сознанием. Бесконечный мир, материя на определенном этапе своего развития порождает такую форму своей сложности, которая в качестве одного из своих свойств имеет универсальную способность отражать окружающую действительность и саму себя в иной, диалектически противоположной, субъективной, идеальной форме - форме абстрактного понятия, мысли.

"Опять таки, сам Ленин отмечал, что это разделение уместно только в вопросе об их соотношении. Вне этого вопроса это деление неуместно."

Разделение на материю и сознание уместно лишь при их противопоставлении и сопутствующем выявлении первичности одного из них. Материя и сознание - две предельных философских категории, которые определяются одна через другое и вне этого определения теряют всякий смысл: «По сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. ...Есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела (если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология» (Ленин, ПСС, 18, 149) И чуть ниже: «...величайшую бессмыслицу говорят махисты, когда они требуют от материалистов такого определения материи, которое бы не сводилось к повторению того, что материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое — вторичное» (Ленин, ПСС, 18, 150)

Возможно, вы имели в виду тезис Ленина об абсолютном и относительном характерах противопоставления материи и сознания: «...противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: в данном случае исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что вторичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна» (Ленин, ПСС, 18, 151)

Здесь как раз содержится указание на диалектику их соотношения. В своем противопоставлении они всегда сохраняют внутреннюю, отличную друг от друга природу ("сто талеров в уме и сто талеров в кармане"), но вместе с тем эта противоположность не столь абсолютна, т.к. образ ста талеров является отражением увиденных ранее ста талеров.

Роман Селетков ответил Богдану

Богдан, Субстанциальность как самопричинность - одна из сторон материи, наряду с бесконечностью, развитием и т.д., она не стоит над материей, а относится к ней, материя и есть субстанция, causa sui, т.е. не нуждается в ином для собственного существования. Эту категорию нельзя рассматривать в качестве общей для материи и сознания хотя бы потому, что сознание не субстанциально (=самопричинно) Оно нуждается в материи 1)как субстрате, на базе которого оно существует; 2)в качестве объекта, которое оно отражает.

Может все-таки наоборот, идеальное - одна из характеристик сознания и мышления как его активной деятельности? Правильно ли я понял, что вы допускаете существование иных форм идеального, не относящихся к человеческому сознанию и не зависящих от него? Если да, то приведите, пожалуйста, пример. Только не сильно увлекайтесь, мы не в духовной семинарии))


Источник: vk.com

Комментарии: