Духовная гипнотерапия: методология, методы, перспективы | Научно-исследовательский институт клинического гипноза

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-03-02 09:29

Психология

ДУХОВНАЯ ГИПНОТЕРАПИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Блинков А.Н., президент Национального общества гипноза РФ, директор НИИКГ, к.пс.н.

Болсун С.А., клинический психолог

Подгорный А.В., психолог

Сафаров И.Ш., к.ф.н., PhD, психолог

Приступая к описанию методологических основ выбранной области, мы осознаем сложность задачи. Словосочетание «духовная гипнотерапия» охватывает, пожалуй, наименее изученную область гипнотерапии, так же, как и наименее изученную современной психологией и психиатрией существенно субъективную, духовную сторону жизни человека. Эта область очерчивает многомерное пространство — теоретическое и прикладное, философское (антропологическое и мета-антропологическое) и практическое – психологическое и психотерапевтическое. Её рождение подготовлено предыдущей историей развития помогающих отношений, а сам факт её появления указывает на настоятельную потребность в её разработке. Область исследования духовной природы человека для гипнотерапевтической помощи, как любая область науки, имеет свой структурный и содержательный цикл развития, и протекает во времени при участии большого количества исследователей и практиков. Значит, она предполагает кропотливую методологическую и практическую работу. Поэтому на данном этапе нужно составить важное методологическое соглашение.

Все авторы данных строк имеют клиническую подготовку. Мы практикуем в разных областях поддержания и умножения душевного здоровья человека, и пользуемся различными методами гипнотерапии в едином позитивном ключе. Следуя за основателями позитивной психологии М.Чиксентмихайи и М.Селигманом, и традициями НИИ Клинического Гипноза (далее НИИ КГ), мы хорошо осознаём разницу между объёмом мирового научного знания в психологии и психотерапии, основанного на клинических исследованиях, и объёмом теоретического и практического знания о человеке, основанном на его глубинной духовной природе. Духовная природа человека, согласно свидетельству философов и мистиков, обладает колоссальным потенциалом роста и изменения личности. И активное проникновение современной гипнотерапии в это многомерное пространство совершенно очевидно. Однако традиционным научным гипнотерапевтическим школам мира, основанным на классической науке начала-середины 20 века, сложно предложить обобщенное описание психосоматической структуры и функций духовно-психологической природы человека начала 21 века. Научная парадигма за последние 100 лет изменилась радикально, и продолжает меняться. Однако она плохо ассимилируется консервативными научными школами человекознания. Учитывая то, что очерченная в заголовке область находится в самом начале научного развития и становления, необходим методологически более корректный подход к данному очерку. Мы предлагаем назвать текущий этап развития духовной гипнотерапии духовно-ориентированной гипнотерапией.

Договоримся о том, что в духовно-ориентированной гипнотерапии стоит различать три составляющих:

Конкретную духовную и психологическую основу – мироощущение (опыт бытия) с соответствующим ему мировоззрением (осознанным теоретическим конструктом), на основе которых выстраиваются самоидентичность, структура и функции гипнотерапии

Цели и задачи духовно-ориентированной гипнотерапии

Практические средства и инструменты, методы для осуществления духовно-ориентированной гипнотерапевтической работы и для её исследования

Поскольку данная глава посвящена не столько клинической, сколько духовно-ориентированной гипнотерапии, даже там, где уместно писать «пациент», мы используем «клиент». Это ещё раз подчёркивает большую ответственность клиента в духовно-ориентированной гипнотерапии, и большую самостоятельность в сравнении с традиционной пассивной позицией пациента клиники.

К концептуальным основам духовно-ориентированной гипнотерапии

Когда сознание беспокойно, возникает множественность вещей;

когда сознание обретает покой, множественность исчезает.

 Ashvaghosha. The Awakening of Faith (Капра Ф. «Дао физики»)

Теория и методы современной гипнотерапии в основном базируются на медицинских, нейробиологических и психофизиологических теориях. Эта основа знания в гипнологии занимает базовое положение, и безусловно необходима[1]. Так обстоит дело и в большинстве известных видов классической психотерапии, а также в современных методах помощи, доказывающих свою эффективность с применением статистических методов. Очевидно, что в психотерапии до сих пор за эталон научного мышления принимается естественнонаучное мышление и картина мира на основе физики и биологии первой половины 20 века. Выход за их пределы хранителями классических школ воспринимается крайне негативно.

Надо отдать должное современной нейробиологии и смежным дисциплинам, где появляется огромный объем новых знаний о работе мозга, ЦНС, мышления, эмоций и поведения человека. На этом фоне и методы психотерапии, в частности гипнотерапии, умножаются в количестве, комбинируются. Однако, при появлении неклассических находок, исследователи и практики склонны к редукционизму. Они продолжают придерживаться психофизиологии видов внимания, сочетанной работы различных зон мозга в гипнозе и гипнотических состояний сознания. В литературе трудно найти завершённое, связное и практичное описание психосоматики и психофизиологии субъективной жизни в норме и патологи. Сложно сослаться и на описание целостной духовно-философской картины развивающегося субъекта. Трудности сохраняются и в области психологических  интерпретаций функционирования личности во время гипноза и в измененных состояниях сознания (ИСС[2]). Исследователи в своих выводах ограничиваются условными допущениями и договорённостями внутри отдельных психологических школ и традиций. Так, договорённость об общем содержании понятий сознания, бессознательного и подсознания всё ещё — дело будущего. В большинстве школ гипнотерапии вообще нет нужды в целостном описании личности, сознания и деятельности, и они ограничиваются в своей работе клиническими задачами и тонкостями методов. Не лучше обстоят дела в отношении понятия «души» — собственно предмета науки — и в самой психологии: «встречи психологии и души, возможно, регулярны, но слишком кратковременны, чтобы не сказать мгновенны, и не оставляют в душах психологов видимых следов.»[3]

Обращение к конкретным религиозным конструктам показывает их метафоричность, культурную и историческую обусловленность и фрагментарность. Их невозможно привести к общему знаменателю с научными представлениями, как и с духовным опытом иных культур.

Этимологическим корнем слов «психология» (psychology), «психотерапия» (psychotherapy) является греческое слово «psyche», которое переводится как душа, бессмертная часть личности, ум, дух, дыхание[4]. Таким образом, духовно-ориентированная гипнотерапия как область психотерапии необходимо связана со знанием духовной психологической природы человека. Человек духовный, с одной стороны, это — сложная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся и самосознающая естественная система, и её можно изучать «снаружи» — через её социокультурные и поведенческие проявления. С другой стороны, человек – субъект своих переживаний, и интроспективно он также — сложное многомерное целое, самосознающая себя «изнутри» живая духовная личность. Если границы традиционного психологического исследования личности обозримы в рамках выбранной исследовательской концепции, то границы субъективного, в том числе духовного самоисследования и само-осознания человека определить на данный момент проблематично. Целостное научное представление принципиально субъективной системы, при существующем разнообразии школ, понятий и методов исследования сознания и личности, и обилия видов психотерапии, задача очень непростая. Традиционная монополия в отношении внутреннего мира человека со стороны религий в данной исследовательской ситуации нуждается в пересмотре. Общая религиозная мифология в части духовной и мистической природы человека, а также его связи с миром духа невообразимо сложна. Упрощенное её перечисление включает антропологическую и метаантропологическую части, а также формы существования абсолютного духа и духов природы внутри сложной структуры космоса. Требования к целостности знания делают необходимой работу по их философскому и научному методологическому переосмыслению в текущем контексте.

Традиционное в классической психологии и клинической психотерапии представление о человеке давно вызывает методологические трудности, особенно в части человека духовного. Уже более 100 лет человек изучается с позиций стороннего наблюдателя, так сказать, «снаружи», с сильным акцентом на изучении поведения. Поведенческие науки часто заявляют, что не нуждаются в субъективности, и держатся вероятностных методов и строгих алгоритмов исследования, заимствованных из статистической физики. Надо сказать, что эти исследования всё же находятся в общем эволюционном направлении наук, и хорошо согласуются с западной медициной. Однако, с философских позиций, упрощение работы сложных сознательных живых организмов до их биологии и поведения характеризуется как редукционизм или атомизм. Оно сопровождается утратой знаний о свойствах целого, о важных свойствах сложной сознательной целеориентированной системы.

Так, в отечественной психиатрической практике, иногда под страхом обвинения в непрофессионализме, докторам запрещается даже психологизация феноменов, что подменяет системную картину целостной динамики личности (в том числе – её расстройств) её физиологическими проявлениями и симптомами. Субъективность человека, побывавшего у психиатра, отметается как безоговорочно неверная и патологичная. Также пренебрегают субъективностью, несмотря на тесную связь с моделями сложных динамических систем, и современная нейробиология, и психофизиология, и когнитивные науки. А между тем, гносеологический принцип описания работы сложных естественных систем состоит в том, что «адекватное представление естественной системы возможно лишь через систему, сравнимую с ней по сложности»[5]. Это означает, что сложную самосознающую духовно-ориентированную систему человеческой личности может адекватно описать лишь другой когнитивно состоятельный духовно-ориентированный человек. Опыт исследователя человеческой личности, его компетентность и личная сложность должны быть соотносимы с опытом и сложностью обследуемого. Обращаясь к нашей теме, духовно-ориентированным гипнотерапевтом может быть только самосознающий и практикующий духовное самоисследование профессионал[6].

Необоснованное сведение сложного к простому не прижилось в гуманистическом направлении психотерапии, которое стало альтернативой редукционизму классического психоанализа З.Фрейда. Так, например, Милтон Эриксон в своей гипнотерапии избегал точных определений и использования авторитетных методов исследования, принятых в естествознании и поведенческих науках США. Избегание упрощений вынудило и других психотерапевтов искать пути качественного описания и исследования одного случая (case study). Например, принципиально важно адекватное описание смыслоориентированного человека, меняющегося вопреки гомеостазу, выживанию и социальному мнению. На пути субъективно-ориентированных методов помощи (транс-ориентированных, интроспективных), таким образом, находятся трудности теоретического и методологического характера. Смысловое и духовное составляют относительно самостоятельную область, и их нельзя сводить ни к высшим эмоциональным, ни к высшим интеллектуальным проявлениям.

В поисках общего научного описания человеческой психики психология и поведенческие науки прошли этап интереса к поведению и эмоциям, и к 70 годам 20 века Американская Психологическая Ассоциация официально приняла концепцию человека мыслящего (справедливо упомянуть, что российская психология начала 20 века занималась, прежде всего, мышлением). Все последние достижения психологии и психотерапии по-разному объединяют в себе эмоционально-физиологическое, интеллектуальное, волевое и поведенческое проявления человека. Дальнейшая проработка этих составляющих, скорее всего, будет сближать виды психотерапии между собой. Так когнитивно-поведенческий подход, современный психоанализ, гипнотерапия и гештальт-терапия связывают указанные компоненты между собой. Однако они не пересекают границу между поведением, мышлением, эмоциями – с одной стороны, и духовностью – с другой. Их методологии для этого не готовы.

Духовность как неотъемлемое свойство (философски — атрибут) человека сопряжено с его ценностно-смысловой сферой, пронизывающей культуру, социальные договорённости, науку и религию эпохи. Этот полюс духовности ближе к самосознающей субъективности, к смыслу жизни, к её нематериальному содержанию, к процессу субъективного самостановления и самоосуществления, к способности проникать реальность необусловленным вниманием и даже математикой, и переживать её постижение. Именно эти проявления связывают чаще с сознанием – общим и индивидуальным. Исследователям области духовной жизни и сознания[7], переживающей в 21 веке революционные перемены, нужно решить задачу связи духовного и материального[8]. Сознание и бессознательное также выражены в творческой активности человека, в его высших проявлениях[9]. Творчество освобождает человека от рутины, и возвращает его к духу, преобразуя и предыдущий полюс – сферу ценностей, культуры, наук и религию. Таким образом, творчество охватывает собой и материальную, и нематериальную стороны жизни человека, его сознание и бессознательное, являясь универсальной (даже системной) характеристикой деятельности человека духовного:

«Творческий, созидательный потенциал бессознательного колоссален. И одним из главных подходов в гипнотерапии является как раз пробуждение процессов в бессознательном, ведущих к трансформации всего человека, развития его для перехода на какой-то иной этап его жизни – более высокий, нежели тот, на котором он находится сейчас»[10].

Гипнотерапия, оперируя сознанием и бессознательным, влияет на широкий диапазон субъективных переживаний. Она избирательно формирует осознанность и замешательство, использует диссоциативные феномены, постгипнотические внушения и амнезии, регрессионную работу с прошлой травмой и психосоматикой, модифицирует поведение и переносит сознание субъекта в неосознаваемое будущее. Её влияние на человека огромно и реально. Это влияние во многом совпадает с универсальным влиянием творчества на жизнь, что подтверждается работой мастеров визуализации (по сути — гипноза). Вера в силу связи сознания и бессознательного, в самоорганизацию личности и эффективность самогипноза, открытость новизне в процессе направленного преобразования личного опыта действительно делают чудесные перемены и открытия. Однако разные, иногда прямо противоположные методологические подходы психотерапевтов к духовной природе личности человека ведут к разным стратегиям терапевтических интервенций, а значит и к разным, подчас противоположным результатам терапии[11]. В этой ситуации науке помогающих отношений необходимо увидеть духовного, творческого, осмысляющего человека, способного к процветанию благодаря своей гениальности, творчеству и практичности.

Первой серьёзной заявкой в развитии научной духовно-ориентированной психологии можно считать становление Международной Ассоциации Позитивной Психологии[12]. Ей предшествовала ярко выраженная в 20 веке, и лавинообразно растущая сейчас проблема поиска смысла. Она вышла как за пределы религии, так и за рамки психиатрической науки[13]. Материалистическая стратегия последовательного удовлетворения иерархии потребностей человека – от так называемых базовых (еда, кров, безопасность, секс, общение) до высших (эстетических и самореализации) — оказалась необоснованной. Самореализованными становятся совершенно небогатые люди, живущие в скромных условиях. Среди них – духовные учителя Востока: Индии[14], Тибета, Непала. Самореализованными становятся и такие состоятельные люди, как Стив Джобс, любимой книгой которого была «Автобиография йога» П.Йогананды – просветлённого индийского учителя.

Западным выражением утраты смысла жизни, и стремления к его обретению смысла стал так называемый кризис духовного роста (Р.Ассаджиоли), а также особый класс немедицинских «ноогенных неврозов» в странах со средним и высоким достатком. Автор последнего термина, философ-экзистенциалист и психиатр В.Франкл ссылается на исследование причин суицидов у американских студентов, «которые пытались покончить с


Источник: rushypnosis.ru

Комментарии: