Стимул для мозга: в Петербурге запатентовали новую методику лечения детей с нарушениями речи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-10 17:31

работа мозга

НАУКА В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДАМ. СТАТЬЯ ДОКТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩЕГО СОТРУДНИКА ИНСТИТУТА МОЗГА ЧЕЛОВЕКА РАН, РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТРА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кожушко Надежды Юрьевны из второго номера журнала "Коррекционная педагогика", который еще только готовится к печати.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что мы предлагаем вам эксклюзивный материал, а не собираем портфельчики и чемоданчики логопеда, из чего бог послал.

На образовательном портале издательства "ДЕТСТВО-ПРЕСС" продается интереснейший вебинар Надежды Юрьевны: https://academy-dou.ru/webrecords/web040620

На следующей неделе мы запишем интервью с этим специалистом.

Окончание статьи в прикрепленном файле.

Более 20 лет мы работаем с отстающими детьми дошкольного и школьного возраста, используя для коррекции нарушенных психических функций метод транскраниальных микрополяризаций (ТКМП). В клиниках Санкт-Петербурга метод используется уже давно (1-3), в течение 2002-2010 гг. мы внесли в известные схемы ряд модификаций (Патенты РФ № 2180245, 2248227, 2402973). Результаты научных исследований эффектов ТКМП, перестроек биоритмов мозга под влиянием воздействия опубликованы в популярных и научных журналах (4-19) и на сайте нашего Центра deti-nadezhda.narod.ru

Диагностика логопеда – дефектолога является одним из 3-х обязательных обследований перед курсом ТКМП наряду с осмотром невролога и психологическим тестированием высших психических функций. Одной из наших задач является облегчение коррекционно-развивающей работы в тех случаях, когда регулярность и интенсивность занятий специалистов и родителей не дает необходимого эффекта. Поэтому наши отношения с логопедами носят не конкурирующий характер (кто быстрее достигнет хороших результатов), а характер конструктивного взаимодействия (как повысить эффективность занятий и ускорить развитие отстающего ребенка). Конечной нашей целью является повышение обучаемости ребенка на максимуме отпущенных ему возможностей.

В журнале «Логопед» 2012 г. мы подробно описали основные принципы нашей работы, особенности применения и интерпретации данных ТКМП (15). Для соблюдения баланса между среднестатистическими данными отстающих детей и их индивидуальными особенностями в данной статье хочу привести один из примеров динамики развития в ходе курсового применения ТКМП у ребенка с моторной алалией, лечение которого было начато довольно поздно ( в 7 лет) и продолжалось около 4 лет. Движение шло от диагноза «умственная отсталость» к ЗПР, ОНР III уровня речевого развития, дисграфии.

На этом примере можно увидеть, что внутренние ресурсы детей могут быть весьма существенными, несмотря на тяжесть диагноза. Хотя сенситивные периоды формирования многих важных функций уже прошли, усилия родителей и школьных логопедов перешли из пассивного состояния в активное под влиянием ТКМП и естественного взросления ребенка. Это довольно частая проблема при работе со сложными детьми: время идет, занятия регулярные, а практический выход в отношении навыков и умений минимальный.

Михаил В. 14.02.2006 года рождения. У невролога наблюдается с 3 лет в связи с задержкой развития, ночным недержанием мочи. Из анамнеза известно, что ребенок приемный, взят из роддома в возрасте 7 дней. Голову держит с 4 мес, сел в 6 мес, пошел в 8 мес. Судорог не было. Объективно: первые обследования проведены в январе 2011 г. в возрасте 4 лет по месту жительства. УЗИ мозга без патологии. ЭЭГ: умеренная дисфункция стволовых регуляторных структур мезо-диэнцефального уровня, умеренные признаки отставания в созревании мозговых структур. Типичных патологических форм активности не выявлено. Психолог: в речи мальчика 4-5 слов, ребенок расторможен, импульсивен. Слух в норме. Понимание речи ограничено ситуацией. Заключение по результатам тестирования: на фоне ЗПРР церебрально-органического генеза отмечаются выраженные нарушения внимания, снижение обучаемости при психомоторной расторможенности, эмоциональной возбудимости, склонности к истероидным, аффективным реакциям. Заключения логопеда в истории болезни нет.

В ноябре 2011 г. в возрасте 5 лет мальчик прошел лечение в условиях стационара по месту жительства (витамины, сибазон, глицин, винпоцетин, сонапакс, церепро, неулептил). ЭЭГ: общемозговые изменения ирритативно-дизритмического характера. Острые волны и эпилептиформные знаки в правой лобной области. РЭГ: пульсовое кровенаполнение в бассейне внутренних сонных и вертебробазилярных артерий (ВББ) справа в норме, слева увеличено. Дистония по смешанному типу, венозный отток затруднен. РКТ головного мозга: кора и белое вещество головного мозга развиты правильно. Очагов патологической плотности в веществе головного мозга не выявлено. Латеральные щели, межполушарная щель спереди, конвекситальные борозды большого мозга умеренно расширены. Эндокринолог: экзогенно-конституциональное ожирение 2 степени. Невролог: смешанное расстройство речи (алалии), эмоций и поведения (выраженная гипервозбудимость). Дисметаболический синдром. Очаговых неврологических нарушений не выявлено. МКБ-10: F 80, F 83, F 91. Психиатр: смешанное специфическое расстройство психического развития. Гиперкинетическое расстройство поведения. Рекомендовано: рисполепт.

Далее через полгода в возрасте 6 лет повторно осмотрен психиатром по месту жительства (06.2012 г.): МКБ-10 - F70.18. умственная отсталость легкой степени вследствие органического поражения ЦНС, с выраженными нарушениями поведения и снижением навыков самообслуживания. Алалия. ОНР I-II уровня. Энурез ночной. Экзогенно-конституциональное ожирение. Рекомендовано: представление на МСЭ для инвалидности. Заключение невролога: моторная алалия, ОНР I-II уровень, ЗПР, СДВГ.

В ИМЧ РАН родители обратились в ноябре 2013 г. На момент обращения мальчику 7 лет 9 мес, учится в 1-м классе интерната VIII вида. Со слов мамы, адаптировался к школе хорошо, общается с детьми, любознателен.

1 курс ТКМП из 8 сеансов проведен в период с 6.11 по 22.11.2013 г.

Объективно перед 1 курсом ТКМП: невролог - словарный запас мальчика 10 слов. Понимание речи ограничено выполнением простых бытовых заданий. Ночной энурез. Ранее медикаментозная терапия – без улучшения по речи. Диагноз: умственная отсталость легкая. ОНР 1 уровня речевого развития.

Моторная алалия. ЭЭГ от 05/11/2013 г.: достаточно сформированная структура биоритмов (с затылочным фокусом основного ритма в возрастном диапазоне частот). При этом имеет место умеренно выраженная неустойчивость функционального состояния коры больших полушарий с акцентом в теменно-затылочных отделах коры с тенденцией к его снижению в покое и при нагрузках. В стандартных условиях регистрации безусловные эпи-знаки, генерализованные пароксизмальные формы активности не выявлены.

Логопед (15.11.2013 г.): развитие коммуникативных функций - в контакт ребенок вступает сразу, контакт устойчивый в течение всего обследования. Мальчик настроен на общение со специалистом. Зрительный контакт продолжительный. Познавательный интерес: мальчик проявляет интерес к заданиям, во время обследования даёт обратную связь в общении посредством эмоциональных возгласов, звукокомплексов, а также мимикой, жестами. Работоспособность: при смене заданий ребенок довольно длительное время может выполнять их, но требуется поддержка со стороны взрослого. Поведение: адекватное, мальчик позитивный, отказов, протестов не проявляет. Внимание довольно устойчиво при выполнении игровых заданий, но при интеллектуальных нагрузках отмечаются трудности концентрации внимания, истощаемость. Память: ослаблена речеслуховая память - из 6 слов при четырёх предъявлениях ребенок воспроизводит 2/3/3/3. Зрительная память: из 9 картинок с трёх предъявлений воспроизводит 7/8/9. Восприятие (цвет, форма, размер): по цвету мальчик соотносит, выделяет по речевой инструкции, но не называет. Вкладыши ребенок вкладывает, используя зрительное соотнесение. Выделяет по слову «круг, треугольник, квадрат, прямоугольник», невнятно называет их. Размер дифференцирует. Наложенные силуэты показал сразу все, «озвучивая» их. Находит заданную картинку из множества. Уровень представлений об окружающем мире: на бытовом уровне. Речь: ребенок произносит отдельные слова, звукокомплексы, звукоподражания, короткие фразы из 2-3 слов. Понимание речи: обращённую речь мальчик понимает на бытовом уровне. Выполняет простые, двухступенчатые инструкции. Сложные инструкции не удерживает.

Мелкая моторика: при выполнении заданий ребенок работает обеими руками. Мальчик левша (ест и пишет). Карандаш держит правильно, нажим достаточный. Общая моторика: грубых нарушений нет. Конструктивный праксис и гнозис: задания ребенок выполняет самостоятельно, быстро. Складывает разрезные картинки из 4, 6 частей, складывает картинку из 6 кубиков. По инструкции из счётных палочек выкладывает квадрат, треугольник, прямоугольник. Мальчик испытывает затруднения при установлении логических связей и причинно-следственных отношений. При этом серии последовательных сюжетных картинок из 4-х - простой вариант «Лепим снеговика» и более сложный вариант «Зайка и морковка», выложил самостоятельно. Есть простые обобщения. Понятия «фрукты – овощи», «домашние и дикие животные» недостаточно дифференцированы. Исключает «4-й лишний» на контрастном материале, принцип, по которому действует, не объясняет. Три группы предметных картинок: «транспорт, мебель и посуда» разложил самостоятельно. Чтение: ребенок знает некоторые буквы.

Счет: прямой до 5. Мальчик показывает на пальцах, сколько, может уравнять простые неравенства (2 и 3, 4 и 5) на наглядном материале. Заключение: ЗПР (F-83). ОНР I уровень речевого развития. Моторная алалия?

Расхождения в оценках возможностей ребенка со стороны разных специалистов за период от 5 до 7 лет, а также предложенный ребенку тип обучения вызвали у нас некоторые сомнения, для разрешения которых было решено провести тест Векслера (20.11.2013 г.). ВИП (вербальный интеллектуальный показатель) 69 баллов («умственный дефект»), однако НИП (невербальный) – 115 б «хорошая норма интеллекта», ОИП (общий) соответственно 89 б («сниженная норма интеллекта»). Очевидна выраженная неравномерность интеллектуального развития. Нормативные значения по невербальным субтестам свидетельствуют о хороших потенциальных возможностях интеллекта.

После первого сеанса ТКМП самочувствие в течение ближайших дней без жалоб, ночной энурез был, как обычно. Со слов мамы, сразу вырос познавательный интерес во время прогулок – обычно сын быстро устает, но на территории Петропавловской крепости гулял около 5 часов. Далее после 2-го сеанса, со слов мамы, «рот не закрывается»: сын спрашивает обо всем, что видит, комментирует. Мальчик много ходит, ему нравится гулять; энурез снижается. Далее к концу курса положительная динамика сохраняется, мальчик чаще начал пользоваться правой рукой вместо левой.

Со слов мамы, позднее в отсроченный период после 1-го курса ТКМП сын стал более усидчивый, лучше занимается, больше в речи коротких предложений, прошел энурез. Вопрос о смене VIII типа обучения на МПК дома был отложен, данные теста Векслера специалистами на месте не учтены, но зато они предложили начать прием неулептила. И это при том, что ребенок ведет себя адекватно, доброжелательно и дома, и в школе, и во время курса ТКМП. Ресурс на развитие ребенка оставался невостребованным, что, конечно, замедляло движение вперед.

Через 4 мес в ИМЧ РАН проведен 2 курс ТКМП из 8 сеансов в период с 7.04 по 25.04.2014 (возраст 8 лет 1 мес).

Невролог (07.04.2014): улучшение речи, внимания, усидчивости. Патологических рефлексов нет. Вес остается избыточным, походка неуклюжая. Диагноз: последствия перинатальной энцефалопатии, ЗПРР, ожирение.

Психолог: перед 2 курсом ТКМП 07.04.2014 г. для контроля развития в динамике проведен повторно тест Векслера. ВИП 69 б. - «умственный дефект», НИП = 135 б. - «весьма высокий уровень интеллекта», ОИП = 100 б. «средний уровень интеллекта». Таким образом, при сохранении неравномерности интеллектуального развития по сравнению с данными тестирования от 11.2013 г. наблюдается улучшение речевых навыков и невербальных мыслительных функций. Наши специалисты опять делают акцент на том, что возможно обучение по школьной программе болеевысокого (по сравнению с настоящим) уровня. Далее заключения психолога по текущим курсам мы опускаем, учитывая профиль журнала.

Логопед (11.04.2014 г.) в качестве положительной динамики отмечено: при обследовании мальчик чувствует себя более уверенно Выделяет основные цвета по речевой инструкции, уже называет их (искажённо). Выделяет по речевой инструкции «круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, овал». Классификацию предметных картинок выполняет уже самостоятельно. Со слов матери, сын может «напечатать» некоторые слова. Мальчик знает цифры до 5, соотносит их с количеством предметов. По - прежнему снижена речеслуховая память: из 6 слов при четырёх предъявлениях ребенок воспроизводит 2/3/3/3. Речь все еще представлена отдельными словами, словами – заменителями, звукоподражаниями, короткими фразами из 2-3 слов. Заключение: ЗПР, ОНР I-II уровень речевого развития. Моторная алалия? Наш логопед вновь предлагает изменить тип обучения хотя бы на школу VII вида (по результатам усвоения коррекционной программы).

Через 8 мес проведен 3 курс ТКМП из 9 сеансов в период с 01.12 по 19.12.2014 г. ( возраст 8 лет 10 мес).

Мальчик за прошедший после 2 курса ТКМП период времени был наконец переведен в школу V вида. Учителя в школе хвалят, мальчик старается учиться, но очень переживает из-за ошибок. Дома и в школе дополнительно занимаются с логопедом.

Невролог: неврологический статус без изменений. диагноз тот же. По данным МРТ выявлена (под ?) гипоплазия гипофиза, пансинусит.

По данным ЭЭГ от 04/12/2014 г. в динамике наблюдаются позитивные возрастные изменения в виде умеренного повышения функционального состояния коры больших полушарий в покое в большинстве отделов. При этом сохраняется его неустойчивость в затылочных отделах коры с тенденцией к снижению при нагрузках любого типа, с недостаточной компенсаторной реакцией после нагрузки. В связи с этим была повторно назначена РЭГ. Выявлено снижение интенсивности пульсового кровенаполнения в ВББ на 15-20% ниже нормы, с признаками затруднения венозного оттока при ротации головы. При повороте налево амплитуда кровенаполнения снижается слева на 40%, при наклоне назад – на 35% слева (справа реакции нет).

Логопед (03.12.2014 г.) в динамике «+» после 2 курса ТКМП отмечает: мальчик все реже обращается к матери и к специалисту за поддержкой. Слуховая память на слова повышается: из 6 слов при двух предъявлениях ребенок воспроизводит 4/6. Сравнительные характеристики: «большой, средний, маленький», «больше - меньше», «такой - же» - не только понимает, но и обозначает словом. В привычной обстановке, со слов матери, речевая активность у сына значимо выше, расширился словарный запас, улучшилось понимание речи в быту. Слоговая структура слов: отражённо мальчик воспроизводит слова из 3 открытых слогов. Фонематический слух: выделяет первый и последний звуки в словах (последний выделяет только согласный). Связная речь: мальчик может пересказать короткий текст, который прочитал самостоятельно. Последовательные картинки мальчик выкладывает верно, пытается самостоятельно составить рассказ, при этом активно использует жесты и мимику. Исключает «4-й лишний» на контрастном материале, принцип, по которому действует, объясняет. Классификацию предметных картинок выполняет самостоятельно. Чтение: ребенок читает по слогам, понимает смысл прочитанного короткого рассказа. Письмо: мальчик пишет прописными буквами простые слова и словосочетания. Счет: выполняет в уме простые счётные операции до 5, до 10 выполняет с опорой на наглядность. При этом сохраняется истощаемость внимания на интеллектуальных заданиях. Восприятие и воспроизведение ритмических структур остается нарушенным. Отдельные слова и короткие фразы ребенок может произнести довольно внятно, но понимание длинной фразы вне ситуации ограничено. Допускает зеркальное написание некоторых букв и цифр. Заключение: ЗПР, ОНР I-II уровень речевого развития. Моторная алалия.

Через 10 мес проведен 4 курс из 10 сеансов в период с 19.10 по 11.11.2015 г. (возраст 9 лет 8 мес). Невролог: неврологический статус без изменений, д

читает по слогам. Выполняет счётные операции на сложение, вычитание, умножение, деление. Знает таблицу умножения до пяти.

Однако, спонтанная речь остается малопонятной, если ребенок говорит быстро. В ситуации обследования старается использовать простые фразы, в спонтанной речи чаще использует более сложные фразы. По-прежнему испытывает затруднения в понимании сложных логических и грамматических конструкций. Ошибается при определении количества звуков, слогов в длинных словах. При составлении рассказа по серии сюжетных картинок составляет простой, малораспространенный рассказ, причинно-следственные связи в рассказе не указывает. Картинки описывает фрагментарно, наполняет рассказ малым количеством деталей. Заключение: ЗПР, ОНР II-III уровень речевого развития. Выход из моторной алалии.

Через 7 мес проведен 6 курс из 13 сеансов в период с 11.01. по 08.02.2017 г. (возраст 10 лет 11 мес).

Со слов мамы, после предыдущего курса ТКМП за лето сын сбросил лишний вес (похудел на 12 кг).

Невролог: увеличился словарный запас, мальчик читает, запоминает стихи, лучше речь, успеваемость. При осмотре: небольшой тремор, апраксия, тонус мышц снижен в верхних конечностях, есть ограничения поворота головы вправо. Осанка нарушена. Диагноз: расстройство экспрессивной речи по типу апраксии резидуального генеза.

Данные РЭГ от 20.01.2017: в динамике значимый прирост пульсового кровенаполнения в ВББ (до нормы). Нормализация тонуса сосудов. Сохраняется (но менее выражено) снижение амплитуды пульсового кровенаполнения (слева на 30%).

Логопед (11.01.2017 г.) сохраняется позитивная динамика: мальчик участвует в конкурсах, олимпиадах - занял 1 место в олимпиаде по математике и в олимпиаде по чтению. Работоспособность: повысилась, но для возраста остаётся еще недостаточной. Продолжается улучшение слуховой памяти на слова: из 10 слов при 3 предъявлениях ребенок воспроизводит уже 7/8/9. Изолированно и отражённо в словах многие звуки ребенок воспроизводит правильно, но в спонтанной речи искажает их. Повышается далее речевая активность, значительно расширяется словарный запас. В ситуации обследования мальчик использует более сложные фразы. Почерк стал более ровным, чтение стало беглым. При этом спонтанная речь остается недостаточно понятной. Сохраняются затруднения в понимании сложных логических и грамматических конструкций. Слоговая структура слов остаётся нарушенной на уровне слова. Фонематический слух также недостаточно развит для возраста, мальчик ошибается при определении количества звуков в длинных словах, количества слов в предложении. Рассказ по серии сюжетных картинок остается простым с малым количеством деталей. При письме мальчик допускает много

специфических ошибок: пропуски и перестановки букв, раздельное написание приставок со словами, допускает пропуски или повторение слогов, пропуски предлогов. Заключение: ЗПР, ОНР III уровень речевого развития. Выход из моторной алалии. Дисграфия.

В середине курса ТКМП мама отмечает улучшение рассказа, пересказа, рост числа вопросов «не по возрасту» - по историческим памятникам, военным действиям, блокаде Ленинграда… Мальчик более тщательно красит в контуре, аккуратнее пишет.

На запланированный в конце 2017 г. очередной курс ТКМП пациенты не приехали, но по данным на 23.02.2019 (из письма мамы): «сейчас у сына все хорошо, учится в 6 классе уже, оценки хорошие, участвует в олимпиадах и областных, и по России), занимает призовые места. Речь выровнялась, в школе нареканий на него нет….».

Таким образом, мальчик прошел в нашем Центре амбулаторно 6 курсов ТКМП в возрасте от 7 до 10 лет в период с 11.2013 г. по 01.2017 г. Несмотря на то, что возраст обращения на оптимистический лад нас не настраивал, а диагноз «умственная отсталость» по нашей практике предполагал очень медленную количественную динамику с частыми остановками в движении вперед, в данном случае внутренние запасы ребенка на развитие были извлечены на свет под влиянием направленного, избирательного, локального воздействия на мозг в щадящем режиме, без побочных реакций и жалоб. За указанный период наблюдения, несмотря на ограничения исходного диагноза порадовал всех участников процесса очень хорошей динамикой по всем статьям – по общему развитию, поведению, познавательной активности, учебной мотивации, эмоциональной сфере и др. То, что педагоги, логопеды и родители вкладывали в ребенка все эти годы, нашло свой отклик в жизни ребенка не без нашего участия.

Это лишний раз подтверждает необходимость совместных усилий всех действующих лиц при решении сложных проблем сочетанных нарушений развития у детей. Практика последних лет демонстрирует «утяжеление» речевых диагнозов за счет неврологической симптоматики, неполноценности мозгового кровотока, незрелости биоритмов мозга и т.д. Статистика описывает неуклонный рост числа детей с указанными проблемами, так что работы хватит всем. Ведь конечной целью наших помогающих профессий является повышение возможностей детей и облегчение их обучения и социальной адаптации.


Источник: deti-nadezhda.narod.ru

Комментарии: