ПАРА-АДВАЙТА: АБХАСАВАДА И ПРАТИБИМБАВАДА. Мне часто задают вопрос, чем отличается пара-адвайта кашмирского шиваизма от привычной людям адвайта веданты.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-12 06:49

Философия ИИ

ПАРА-АДВАЙТА: АБХАСАВАДА И ПРАТИБИМБАВАДА. Мне часто задают вопрос, чем отличается пара-адвайта кашмирского шиваизма от привычной людям адвайта веданты. Мир, согласно пара-адвайте – это не материальная реальность, а проявление аспектов божественного сознания. Он не субъективен, так как не является проекцией сознания какого-либо человека. Он объективен, но не материален в привычном для многих людей смысле слова «материальность». Мир объективен, и при этом создан сознанием из сознания, которое некоторые западные люди именуют «духом». Как упоминал доктор философии Камалкар Мишра, «сознание само по себе является объективной реальностью».

Согласно пара-адвайте, вселенная, воспринимаемая людьми – это кажущееся проявление, именуемое в данной традиции абхаса (воспринимающееся явление). Другим термином, описывающим суть вселенной множества феноменов является пратибимба (отражение). Когда мы видим себя в зеркале, то можем назвать своё тело бимбой (архетипом), а отражение в зеркале можем назвать пратибимбой или абхасой. То есть отражением, подобием, кажущимся проявлением.

Отражение с одной стороны едино с оригиналом, с другой стороны, оно отлично. В чём отражение с ним едино и в чём отлично от него? Оно едино с архетипом в том, что само по себе оно не является самодовлеющей реальностью или некой субстанцией, отличной от оригинала. Фактически, оно представляет собой образ архетипа, без которого оно не может существовать. Сознание Шивы – это и архетип универсума, и зеркало, в котором отражается универсум. Что касается отражения – оно реально как отражение прототипа, однако оно не реально как нечто самосущее. Отражение дыни как отражение дыни реально, однако оно не является оригиналом, архетипом – съедобной дыней. Допустим, мы спим и видим во сне летящего по небу розового слона. Как нечто существующее на нашей планете он нереален, а вот как элемент сна – он вполне реален, и даже был обнаружен нами во сне.

Является ли мироздание чем-то вроде нашей мысли, мыслеобраза? Не совсем. Процесс мышления, создания мыслеобразов, именуется вимарша. Его отличительной характеристикой является то, что он происходит и проявляется в уме. Абхаса же может восприниматься органами чувств. Когда мы представляем в уме дыню – это вимарша. Когда мы видим дыню на фотографии – это абхаса. Когда мы видим на столе ароматную и сочную дыню – это бимба.

Абхаса объективна, однако не материальна, природа вселенной подобна голограмме. Трёхмерная голограмма человека существует как голограмма человека, однако не существует как живой человек. Голограмма человека реальна как световая проекция, но как человек она не реальна, хотя очень на него походит. Божественное сознание является и архетипом, и проектором, и светом, и зеркалом-экраном, и отражениями, и зрителями. Нет ничего кроме божественного сознания и нет ничего вне сознания.

А. Джайадхар

Иллюстрация: художник Л. Джайадхар


Источник: vk.com

Комментарии: