М. А. Полякова. Суперосторожно – сенсорная алалия! Кот в мешке.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-09 03:20

работа мозга

Давненько я ничего не кнопала! Времени и сил не было – записывала видеокурс «Не-запуск». А после… эх… глаза бы мои не глядели на что-либо логопедическое, да и сейчас не глядят. Потому пишу сегодня кратко, а не размазываю по стене. Два предыдущих «эссе» про «кота в мешке» размазаны на стене где-то внизу. Всё, без дальнейших предисловий.

Причиной, порождающей сенсорную алалию, является речевая акустическая агнозия – избирательное нарушение слухового восприятия, при котором ребенок не воспринимает звуки речи. Иногда он не воспринимает их вовсе. Иногда только в потоке – тогда на отдельные речевые звуки он может реагировать, а слова и предложения остаются им будто не услышанными.

И в том и другом случае это сенсорная алалия: первично ребенок не понимает обращенной речи, вторично у него отсутствует и собственная речь.

Что обычно плюсуется к этому внятному классическому определению сенсорной алалии? Это важно. Замутнение понятий мешает нам видеть речевую проблему ребенка. А без этого как мы определимся с коррекцией – что будем исправлять?

1. Можно прочесть, что при алалии подчас не воспринимаются не только речевые звуки, но и неречевые (шумы). Этим подменяется (возможно, безотчетно) причина, запускающая сенсорную алалию. Причина переносится в область общей слуховой, а не конкретно речевой, акустической агнозии. Момент принципиальный. Речевая агнозия дает именно сенсорную алалию. Слуховая же часто бывает у детей с аутизмом – это один из его маркеров.

2. Можно прочесть, что у сенсорных алаликов иногда выявляется снижение физического слуха. Может, и выявляется. Но тогда нельзя диагностировать проблему как алалию. Понимание речи может страдать из-за тугоухости. А это область сурдопедагогики, а не логопедии.

3. Можно прочесть, что у некоторых сенсорных алаликов есть трудности привязки слов к именуемым этими словами предметам, то есть проблема чисто умственная. Такой дефект в природе, разумеется, водится (в частности, при аутизме). Но стоит ли плюсовать таких детей к алаликам? Причина нарушения речи тут не собственно алалическая, а значит, и коррекция должна быть иной. Зачем размывать диагноз и валить все патологии в одну кучу?

4. Возможны ли при сенсорной алалии эхолалии? (о такой возможности читаем еще в старых учебниках). Но только как может эхолалировать ребенок, который по-идее не слышит (точней, не воспринимает) тех слов, которые эхолалирует? Эхолалии – один из маркеров аутизма. При аутизме слуховое восприятие речи у детей бывает и сохранным.

5. Возможна ли при сенсорной алалии какая-то речь? – есть утверждения, что да. Разумеется, способность к артикулированному произнесению звуков у сенсорных алаликов есть (они же не моторные). А потому они вполне могут что-то выговаривать. Но это не речь. Речь – это осмысленное воспроизведение словесных конструкций, существующих в языке. Но как эти конструкции может воспроизвести сенсорный алалик, который их, можно сказать, и не слышит?

Разумеется, в результате хаотического говорения у ребенка возможны случайные попадания в какие-то слова: дважды шлепнул губами – «папа». Можно предположить, что подобные очень простые слова ребенок может запомнить артикуляторно и привязать к вещам, обозначаемым этими словами. Однако таких слов будет крайне мало. Понимание речи от этого не появится.

6. Возможно ли у сенсорных алаликов какое-то понимание речи? Встречается мнение, что да. Иногда именно так и кажется (особенно родителям): ребенок весьма неплохо ориентируется в ситуации по общему (невербальному) контексту.

7. При сенсорной алалии нарушено фонематическое восприятие. Это утверждение я обсуждать не буду. На мой взгляд, это слишком сильно сказано! – при тотальной речевой акустической агнозии ребенку вообще не до фонем.

8. При сенсорной алалии наблюдается снижение интеллекта. Вторично – да, из-за непонимания речи. А первично? Почему бы и нет, если алалия кооперируется с умственной отсталостью (два самостоятельных дефекта). В обоих случаях снижение интеллекта не входит в структуру непосредственно самой сенсорной алалии, а является ее привеском.

– Котейка!

– Мяу!

(Ишь, откликается! Оно и понятно. Анализирую. Реагирует на мой невербальный посыл. Я как-никак торчу у него перед глазами).

– Тебя угостить колбаской, или почесать за ушками?

– Мяу! Мяу!

(Требует и того, и другого. Анализирую. В одной руке у меня шмоток колбасы, другой рукой я изображаю поглаживающие движения. Ага, словил оба моих невербальных посыла).

Теперь разберем, как обследовать неговорящего ребенка, чтобы выявить (или не выявить) у него именно предполагаемую сенсорную алалию, а не кота в мешке.

1. Удостоверяемся, что нет снижения физического слуха. Это забота врача.

2. Не советую использовать невербальные тесты и картинки – только наглядные действия и реальные предметы, которые ребенку точно известны.

3. Проверяем навскидку, понимает ли ребенок простую речь (от жестов воздерживаемся): «сядь на стул, не на этот, на тот – маленький»; «ой! глянь-ка на потолок»; и прочее, что придет в голову. Если понимает, сенсорной алалией не пахнет. Если нет, продолжаем обследование.

3. Выясняем, реагирует ли ребенок на невербальный контекст. Предлагаем те же задания, но сопровождаем их жестами и поясняющими действиями: «ой, глянь на потолок!» (посмотрите туда сами); «сядь на тот стул, не на этот» (дирижируйте действия руками); и подобное. Сенсорному алалику подсказки помогут понять, что от него требуется. А вот если ребенок на них не реагирует – это намек на аутизм.

4. Проверяем вплотную, понимает ли ребенок простые бытовые инструкции: «дай мне чашку»; «налей воды»; «хочешь пить?» и проч. Всё без жестовых подсказок и указующих взглядов. Помним, что сенсорные алалики ориентируются по контексту. Однако не надо сидеть, будто нас заморозили. Обращаем взгляд к ребенку, обводим комнату глазами, словно ища, что бы такое сказать – создаем ситуацию общения.

Если ребенок не понимает инструкций, берем его под подозрение на сенсорную алалию и едем дальше.

5. Проверяем, понимает ли ребенок одиночные слова. Используем только имена существительные и глаголы (без жестовых подсказок): «сядь»; «иди»; «ляг»; «где чашка?»; «карандаш?»; «банан?»; и проч. Предметы должны быть у ребенка перед глазами.

Если ребенок не понимает и слов, за этим уже со слишком большой вероятностью стоит речевая акустическая агнозия, а следовательно, и сенсорная алалия.

6. Выявляем степень тяжести речевой акустической агнозии (и, соответственно, сенсорной алалии). Проверяем, реагирует ли вообще ребенок на звуки речи.

Произносим звуки, придавая им смысл. Говорим будто бы от лица игрушек: А-А-А (кукла плачет); Р-Р-Р (собачка рычит); и проч. Ребенок должен показать игрушку, от лица которой мы издали звук.

Ребенку, не понимающему речи, объяснить смысл заданий можно только жестами и показом. Однако этого ему может не хватить, и тогда нам понадобится помощник. Поступаем так.

Помощник выполняет действие, которое должен совершить ребенок, давая ему образец для переноса. Ребенок видит, как действует помощник и соображает, что требуется от него самого.

Например. Показываем помощнику, как плачет кукла (А-А-А), рычит собачка (Р-Р-Р) – произносим это. После этого помощник отворачивается. Рычим, либо акаем за его спиной. Помощник оборачивается и указывает на игрушку, от лица которой был издан звук. Ребенок уяснил задание и делает так же.

Если ребенок не узнаёт речевые звуки (не указывает на игрушки, или указывает неправильно), речевой гнозис у него нарушен достаточно серьезно (съедим во время коррекции два пуда соли). Если узнаёт – обойдемся одним пудом.

7. Выявляем слуховую акустическую агнозию. Для чего? Ведь при сенсорной алалии ее быть не должно. Для этого и выявляем, удостоверяемся, что перед нами сенсорный алалик.

Воспроизводим различные неречевые звуки (шумы): используем пищалки, свисток, колокольчик, топаем и проч. Ребенок должен видеть, с помощью какого предмета и каким действием мы извлекли звук. После того, как мы показали ему звук, он отворачивается. Издаем звук у него за спиной. Он должен исполнить этот звук сам. Если задание ему непонятно, привлекаем помощника (см. пункт 6).

Отсутствие реакций на шумы – маркер аутизма.

Пожалуйста, обратите внимание: маркеры аутизма для нас повод задуматься. Делать выводы по разрозненным маркерам нельзя, надо смотреть спектр целиком.

– Котейка!

– Мяу!

(Анализирую. На этот раз я кликала его со стороны хвоста. Он меня не видел. Так что контекстная подсказка исключена. Неужто на речь реагирует?)

– Котейка! Хочешь еще колбаски?

– Мяу!

(Опять анализирую. В руках у меня на этот раз никакой колбасы нет. Значит, контекстная подсказка исключена точно. Котейка, а правда ли ты сенсорный алалик? Может, ты всего-навсего кот в мешке?)

Роль «кота в мешке» сегодня исполняет Барсик. Нашел целлофановый пакет очень хорошего сорта. Отцепить невозможно. Жаль, не успела заснять, как он зарылся в него с головой, только хвост торчал!

Продолжение в следующем «эссе»: коррекция у сенсорных алаликов речевой акустической агнозии.


Источник: vk.com

Комментарии: