«Лженаука не висит в воздухе»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Юрий Окуловский

29 августа 2016 года на Stepic.org открылся курс «Научное мышление» (запись идет на https://stepic.org/course/578). ТрВ-Наука поговорил с его автором Юрием Окуловским, канд. физ.-мат. наук, доцентом кафедры алгебры и дискретной математики Института математики и компьютерных наук УрФУ, о том, зачем был создан этот курс и сложно ли переводить образование на онлайн-рельсы.

— В чем суть Вашего онлайн-курса?

— Если совсем коротко, то этот курс — о современном мире прогресса, технологий и науки, о том, как жить в этом мире, и о том, как не перепутать его с миром манипуляций и лженауки.

Если немного подробнее, то курс состоит из трех частей: как правильно мыслить, как правильно исследовать окружающий мир и каково место науки и мышления в современном мире. Мы говорим понемногу обо всем: о логике, о манипуляциях, о том, как правильно вести дискуссии, как проводить научные эксперименты, где и как нужно искать научную информацию, как отличить науку от лженауки… Причем всё это не абстрактно, а на конкретных примерах: как лично вам случайно не купить «чудо-таблетки», как лично вам провести исследование даже на рабочем месте. Ведь научное мышление — оно не только о звездах и черных дырах, можно научно думать о выкладке товаров на полку, составлении графика уборки офиса, да хоть о планировании летнего отпуска!

— Как Вам пришла в голову идея его создания?

— Эта идея сложилась из множества мелких импульсов, которые случались в основном за время моей работы в университете. Например, один мой коллега, доктор наук и профессор, как-то посоветовал мне в ответ на какую-то проблему посмотреть фильм «Секрет» — это полтора часа повторения идеи о том, что если о чем-то постоянно думать, то это обязательно случится. Посоветовал без всякого сарказма! Помню, он же через некоторое время всем показывал вырезку из «Комсомольской правды», в которой говорилось о том, что ученые научились передавать электричество по одному проводу и поэтому мир вскоре кардинально изменится.

Был еще технический директор крупного завода, который рассказывал об изобретенном в Молдове двигателе с КПД больше 100%… А потом эта тема начала меня просто преследовать: в непосредственной близости от меня появились самые настоящие лжеученые, паразитирующие на грантах с помощью vanity press, какие-то странные люди получили в областном правительстве многомиллионную поддержку на лжеробототехнику… Сейчас, конечно, этого выявляется всё больше и больше: плагиат, найденный Диссернетом, работы о нооскопе, истерика вокруг генно-модифицированных продуктов.

При этом один мой знакомый, рабочий на заводе, у которого не было высшего образования, на вопрос о ГМО сказал что-то вроде: «Я в этом не разбираюсь, ученые, наверное, знают, что делают». Это очень трезвое суждение! Так что дело не в образовании, дело в чем-то еще.

Так и появилась идея об этом «чем-то еще» рассказать. Сначала это была идея о науке и лженауке — но такого материала в Сети очень много. Нужно было сделать что-то большее, и появились подробности: стало понятно, что курсу нужен раздел логики, потому что с классической, не математической логикой тоже у многих проблемы, логика потянула за собой разоблачение манипуляций… Потом, лженаука тоже не висит в воздухе — она связана с потерей людьми уверенности в науке, с разложением, размытием ценности научного знания, с постмодерном, — так появилась и эта часть. В итоге сложился тот курс, который я пару лет читал в университете, а потом решил записать.

— Можно ли вообще научить чему-то дистанционно?

— Я думаю, что да. Я сам смотрел множество онлайн-курсов, в том числе, кстати, курс по логике «Think again» — это в то время был самый популярный курс на «Курсере». Он тоже стал импульсом к созданию курса — только более широкого и на русском языке.

Кроме того, это ведь не первый мой онлайн-курс. До него я записал курс по искусственному интеллекту и машинному обучению и еще один — по основам программирования (https://ulearn.azurewebsites.net/). На нашем факультете (Институт математики и компьютерных наук Уральского федерального университета) мы уже два года обучаем людей по модели blended learning: студенты смотрят лекции дома, а потом очно сдают практические занятия.

Так что необходимая инфраструктура для съемки уже была: самодельная студия, программа для монтажа обучающего видео, тоже самодельная — там, оказалось, довольно сильно можно ускорить работу, если программу узко «заточить» под определенную задачу. Хорошо, что у меня есть бэкграунд в программировании и робототехнике, это позволило решить очень многие проблемы.

Конечно, в онлайн-формат удалось уместить не всё. Например, на очных занятиях мы не просто разоблачали те или иные манипуляции, а устраивали некое подобие игры «Что? Где? Когда?». Еще у нас была игра на моделирование научного метода — с экспериментами, с научными гипотезами, дебатами… Что-то из этого в онлайн-формат просто нельзя вместить. Но все-таки гораздо больше того, что уместить удалось, так что этот курс не просто набор видеолекций, он включает и практическую часть: есть и логические задачи, и разоблачение манипуляций. Там же можно познакомиться и с образцами лженауки.

— Основы программирования, искусственный интеллект, робототехника… Как это связано с научным мышлением?

— Почти что никак. Разве что искусственный интеллект немного связан: где искусственный интеллект — там и логика, где логика — там и научный метод. Ну и я все-таки исследователь, так что про то, как работает наука, знаю.

Но действительно, научное мышление, философия для меня скорее хобби. Из тех хобби, в которые человек погружен чуть ли не сильнее, чем в профессию. Материалы курса я готовил очень тщательно: какие-то материалы я адаптировал из других курсов, того же «Think again», какие-то искал в источниках и перерабатывал для курса, консультировался с профессионалами.

Самое сложное было, пожалуй, рассказать о сложных вещах понятно и в то же время с сохранением хоть какой-то строгости. Очень не хотелось бы, чтобы в итоге получилось стандартное сухое бубнение философских терминов, подобное тому, которое у меня у самого в университете было: от этого хотелось уйти в первую очередь.

— Как продумывалась «драматургия» курса?

— О, тут классическая история про «желаю купить дом — но не имею возможности». На «берегу» хотелось очень многого. В курсе, например, очень много примеров — некоторые из них можно было бы проиллюстрировать рисованными мультфильмами. Или, например, вешать на стену за собой портрет философа, идеи которого обсуждаются в данный момент, или реквизит всякий в кадр ставить — самым ходовым предложением была шапочка из фольги. Я собрал небольшой think tank из выпускников курса, думали даже на kickstarter’е открывать проект…

— Но раздумали?

Да. Мне очень трезвую мысль подсказали: у курса в академическом формате узкая аудитория, значит, и денег с широкой аудитории не собрать. Вот если бы это было меньше похоже на лекцию и больше на выпуск «This is хорошо»… В тот момент я четко понял, что не хочу делать аналог «This is хорошо», что университетский курс обойдется и без всей этой мишуры, и начал снимать так, как получилось. По-моему, получилось неплохо.

Юрий Окуловский


Источник: trv-science.ru

Комментарии: