Картина мира: суть явления, источники формирования и характер влияния на человека

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Какие очки сейчас на вас надеты? Кто-то ответит: «Я не ношу очки!» и будет не совсем прав. Речь идет о метафорических очках, которыми являются индивидуальные картины мира каждого из нас. Мы принимаем решения, как действовать и оцениваем мир через линзы этих очков.

Картины мира людей влияют на то, какие фильмы снимают и каким интеллектуальным идеям учат в школах. Их столкновение сказывается на мировой экономике. Даже мышление, которое можно развить с помощью специальных тренировок в онлайн-программе «Когнитивистика», приобретает структуру благодаря сформированной картине мира. В статье мы расскажем, в чем заключается суть этого понятия, как складывается и влияет на человека его картина мира.

Что такое картина мира и в чем ее ценность?

Картина мира – это умственная модель реальности, совокупность идей и знаний о мире, нас самих и жизни в целом. Двое разных людей могут придерживаться конкурирующих наборов ценностей и взглядов на мир. Например, если дюжина человек станет свидетелем дорожно-транспортного происшествия, а затем их опросят индивидуально, то будет, по крайней мере, дюжина различных версий того, что произошло. Почему? Это объясняется тем, что люди не способны напрямую ощущать реальность и взаимодействовать с ней по ряду причин:

  • это физиологически невозможно;
  • чувства каждого человека развиты в разной степени и используются по-разному;
  • человек «фильтрует» поступающие данные из мира, создавая весьма избирательную внутреннюю версию реальности.

Поэтому разные картины мира могут легко дополнять или противоречить друг другу. При этом многие люди не осознают собственную картину мира, пока не встретят другого человека, который придерживается иного набора предположений о действительности. Только тогда они начинают осознавать сходство и различие между собой.

Система индивидуальных теорий о мире и том, как он работает, формируется под влиянием множества факторов: унаследованных характеристик человека, его фонового опыта и жизненных ситуаций, ценностей и привычек, религии, культурной среды и многого другого. Все это влияет на самые фундаментальные убеждения и представления о реальности. Также картина мира отражается на том, как человек отвечает на «главные вопросы» бытия:

  1. Космологический вопрос о происхождении, значении и цели Вселенной: «Как и зачем всё появилось?»
  2. Метафизический вопрос о высшей природе реальности: «Что реально?»
  3. Антропологический вопрос о происхождении, предназначении и судьбе человека: «Кто я? Почему я здесь? Куда я иду?»
  4. Теологический вопрос о существовании, природе и делах Бога: «Кто такой Бог, и если он есть, то какой он?»
  5. Эпистемологический вопрос о возможности, источниках, сущности и цели познания: «Что есть правда?»
  6. Этический вопрос об объективном моральном порядке, о том, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно: «Кем я должен быть? Что я должен делать? Как мне жить?»
  7. Эстетический вопрос о красоте и ее выражении через человеческое воображение, артистизм и творчество: «Что есть красота и искусство? Какую роль они играют в жизни и культуре?»
  8. Вопрос о значении и цели человеческой истории: «Является ли история цикличной и бесконечно повторяющейся или она линейна и обладает началом, серединой, концом?»

Сила людей в их способности приобретать и использовать знания о мире. Философ-аналитик Николас Решер писал: «Мы не многочисленны и не плодовиты, как муравьи или термиты, не жестоки и не агрессивны, как акулы. Являясь слабыми и ранимыми существами, мы вынуждены продвигаться по пути эволюции с помощью своих умственных способностей». Это приводит к практической необходимости приобретать больше знаний для понимания особенностей мира, формировать и улучшать собственную картину мира.

Более того, наличие у человека определенных убеждений об устройстве окружающей реальности обеспечивает ему чувство смысла жизни, надежды и принадлежности к единому целому.

Формирование картины мира

Формирование картины мира – сложный и многоуровневый процесс. Существует несколько уровней или слоев картины мира, среди которых можно выделить три основных: философско-теологический, научно-эмпирический и социокультурный.

Первый уровень основан на мировоззрении людей, религиозных верованиях, экзистенциальных размышлениях и духовных практиках. Второй связан с приобретением объективных знаний, т.е. знакомством людей с естественными науками, физикой, математикой и технологиями. А третий основан на культурном происхождении, опыте поколений и социальном наследии. Все три слоя подпитывают друг друга, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Рассмотрим подробнее ключевые факторы, сказывающиеся на формировании картины мира.

1

Язык

Язык, на котором говорит человек, влияет на то, как он думает и воспринимает мир. Это явление называется лингвистической относительностью.

Например, многие языки описывают пространственную ориентацию такими словами как «левый» и «правый», «передний» и «задний», однако в языке австралийских аборигенов тайоре используются только стороны света («север», «юг» и т.д.) Таким образом, говорящие на этих языках всегда осмысливают местоположение исключительно с помощью точек компаса.

Восприятие запаха также зависит от языка. Например, носители джахаи – языка, распространенного в некоторых частях Малайзии, гораздо лучше распознают ароматы, чем носители западных языков. В отличие от англоговорящих людей, которые описывают запахи сравнениями (например, «пахнет корицей»), в джахаи есть набор абстрактных слов для обозначения ароматов. Например, слово «cr?ir» используют для жареных блюд, «p?ih» – для предметов, имеющих сырой и кровавый аромат, а «pl?e?» – для тех, что имеют запах мяса, который привлекает тигров.

Язык может влиять и на то, как человек визуально воспринимает мир. В русском языке нет единого слова для обозначения, например, синего цвета. Есть два: голубой, т.е. светло-синий, и, собственно, синий, т.е. более темный оттенок. Это оказывает реальное влияние на то, как люди обрабатывают цвета и воспринимают визуальную информацию из окружающего мира.

2

Религия

Религия, особенно религиозные практики, формируют у людей внутренние правила, в соответствии с которыми они действуют в мире. Эти правила не просто определяют поведение и отношение к окружающим, а порождают определенную картину мира. К такому выводу пришли когнитивные психологи из Нидерландов Бернхард Хоммель и Лоренца Колзато. Разные вероисповедания приводят к сильным различиям в мышлении и восприятии реальности.

3

Наука

Естественные и гуманитарные науки способствуют формированию осмысленного взгляда на мир, являясь способом познания, который основан на рациональном мышлении, скептицизме и доказательствах. Ученые постоянно приходят к более точным и всеобъемлющим объяснениям отдельных аспектов физической реальности, меняя картины мира людей.

4

Культура

Социальная ориентация, культурные ценности и повествовательная среда, в которой вырастает человек, сильно сказываются на его картине мира. Способ организации знаний также зависит от конкретной культуры, а знания играют большую роль в том, как человек смотрит на мир. Однако все может измениться, если человек примет решение открыться для других культур. Именно в таких ситуациях он либо адаптирует свою картину мира, чтобы синхронизироваться со взглядами нового сообщества, либо остается верный корням.

Погружение исключительно в свою культуру и отсутствие взаимодействия с другими этническими группами приводит к формированию стереотипов.

5

Семья

Родители оказывают непосредственное влияние на формирование личной идентичности и картины мира. Они прививают те ценности и принципы, которые им дороги, учат тому, что правильно и неправильно лично для них, объясняют историю человечества и Вселенной со своей позиции. Позже создание собственной семьи может привести в движение укоренившиеся взгляды на вещи. Стать родителем значит искать ответы на вопросы, которые задает малыш, и процесс поиска может поменять картину мира самого родителя.

6

Жизненный опыт

По мере того как человек взрослеет, переживаемый им опыт либо подтверждает убеждения, привитые семьей и сообществом, либо уничтожает их. Некоторые жизненные обстоятельства могут шокировать до полного отрицания реальности и способствовать открытиям, которые поставят под сомнение то, что человек считал правдой, таким образом преобразовав индивидуальную картину мира.

Формирование картины мира – это процесс, который продолжается всю жизнь. Получая новый опыт, становясь свидетелем различных событий, погружаясь в другую культуру, взгляд человека на реальность может меняться как незначительно, так и кардинально.

Влияние личной картины мира на жизнь человека

Чтобы построить прочный дом, необходим фундамент и каркас. Аналогичный принцип применим и к жизни: чтобы обеспечить мышлению базовую стабильность, форму и структуру, требуются основополагающие допущения и рамки, которые и составляют индивидуальную картину мира. Они влияют не только на то, как человек понимает и осмысливает мир вокруг, но и на то, как выражает себя в этом мире.

Совокупность личных ценностей, убеждений, предположений, взглядов и знаний, из которых состоит картина мира, сказывается на целях и желаниях, отношениях и поведении. Например, в зависимости от прошлого опыта, воспитания и культуры можно быть оптимистом или пессимистом, склоняться к альтруизму или эгоизму, легко посвящать себя одному делу или быстро уставать от однообразия.

Исследование профессора социальных наук Сильвии Сяохуа Чен и ряда других ученых показало наличие взаимосвязи между сформированной картиной мира и самооценкой человека. Предвзятый взгляд на мир, который проявляется в недоверии к людям и социальным институтам, приводит к появлению цинизма. Негативные суждения отражаются на самооценке, ухудшая ее, что, в свою очередь, приводит к снижению удовлетворенности собственной жизнью.

С другой стороны, те, чья картина мира допускает, что люди дружелюбны, а усилия ведут к успеху, легче противостоят вызовам и преодолевают трудности, достигая большего, что приводит к позитивной самооценке и улучшению психологического благополучия.

Таким образом, картина мира представляет собой концептуальную основу и философию существования, служит ориентиром человека при навигации по окружающей среде. Личный взгляд на реальность формируется под воздействием множества факторов, начиная от опыта поколений и заканчивая пережитыми обстоятельствами. Несмотря на это, ваша картина мира принадлежит вам, а не является лишь продуктом прошлого или текущего опыта. Вы можете ее контролировать и менять, используя силу своего мышления.

Помочь критически осознавать идеи, которые формируют вашу картину мира, призвана онлайн-программа «Когнитивистика». Занимаясь по 20 минут в день в течение 2 месяцев, вы освоите конкретные модели и алгоритмы мышления, научитесь рационально рассуждать и находить нестандартные решения в сложных ситуациях.

Друзья, индивидуальная картина мира – это мощный инструмент, за формирование и использование которого ответственны, в первую очередь, вы. Желаем делать разумный выбор в пользу позитивного отношения к окружающим, целеустремленности и щедрости. Успехов!

Ключевые слова:1Когнитивистика


Источник: 4brain.ru

Комментарии: