Как быстро кластеризовать семантику для интернет-магазина

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Полная и точная семантика лежит в основе эффективного SEO. Но собрать обширное семантическое ядро — это еще не все. Для успешного продвижения нужно грамотно сгруппировать запросы и распределить их по посадочным страницам. Лучше сделать это на основе анализа поисковой выдачи, а именно — при помощи кластеризации.

Покажем на примере регионального интернет-магазина, как автоматизировать процесс кластеризации и что делать с результатами.

Что такое кластеризация и почему она важна для SEO

Кажется, что сгруппировать собранную семантику в тематические группы вполне можно, полагаясь на здравый смысл. В самом деле, нетрудно сообразить, что запросы «купить квартиру в новостройке» и «купить новую квартиру» относятся к одной группе, а «купить вторичку» — к другой. Но так бывает не всегда.

Сравним выдачу по двум запросам, которые по смыслу можно отнести в одну группу:

Сравнение выдачи

Здесь можно возразить, что первый запрос («станок чпу») с неясным интентом, который Яндекс интерпретирует скорее как информационный. А во втором («купить станок чпу») транзакционное слово «купить» меняет выдачу на коммерческую. Но начинающему SEO-специалисту, а тем более владельцу бизнеса такие нюансы могут быть не всегда очевидны.

Иногда товар или услугу можно назвать по-разному (моторная лодка и моторный катер, фитнес-браслет и смарт-браслет, химчистка ковра и стирка ковра) и поисковая выдача по этим запросам-синонимам тоже может отличаться.

Как раз в таких случаях и поможет кластеризация — объединение запросов в группы (кластеры) по принципу схожести результатов поисковой выдачи (SERP).

Методы кластеризации и различия между ними

SEO-специалисты используют два метода кластеризации семантического ядра:

  • Soft-кластеризация — поисковая выдача по нужным ключевым запросам сравнивается попарно. Если в топ-10 есть заданное количество одинаковых результатов, то ключи объединяются в один кластер. Число результатов по запросу зависит от настроек кластеризации и может быть от 1 до 10. Чаще всего используется диапазон 3-5.

  • Hard-кластеризация — при этом методе результаты SERP сравниваются не только попарно, но и между всеми запросами, входящими в кластер. Ключи, по которым нет определенного количества одинаковых результатов в выдаче, не включаются в кластер.

Кластеризация по методу Hard более точная. Кластеры, сформированные по методу Soft, объединяют ключи зачастую существенно различные по смыслу. Это слишком широкая семантика, с которой еще нужно много работать — вычищать нерелевантные запросы, дробить и перегруппировывать.

Для продвижения по коммерческим конкурентным запросам используется Hard-кластеризация, ведь в таких проектах важна высокая релевантность посадочной страницы группе ключевых слов.

Инструменты для кластеризации семантики

Разумеется, проводить кластеризацию вручную методом анализа топов по каждому запросу неэффективно, а в случае с обширным семантическим ядром попросту нереально.

В помощь SEO-специалистам есть специализированные сервисы для кластеризации семантики на основе поисковой выдачи (например, SEMparser, s:toolz). Также инструменты кластеризации есть в Key Collector, Rush Analytics, Just-Magic, Топвизоре и других комплексных SEO-сервисах.

Покажем процесс кластеризации семантического ядра для интернет-магазина в инструменте «Кластеризация запросов» от PromoPult. Он кластеризует семантику по методу Hard на основе сравнения топов выдачи Яндекса и Google. Точность кластеризации задается числом или диапазоном от 1 до 10. Результаты хранятся в системе неограниченное время, есть возможность выгрузить их в XSLX-файл. Кроме собственно кластеризации инструмент бесплатно соберет частотности, подсветки, количество главных страниц в топе выдачи и URL сайтов конкурентов.

Кластеризуем семантическое ядро интернет-магазина step-by-step

У нас есть сайт регионального интернет-магазина товаров без упаковки. В нем можно купить еду, косметику и товары для дома в свою или многоразовую тару.

Мы собрали семантическое ядро , теперь необходимо распределить запросы по кластерам.

Шаг 1. Регистрируемся и заполняем данные проекта

Сначала авторизуемся или регистрируемся в PromoPult. Это нужно, чтобы результаты кластеризации сохранялись в системе.

Далее переходим на страницу инструмента.

Сначала можно заполнить необязательные поля — адрес сайта и название проекта.

Если укажете домен, в файле с результатами будут указаны рекомендованные посадочные страницы для каждого кластера. Название поможет идентифицировать выполненные задачи в системе.

Шаг 2. Загружаем запросы

Загрузить запросы для кластеризации можно двумя способами — XLSX-файлом и списком. Минимальное количество запросов — 20.

Загрузка запросов

Если с загрузкой ключевых фраз списком все понятно, то в случае с XLSX-файлом есть нюансы:

  • инструмент обработает фразы только с первого листа файла;

  • сбор информации происходит по принципу одна ячейка — одна фраза;

  • не оставляйте в файле посторонние данные (например, частотности), иначе система определит их как ключевые слова и спишет за эту работу деньги.

Фрагмент XLSX-файла для загрузки в инструмент кластеризации

Шаг 3. Выбираем режим кластеризации

В инструменте кластеризации доступно два способа — «Сравнение ТОПов» (подходит для новичков) и «Профессиональная настройка».

Выбор режима кластеризации

Расскажем подробнее о каждом.

Сравнение ТОПов

Этот режим стоит использовать, если вам нужно быстро сгруппировать ядро и не нужна высокая точность настроек. Для этого нужно:

  • Задать точность числом или диапазоном. Точность — это количество совпадений URL в топе, при котором запрос добавляется в кластер. Советуем задать точность в диапазоне 3-5. При значении меньше 3 кластеры будут слишком большими, и в них попадут далекие по смыслу и интенту запросы. При значении от 6-ти образуется слишком много кластеров.

  • Выбрать поисковую систему (Яндекс или Google), на основе выдачи которой будет произведена кластеризация.

  • Выбрать регион (или несколько регионов) для учета локальной выдачи (это особенно критично для коммерческих запросов).

  • Запустить кластеризацию.

Настройка инструмента для режима «Сравнение ТОПов»

Профессиональная настройка

Для кластеризации семантики нашего магазина воспользуемся профессиональной настройкой.

Здесь также есть возможность выбрать приоритетную поисковую систему, регион и задать точность кластеризации. Отличия следующие:

  • Точность задается только числом. Это базовый уровень точности, при котором запрос добавляется в кластер.

  • Далее вы можете задать одно или несколько условий в зависимости от количества фраз в кластере.

Например, мы понимаем, что не сможем продвинуть на одной посадочной странице группу запросов больше 10-ти. Задаем условие, увеличивающее количество совпадений URL в топе до 6-ти, чтобы разбить ядро на более мелкие кластеры:

Настройка кластеризации

Можно добавить еще условия в зависимости от нужного максимума слов в кластере. Таким образом, в режиме «Профессиональная настройка» получаем более точную кластеризацию с учетом особенностей семантики проекта.

Перед запуском процесса система покажет сумму, в которую обойдется кластеризация. Она зависит от трех составляющих:

  • количества обработанных ключевых запросов;

  • количества поисковых систем;

  • числа регионов.

Тариф зависит от стоимости 1 ТЗ — условной единицы, которая означает кластеризацию одного запроса на основании выдачи одной поисковой системы в одном регионе.

Стоимость одного ТЗ уменьшается при увеличении их количества:

Количество ТЗ

<1000=10 000

Цена, руб.

0,11

0,1

0,09

0,07

0,06

Чтобы понимать примерную стоимость кластеризации вашего проекта, приведем такие примеры:

  • группировка запросов для небольшого интернет-магазина (500 запросов, 1 поисковая система в одном регионе) обойдется в 55 рублей;

  • группировка запросов для крупного интернет-магазина, который продвигается по нескольким регионам (5000 запросов, 1 поисковая система в семи регионах) стоит 2340 рублей.

Первые 100 запросов в инструменте можно кластеризовать бесплатно.

Шаг 4. Получаем результат

Кластеризация занимает несколько минут в зависимости от количества запросов, регионов и условий в настройках.

Результат отобразится в интерфейсе. По клику на соответствующую иконку можно обновить данные, удалить результат или скачать в XSLX-файл:

Список задач

Задачу можно запустить в фоне, на почту придет уведомление о ее выполнении. Перейти к инструменту можно по ссылке из письма:

Результат кластеризации скачивается в виде XSLX-файла. В нем несколько листов в зависимости от тех настроек, которые мы выбрали: на каждом листе — сгруппированные запросы для одной поисковой системы в одном регионе. Кроме того, если вы задавали точность диапазоном (например, 3-5), то в отчете будут сгруппированы фразы отдельно для каждого уровня точности: 3, 4, 5. Это позволяет сравнить результаты кластеризации при разном уровне точности и определить оптимальную.

Плюс к этому на отдельной вкладке будут отражены лидеры тематики по заданному региону и поисковой системе (напротив каждого сайта указано количество ключевых слов из загруженного ядра, по которым он показывается в топе):

Последний лист содержит информацию об исходных настройках.

Наш интернет-магазин ориентирован на один регион, в настройках в качестве приоритетного поисковика мы выбрали Яндекс, поэтому отчет содержит три листа.

На первом информация распределена по следующим колонкам:

  • Название кластера (кластерообразующая фраза, которую инструмент определяет автоматически);

  • Ключевое слово;

  • Частотность ключевых слов (по Яндекс.Вордстат);

  • Суммарная частотность кластера (сумма всех частотностей входящих в него фраз);

  • Совпадений ТОПа (количество одинаковых URL);

  • Подсветки — слова, которые выделяются жирным шрифтом в выдаче по ключевому запросу (чаще всего это синонимы или близкие по тематике слова);

  • Подсветки для кластера;

  • Количество главных в ТОП10 — важно для понимания конкуренции по запросу;

  • Top URL — адреса страниц, которые находятся в топ-1 по запросу;

  • Релевантный URL на сайте — рекомендованная системой посадочная страница.

Фрагмент файла с результатами кластеризации

Что делать с результатами кластеризации

Во-первых, все же советуем внимательно просмотреть результаты кластеризации. Даже при тонкой настройке могут возникнуть кластеры, которые не соотносятся с реальной структурой сайта, интентом пользователя или особенностями продукта. Возможно, для какого-то массива ключевых фраз потребуется повторная кластеризация.

Когда количество и состав кластеров удовлетворяет оптимизатора, стоит предпринять следующие шаги:

  • Соотнести кластеры семантики со структурой сайта. Конечно, хорошо бы разрабатывать структуру как раз на основе кластеризованного ядра — так под каждую группу запросов будет релевантная посадочная страница. Но на практике так бывает не всегда. Кластеризованная семантика поможет выявить пробелы в структуре, возможно, подтолкнет к созданию новых разделов или дроблению имеющихся.

  • Внимательно посмотреть на кластеры из одного — трех запросов. Скорее всего, здесь вы недоработали при сборе сематического ядра. Постарайтесь расширить запросы при помощи поисковых подсказок, блоков похожих запросов, правой колонки Вордстат, других методов.

  • Провести анализ конкурентов на основе информации листа «Лидеры тематики» и колонки с топовыми ссылками для ключевых запросов. Обратите внимание на структуру посадочной страницы, объем, формат и качество контента, оптимизацию метатегов, коммерческие факторы, технические характеристики.

  • Сгруппированные ключевые фразы вместе со словами из колонки «Подсветки» — хорошая основа для ТЗ копирайтеру. Включите их в тексты категорий, карточек товаров, контентных страниц.

  • Определить наиболее приоритетные кластеры для внедрения на основе суммарной частотности: сначала стоит проработать посадочные страницы для более перспективных с точки зрения трафика запросов.

Использование автоматизированных инструментов в процессе кластеризации сэкономит время и позволит создать максимальное количество релевантных посадочных страниц, что в конечном итоге повысит эффективность продвижения. Удачи на пути к топу!


Источник: pr-cy.ru

Комментарии: