Ишракизм и Сухраварди. Люминософия или ишракизм (ар. Аль-?ekma / al-falsafa al-e?r?qiya; перс.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-18 21:36

Философия ИИ

Ишракизм и Сухраварди

Люминософия или ишракизм (ар. Аль-?ekma / al-falsafa al-e?r?qiya; перс. Falsafa-ye e?r?qi), впервые представленная в XII веке как полная, сконструированная система, отличаяющаяся от перипатетической философии Авиценны (ум. 1037) и теологической схоластики (калама). Большинство средневековых историков, а также историков-специалистов по философии сходятся во мнении, что люминософия по форме - ближе к романтическому произведению и наиболее полно как система, была разработана молодым персидским философом ШихабудДином Яхья ибн Амираком Сухраварди (1155-91) в дальнейшем ставшим известным также как Шейх аль-Ишрак (Мастер Озарения) .

Основное значение слова ишрак (Освещение/озарение) - «восход», либо «восход солнца». Этот термин широко используется в арабских и персидских философских текстах, обозначая особый интуитивный способ познания без временного поступательного накопления знаний (т.е. вневременной), пространственно скоординированный «внутри» знающего, самопознающего субъекта. Другими словами, ишракизм исследует вопрос отношения между «познающим субъектом» и «воспринимаемым объектом». Термин ишрак также широко используется в не только в философском но и популярном дискурсе. В своем общем, неспецифическом использовании, а в обычном языковом значении, это означает «мистическое», а также ряд необычных типов знания, включая личное вдохновение (ильхам).

Люминософия - не единоличное творение Сухраварди. В начале XII века неаристотелевские тексты положили начало новой философской тенденции, кульминацией которой стало построение Сохраварди новой системы. Во-первых, знаменитый врач и ученый АбульБаракат аль Багдади написал новаторский философский трактат из трех частей под названием Ket?b al-mutabar (книга доказательств), которая бросала вызов Аристотелю (как он представлен в исламских перипатетических текстах, в основном в «Шифа» Авиценны) в отношении научной методологии, но особенно в физике. Он один из первых философов XII века, развивавших более древнюю традицию, корни которой лежат в идее Платона о внезапном вдохновении, выраженном в световых озарениях в его Седьмом письме (341C, 344B). Позже это обсуждалось Спевсиппом (древнегреческий философ, племянник и ученик Платона. После смерти Платона руководил Платоновской академией. 408-339 до р.х.) и было предметом целого трактата у Святого Августина. Излюбленная платоновская метафора света и видения из Республики V-VIII повторяется почти во всех люминософских текстах. Представление о том, что основные принципы науки достигаются путем «очевидной саморефлексии», кратко сформулировано Багдади в его «Введении» (аль-Мутабар, стр. 3); однако Сухраварди, скорее всего, был первым философом, который использовал платоновскую метафору в логике и эпистемологии, а также в космологии. Он утверждает, что определенные типы знаний «очевидны сами по себе» и сразу же становятся известны субъекту. Это один из основных неаристотелевских принципов люминософии, который Сухраварди назвал фундаментальным для философии.

Как следует из его нисбы он родился в Сухраварде - курдской деревне, расположенная между современными городами Зенджан и Биджара в Иране. Он изучил философию и юриспруденцию в Мераге (расположенном сегодня в провинции Восточный Азербайджан в Иране). Его учителем был МаджидуДин Джили, который также был учителем Имама Фахрудина Рази. Затем он на несколько лет отправился в Ирак и Сирию и там продолжил получения знаний. Возможно, Сухраварди в своих трудах опирался на утраченную книгу Ибн Сины «Восточная философия».

Его жизнь длилась менее сорока лет, в течение которых он написал серию работ, в 1186 году, в возрасте тридцати двух лет, он завершил свой magnum opus «Философия озарения». Есть несколько противоречивых сообщений о его смерти. Наиболее распространено мнение, что он был казнен где-то между 1191 и 1208 годами в Алеппо где до сих пор стоит его могила, по обвинению в распространении учения и взглядов Батынитов по приказу Малика аз-Захира, сына Салахудина. Согласно другим преданиям, он умер от голода, другие говорят, что его задушили или сбросили со стены крепости, а затем сожгли.

Следующей фигурой XII века, написавшей неаристотелевские трактаты, был персидский математик и логик Омар ибн Сахлан

Саваджи который, хоть и не был известен западным исследователям, был креативным логиком и прославился своими работами по основам математики (см. Байхаки). Сохранившиеся тексты Саваджи демонстрируют его работы в реструктуризации традиционных девяти Книг арабского Органона, определяя логику, состоящую из двух частей: «пояснительные предложения» (ар. Аль-аквал аль-сариха); и «теория доказательств» (?ujaj). Его нововведения послужили образцом для «Правил мышления» Сухраварди, логики люминасофии, представленной в тексте «Философия озарения, часть первая: I.1». Многие из этих технических новшеств в формальной логике, такие как сокращение терминов; формальное переопределение второй и третьей фигур силлогизма для простых умозаключений или редукций, основанных на первой предпосылке; критическая переоценка отрицания в простых и сложных предпосылках - можно рассматривать как продолжение идей Саваджи. Тот факт, что Багдади и Саваджи входят в число трех исламских философов, которых упоминает Сухраварди, наряду с Ибн Синой, свидетельствует о том, что он изучал их работы.

Введение в ишракизм Сухраварди.

Самым известным текстом Сухраварди является ?ekmat al-e?r?q (Философия озарения), который является свидетельством нового и новаторского подхода Сухраварди к философскому дискурсу, отличному от перипатетической философии. Всего же он оставил более 50 произведений на персидском и арабском. В "философии озарения" он стремится усовершенствовать и дополнить перипатетическую систему Авиценны и заботится о том, чтобы Философия озарения не снизилась до положения «служанки» богословия, как это было с работами многих мыслителей конца XII и XIII веков, которые следовали указаниям Газали чтобы ограничить философию теологическими рамками. Начиная с XIII века историки, в частности Шамс-ад-Дин Шахразури, возводят новую систему ишракизма в ранг независимой «школы» философии и часто хвалят ее как единственное творческое продолжение философских исследований в поставиценнанские периоды.

В своем специфическом использовании в философских системах термина «озарение» (e?r?q) сочетается с термином «видение» (mo??hada), и вместе они формируют единую эпистемологическую теорию, «Знание через присутствие», впервые созданное и названное в 12 веке Сухраварди. Эта единая эпистемологическая теория является венцом системы Философии ишракизмм, где термин «озарение» означает самый общий акт познания, а термин «видение» означает действие субъекта в смысле обобщенния имеющихся знаний. Эпистемологический процесс видения-озарения ведет к знанию (данеш перс.) в самом общем смысле, а действие «познания» выражается термином данестан (знать, включая все типы), действующиф субъект - дананда, связь с объектом познания - данеста. Единая эпистемология распространяется на широкий диапазон типов знания.

Например, в видении как внешнем озарение (перс. Didan; ар. Eb??r), субъекта (перс. Binanda; ар., Mub?er) и объекта озарения (перс. Dida; ар. Mуbar), когда возникает связь между одним и другим (отношение в ишракизме между любым субъектом и объектом, заменяющее предикацию), которое и запускает познание через присутствие, указывающее на функцию озарения. Эпистемологическая теория ишракизма говорит, что любой познающий субъект (modrek / d?nanda) и любой познаваемый объект (modrak / d?nesta) образуют «тождество» посредством индивидуальной связи, возникающей в области познания (edr?k / d?nestan), тогда и только тогда знание актуализируется, как утверждает Сухраварди: «знающий, познанное и познание - есть одно».

Как средневековые историки так и современные ученые различают перипатетическую философию и люминософию с точки зрения онтологических, эпистемологических и космологических принципов. Философская позиция, наиболее широко используемая для различения этих двух школ, первоначально была сформулированна Муллой Садром (ум. 1640) в его "Тааликат", а затем дополненная современным мыслителем Сайедом Джалалом Уштани в его комплексной работе "Хашти".

Онтологический принцип ишракизма, названный «примат качества», находится в противопостовлении с принципом «первичностью бытия» - последний обычно считается основным перипатетическим онтологическим воззрением. Люминософия отличается от перипатетизма в следующем: терминологии; гносеологическом приоритете интуитивного над чисто силлогистическим; и использование метаязыка сконструированного на основе онтологии света. Этот язык применяется ко всем сущностям во всем континууме реальности, где существующие вещи в каждом сегменте космоса (Интеллект, Душа, Материя, плюс добавленное четвертое царство по имени Алам аль-Хаял, в переводе Анри Корбина «mundus imaginalis»), являются светами различной степени яркости и распространяются от источника бытия, Света Светов или Бога. Свет Светов - один по отношению ко всем возможным модусам существования, и все другие «светы» распространяются от него. Таким образом, свет — это единственная реальность в философии ишракизма. Множественные абстрактные лучи света системы ишракизма образуют космологическую теорию множественности разумов, которая является еще одной отличительной чертой системы по отношению к перипатетической с ограниченным количеством, отдельных разумов.

По видимому, наиболее распространенной областью применения люминософии была эпистемологическая теория. Воздействие теории познания ишракизма, посредством присутствия, постулирует апостериологическую позицию приобретенного или репрезентативного знания, не ограничиваясь специфическими философскими кругами, как это имеет место в логике например. Эпистемологический приоритетный статус, придавался интуитивному знанию, преобладающему в «спекулятивном мистицизме» (?erf?n-e na?ari) в Иране, а также широко упоминается в персидской поэзии.

Эпистемологическая теория Сухраварди в первую очередь критически оценивает логический "закон тождества" и то, как он применяется к отношению между субъектом или воспринимающим субъектом и воспринимаемым объектом. Теория впервые была полностью сформулирована в метафизическом трактате «Пути и убежища: книга третья: о науке метафизики», в которой предлагается отличный от аристотелевского предикативного знания, способ познания. Т.к. аристотелевский метод действительно плохо справляется с доказательством верности процесса получения базовых принципов. Выражаясь терминами логики - это означает, что «x есть y»; или «x = y» (логический принцип или закон "Тождества"); «Сходство», «единство», «становление единым», плюс все другие предикативные утверждения, в ишракизме заменяются обобщенным законом тождества - как тождественная связь между каждым индивидуумов двух совокупных целых ( al-ejtem??, новый термин люминософии). Как «царство знания», так и «царство бытия», существуют в континуальном целом. Это отношение между субъектом (мыслящим, мыслью) и объектом (мыслимой вещью) называется "аль-ишафа аль-ишракия", что означает «Отношение светов». Это новая идея, и этот термин впервые используется Сухраварди в нескольких местах его работы "аль-Талвихат" (Намек). Эту оригинальную идею лучше всего можно описать как идентичность, сохраняющее взаимное соответствие между всеми без исключения членами двух миров - бытия и знания. Длительный и тщательно продуманный процесс, который заканчивается определением соответствия между мышлением и сущностью, субъектом и объектом, мыслителем и мыслимой вещью, является одним из достижений люминософии.

Таким образом, непредикативному знанию, возникающему в данный момент (озарению), отдается приоритет над предикативным знанием.

Люминософия после XII века.

Философия ишракизма была очень популярна в 13 веке прежде всего в среде исмаилитов, особенно после монгольского завоевания, положившего начало новой политической эре. Богато организованная новая школа в Мараге, возглавляемая персидским ученым и философом-исмаилитом Насир-ад-Дином Туси, собрала множество ученых из всех частей огромной империи, унаследованной монгольскими военачальниками. О новой активности во всех областях науки свидетельствует большое количество свежих текстов, комментариев и интерпретаций более ранних наук.

Люминософия была востребована, прежде всего в целях политической доктрины. Из-за ее потенциального использования для легитимизации монгольского правления, правители которого были буддистами, придавая ему научный и доказательный авторитет. В противовес доминирующей до монгольского нашествия ашаритской доктрине.

Основными философами люминософии XIII века являются: ШамсуДин Мухаммад Шахразури, Саад ибн Мандур ибн Каммуна (ум. 1284), чей комментарий к аль-Талвинат получил статус учебника в среде ишракизма в Иране, и КутбуДин Ширази. Также Исмаил ибн Мухаммад Ризи, чей труд под названием «Хайат ан-Нуфус» написанный для принца Юсуф Шаха, сына АльпАрсалана Аргуна ильхана государства Хулагуидов (1284—1291) (Ризи, стр. 12 и сл.), можно рассматривать как текст персидского ишракизма. Философские тексты Шахразури, такие как аль-"Шаджара аль-иляхия", первая исчерпывающая энциклопедия ишракизма, и его обширный комментарий "Шарх Хикмат аль-ишрак".

Другие комментарии к текстам Сухраварди были составлены позже, наиболее важными из которых являются работы Джалал-аДина Давани (ум. 908/1502) 16-го века и обширный персидский комментарий 17-го века Мухаммада Шарифа НихамаДин Хирави. Давани является автором знаменитого труда по этике под названием "Aхляк аль-джаляли", он занимал должность визиря при правителях Ак-куюнлу на северо-востоке Ирана. Его комментарий на «Хаякуль нур» Сохраварди, озаглавленный «Шавакель аль-ур фи шарх хаякел аль-нур», хорошо известен. ШихабуДин Мандур Даштаки (ум. 948/1541) также написал комментарий на «Хаяк аль-нур» Сухраварди, под названием «Ишрак хаякуль нур лиль-кашф уламат Шавк ал-гурур». Это не все теоретические работы по люминософии, но они свидетельствует о широком влиянии Сухраварди. Которое в дальнейшем переходит от шиитов исмаилитов к шиитам иснаашаритам.

Наконец, есть предположение, хотя и не полностью изученное, о влиянии ишракизма на исламском Западе. Примером может служить интересный, хотя и редко упоминаемый, пересказ важных разделов текста Сухраварди «Философия просветления», сделанный известным визирем Насридов ЛисанадДином ибн Хахибом в его "Раудат ат-тахриф би'ль хуб аль шариф", написаный в Гранаде, Андалусии.

P.S.

Как ашарит я не могу принять люминософию Сухроварди.

Во-первых с позиции онтологии ишракизм разновидность пантеизма, где все существующее есть свет, включая Бога, разница лишь в "яркости(интенсивности) светов", этим объясняется различие в существовании. При этом сохраняя единство бытия. Что в корне противоречит смыслам заложенным в Коране и достоверной сунне, о чем сам Сухроварди не сильно переживал, т.к. считал себя возродителем древней персидской мудрости. Так он пишет в "Хикмат аль-Ишрак": "Среди древних персов существовала община людей, руководимых Богом, которые таким образом шли истинным путем, достойных мудрецов-философов, не похожих на волхвов (дуалистов). Это их драгоценная философия Света, та же самая, о которой свидетельствует мистический опыт Платона и его предшественников, которую мы возродили в нашей книге под названием «Философия озарения» (Хикмат аль-Ишрак), и у меня не было предшественников в этом пути."

Именно аторванность от канонического ислама и способствовала, на мой вгляд тому, что государственную поддержку ишракизм впервые получил от захватчиков иноверцев.

Во-вторых мне видется проблемной и эпистемиология данной философской системы. Да Сухраварди справедливо указывает, на проблему выведения базовых предпосылок в аристотелевской логике и в первую очередь в силлогизмах, о чем было известно еще в самой античности. Но вместе с тем метод познания в ишракизме мне кажется еще более проблемным. Основанный в первую очередь на мистическом озарении или та’аллух («углубленность в божественное»), дает огромный простор для разного рода спекуляций, не случайно Сухраварди обвиняли в батынизме. На первый взгляд метод познания в ишракизме может показаться процессуальной логикой, т.к. основан на возникающей связи между познающим и познаваемым, однако, в нем нет четких критер


Источник: vk.com

Комментарии: