Фундаментальным вкладом Юнга в психологию стала его теория архетипов и коллективного бессознательного.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-01 04:55

Психология

Фундаментальным вкладом Юнга в психологию стала его теория архетипов и коллективного бессознательного. Изучая психическое содержимое психотиков, он обнаружил повторяющиеся мотивы и образы, поразительно схожие с символизмом мировых религий и мифологий.

Такие фигуры, как «божественный герой», «духовный спаситель», «злой тёмный демон», такие мотивы, как «битва с чудовищем», «смерть и возрождение», — всё это неоднократно появлялось в психе пациентов. И те же самые мотивы составляют основное содержание мифологий и религий.

Подобные повторяющиеся психически паттерны Юнг окрестил «архетипами коллективного бессознательного». Предполагается, что это психические проявления инстинктов, общие для всего человечества. Коллективными они называются также и потому, что выходят за пределы отдельного эго. Они надперсональны, заряжены энергией всего вида в целом.

Если такие психические структуры сами по себе считать инфантильными и патологическими, то, поскольку они проявляются у всех рас и культур, можно считать патологическим и человечество в целом — и тогда этот термин просто утрачивает смысл. Действительно, во многих случаях люди воспринимали эти архетипические силы в форме проекций, персонажей и событий, происходящих на небесах или в преисподней, не осознавая их психического происхождения.

По современным психологическим стандартам такую наивную позицию действительно можно назвать примитивной и незрелой. Однако Юнг считает, что сами архетипы — это здоровые, нормальные составляющие личности. Это органы психики, чья сбалансированная работа не менее важна, чем работа почек или сердца. О здоровье или болезни говорят отношения между этими надличностными психическими силами и эго-сознанием.

Если эго теряет собственные границы и идентифицируется с архетипом или же, защищаясь, подавляет инстинктивное архетипическое содержание и вовсе утрачивает с ними контакт, динамическое здоровое равновесие нарушается и можно говорить о психическом заболевании.

При большинстве психических болезней мы обнаруживаем слабое или неполноценное эго, которое до какой-то степени идентифицировалось с архетипическим образом и, соответственно, отдалилось от реальности. Крайняя степень такой идентификации наблюдается при острых психозах. Противоположная опасность — полная потеря контакта с архетипами, основными источниками психической энергии. Она наблюдается в крайней форме при простой шизофрении.

С этой точки зрения для здорового функционирования психе необходима живая религия или мифология. Двух опасностей: идентификации с архетипом и его подавления — можно избежать, создав сосуд для архетипов.

В большинстве случае в качестве такового выступает догматическая и ритуалистическая структура церкви. Такая структура постоянно держит архетипические образы «на виду», не давая забыть об их реальности. И в то же время человека удерживают на почтительной психологической дистанции, снижая опасность идентификации с ними.

Конечно, для правильного функционирования мифологический сосуд должен быть приемлемым для сознательной личности, в том числе для критического интеллекта. И в этом отношении традиционная религия сегодня уже не справляется со своей функцией. Юнг рассматривает свои психологические теории как попытку создания новой мифологии, нового сосуда для архетипов, приемлемого для современного разума.

— Эдвард Эдингер, «Проявления коллективного бессознательного в психозе»


Источник: vk.com

Комментарии: