ДУАЛИЗМ И ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЕ-ТЕЛО

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Проблема отношения между сознанием и телом является большой проблемой в философии сознания и психологии. Можно ли сознание и психику адекватное описать с помощью языка физики и точных наук? Представители онтологического дуализма отвечают однозначно на этот вопрос: нет, нельзя.

Существует три вида онтологический дуализма: субстанционный дуализм, предикатный дуализм и дуализм свойств.

Субстанциальный дуализм предполагает, что сознание и физический объект (вещество), в нашем случае это тело — принципиально различные явления, существующие относительно независимо друг от друга.

История субстанциального дуализма в философии начинается с концепции Платона. Он предположил, что человек содержит в себе материальное тело и нематериальную вечную душу. Все дуалисты сойдутся во мнении, что сознания людей количественно и качественно отличны от тех твердых, протяженных в пространстве и во времени, доступных всеобщему наблюдению и состоящих из материи сущностей, которые называются "физическими объектами". Тем не менее дуалисты расходятся между собой в отношении того, чем же является сознание.

В своей известной философской работе под названием "Размышления о первой философии" Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает, а тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

Предикатный дуализм говорит о несводимости психических предикатов (языковых выражений) к физическим предикатам. Другими словами для адекватного описания мира нам не хватает языка физики, который описывает лишь феномены материального порядка. Понятие "сознание", "психика", "субъективный опыт" и подобные предикаты существенны для полного описания мира и в тоже время несводимы к физикалистским предикатам.

Например, слово "вода" соответствует слову "H2O", используя этих два разных слова мы подразумеваем одну и ту же информацию. Но понятия психологии не допускают подобной редукции. Все психологические состояния нередуцируемы подобным образом, так что психологические предикаты нередуцируемы к физикалистским дескрипциям.

В отличие от дуализма предикатов, утверждающего наличие двух сущностно различных видов предикатов в нашем языке, дуализм свойств говорит о существовании в мире двух сущностно различных видов свойств. Дуализм свойств можно рассматривать как шаг в сторону усиления дуализма предикатов.

Философ, придерживающийся дуализма свойств, считает, что физические и психические события - это априорно разные события, это феномены разных категорий.

Столы и стулья являются физическими, но образы в воображении – психические. Компьютеры, телефоны суть физические, но восприятие компьютеров и телефонов – психическое, также как и ваше воспоминание о своем старом телефоне.

Физические объекты представляются пространственно-временными, наблюдаемыми, осязаемыми, твердыми и объективными. Сознания людей же представляются непространственными, присущими только их владельцу, неосязаемыми, эфемерными и субъективными.

Онтологического дуализма можно избежать, если сознание, наделенное этой перспективой, само является частью перспективно постигаемой им физической реальности. Но почти все согласны, что психология — это одна из тех частных наук, которые несводимы к физике.

Александр Грибанов


Источник: vk.com

Комментарии: