Диалектика Гегеля как логика бесконечного понятия социализма или становления гуманизма

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-02-02 09:14

Философия ИИ

Бесконечное понятие (понятие понятия)– эволюция возникновения

Данный тезис требует, пояснить, что это есть бесконечная форма мышления, и откуда она взялась? Тем более что без «понятия понятия» вряд ли можно осознать такие понятия как дух, разум, всеобщее, абсолютная идея, абсолютная истина, субстанция…. В моем понимании - это все тождественные понятия, только с разными оттенками в содержании, т.е. находятся в отношении конкретного тождества.М.И. Белоногов понял «Феноменологию духа» Гегеля как единство трёх форм мышления (восприятие, представление, понятие) в конечном и бесконечном виде. В итоге получается эволюция форм мышления в шести видах, причем эволюция форм мышления непосредственно связана с историей развития общества:

«1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.

2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй.

3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.

4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй

5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй

6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.

(Первоисточник:Объективное мышление и его эволюция/http://kommunika.ru/?p=180)

Из этой эволюции понятно, почему для становления гуманизма без диалектики не обойтись в ближайшем будущем, а для капиталистической России достаточно логики 2400- летней давности. Ценность разработок М. И.Белоногова в том, что это не только переписывание Гегеля, но и шаг вперед. У Гегеля в сфере развития сознания отсутствует, имеющее там самосознание, да еще и пропущена форма представлений, а бесконечная форма у Гегеля возникает только в понятии сознания, но уже в непосредственной сфере самосознания. Бесконечные формы как самосознание кристаллизируются в существующих логиках: восприятие восприятий – ассоциативная логика: представление представлений – комбинаторная логика: понятие понятия диалектическая логика. А формальная логика уже выступает как бесконечная форма только в статусе «вещи в себе». Аристотель, создавал формальную логику уже как мышление мышления, как учение мышления о самом мышлении. Данный тезис Аристотеля является итоговым в понятии «Вечного двигателя» как абсолютной действительности (энтелехии), где впервые выводится понятие мышления как деятельности всеобщего внутри себя. Всеобщее по Аристотелю есть единство субъекта и объекта, где и субъект и объект и процесс их связи есть мышление, т. е мышление мыслящее себя же, своё мышление:«ум мыслит сам себя, если только он превосходнейшее и мышление его есть мышление о мышлении» [1074b30]. Вот почему этимология термина «раз- ум» есть как «раздвоенный» ум, мышление мышления. Данная позиция Аристотеля, изложенная в 14-й книге «Метафизики» является для Гегеля фундаментальной, т.к. она не только есть начало объяснения «Всеобщего» Парменида как «мылимого бытия», где тождество мышления и бытия, но иявляется в развитом, всем процессом классической философии, состоянии уже не «мышление мышления» Аристотеля, а «понятием понятия» Гегеля. Для этого необходимо проследить в снятом виде всю эволюцию форм мышления (М.И.Белоногов).

2.2Этимология «бесконечного понятия» и её связь с гегелевскими «Лекциями по истории философии»

Гегель объясняет этимологию происхождения «бесконечного понятия» из доразумных форм: религиозный представлений и конечных понятий науки. Гегель абстрагируется от существенных недостатков этих форм явлений мышления, сохраняя позитивное от религии и науки в принципиально новой форме, но уже не явления, а самого мышления по существу. Наука есть сфера развитого рассудка мышления в конечных понятиях и дурной бесконечности открываемых законов. Поэтому эта форма мышления есть уровень достоверности и относительной истины, выражающей ограниченное познание постоянно изменяющего содержания объекта. Наука есть сфера формальной логики (А=А). К. Поппер обосновал невозможность диалектики для науки:«Ибо легко показать, что если бы человек примирился с противоречием, то ему пришлось бы отказаться от всякой научной активности, что означало бы полный крах науки... ведь из пары противоречащих высказываний можно с полным правом вывести все что угодно» (Его работа: «Что такое диалектика?" была опубликована в журнале "Вопросы философии" , № 1 за 1995 г., с. 118-138).Наука жертвует истиной ради непротиворечивости. Диалектика жертвует непротиворечивостью ради истины.

Сущность конечного в его противоположности - в бесконечном, что является первопричиной сохранения существования самого конечного. Ограниченность рассудочной науки попыталось разрешить уже искусство, которое поднимается на уровень всеобщего. Искусство определяется как чувственное всеобщее, или всеобщая чувственность. Однако искусство есть сфера достоверности, не истины, т.к. субъективной чувственности должна быть преодолена, в абсолютной истине мышление объективно.

Преодолеть недостаток искусства выпало на долю религии, которая поставила задачу - познать всеобщее (бога) само по себе, не привлекая чувства. Но отсутствие соответствующего метода познания в определенности бесконечного (всеобщего/ бога), вынудило вернуться назад к методу искусства, вернулись к чувственной сфере (бог всемогущ,всемудр, всевидящий, и т.п.). Чувственное сознание есть неразвитое сознание, достоверность, а не истина по Гегелю.

Итак, философия снимает религию, сохраняя прогрессивное содержание «бесконечного », отрицаяотсталую форму субъективного представления.Философия снимает науку, сохраняя прогрессивную форму мышления в «понятиях, отрицая ограниченное содержание «конечного». В целом получилось то, что диалектическое мышление есть мышление в бесконечном понятии, где бесконечное содержание есть наследство от религии, а прогрессивная форма мышления в понятиях есть наследство науки.

2.3.«Бесконечное понятие» как высшая истина метода диалектики и философской системы Гегеля.

Бесконечное понятие есть монолитное единство всеобщего понятия метода диалектики (субъекта) и всеобщего понятия содержания объекта. Здесь проблема: господствуют предрассудки, якобы метод и система Гегеля противоречат друг другу. И данный предрассудок является обязательным моментом критики философской позиции Гегеля Ясно, что эта проблема есть следствие непонимания гегелевской философии.

Чего только не пишут по этому поводу, какую только ложь не излагают тем же студентам. Возьмём самое безобидное: «Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания.В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, …Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина». (=https://studfile.net/preview/6467902/page:6/)-

Триады (Т-АТ-С) это шаблон рассудка, который видит только внешнюю сторону, не проникая в суть, а внутри имеют совершенно разный метод, особый на разных этапах (бытии, сущности, понятии). Система это не «связь категорий», а бесконечное понятие системы, где три момента: ВСЕОБЩЕЕ – «Наука логики»; ОСОБЕННОЕ- «Философия природы»; ЕДИНИЧНОЕ - «Философия духа». Все остальное есть конкретизация трех моментов бесконечного понятия. Никакого «авторского произвола» здесь нет, здесь осмысление первопричины существующего, как выразились бы «марксисты - материалисты», осмысление ЕДИНСТВА МИРА. Материалисты так и остались без понимания этого единства как бытия, т.к. мыслят это единство как дурную бесконечность научных открытий (Ф. Энгельс), даже профессионалы философии (д.ф.н. А.С. Казеннов) путает бытие с наличным бытием. Во всех вузовских учебниках категория бытия отсутствует, перечисляются различные виды наличного бытия. Поэтому и наблюдаем необоснованную критику видимого противоречия между абсолютной истиной и методом диалектики. Что же по сути дела?

Абсолютная истина есть высшая истина, за пределами которой больше нет никакой истины. Первым действительным философом человечества был Парменид, который первый определил предмет философии как высшую истину, это мыслимое бытие, бытие которое можно только мыслить, или всеобщее единство бытия и мышления. Эта высшая истина раскрывается всем содержанием «Науки логики». Гегель, как материалист, начинает с бытия и определяет его разумным мышлением БЕСКОНЕЧНЫИ ПОНЯТИЕМ СУЩНОСТИ БЫТИЯ. Гегель полностью раскрывает высшую истину предмета философии как абсолютную идею, или истину как адекватность понятия своей реальности.

Диалектика есть бесконечность познания, представляет собой как истинную бесконечность, или по форме круг, где начало и конец сходятся. Различие начала и конца в том, что начало выступает в статусе «вещи в себе», а конец в статусе «вещи в себе и для себя», по сути это не круг, а спираль, неслучайно третий момент логического в понятии Гегель назвал «спекуляцией» (приращение).

По образному выражению Гегеля, который хотел подчеркнуть бесконечность процесса познания, диалектика как истинная бесконечность есть по форме не просто круг, а «круги на большом круге». Ленин эту мысль о бесконечности познания особо выделил при конспектировании «Науки логики». Действительно высшая истина это бесконечное понятие системы Гегеля, далее, понимая универсальную связь между моментами понятия, можно войти в любой из моментов и оценивать его как бесконечное понятие, как уже круг на большом круге, к примеру, взять «Науку логики», здесь бесконечное понятие сущности бытия, где бытие выступает как момент всеобщего, сущность - момент особенного, само понятие - момент единичного. Далее можно углубляться без конца, перейти на маленький круг уже круга на большом круге. И так эту иерархию кругов можно продолжать столько сколько требуется для разумного понимания(Ленин: электрон также бесконечен…).Так для понимания иерархии истории, достаточно три уровня с дальнейшим углублением: первый уровень - история в целом от начала и до конца, второй уровень – три формации Маркса, третий уровень – к примеру, классовая формация - три мелкие классовый формации (рабовладение, феодализм, капитализм), и т.д.

Мой интерес социализм, здесь истинная бесконечность познания не только в глубину (в сторону мелких кругов, процесс конкретизации, но и вширь, в сторону больших кругов, расширения поля исследования).

Начинаю с истории в целом, осмысливаю её сущность от начала и до конца как противоречие тенденций в разделении труда и снятие этого разделения. Осмысливаю конец истории, как тоже начало (возникновение человека), как вселенская революция, качественное изменение формы существования человечества, ограниченность земных ресурсов вынуждает человечество освоить ресурсы космоса. Это и есть расширение поля понимания, что же там предполагается быть, после мимолетного коммунизма-гуманизма.

На втором уровне иерархии истории бесконечное понятие истории (высшая истина), или три формации Маркса, которые разделяются мировыми революциями, сейчас идет процесс коммунистической революции (переход к гуманизму). Коммунистическая революция аналогична эксплуататорской (классовой) революции, но с обратным знаком - это и есть социализм. Бесконечное понятие второго уровня иерархии имеет структуру - универсальную связь в виде всеобщих законов. Первым исследователем этой сферы был Поршнев Б.Ф., который открыл закон ускорения, далее закон мимолетности, иерархии истории, симметрии истории /схема симметрии на моем аватаре/ (новое в теории марксизма). Данные законы оказывают влияние на сам процесс коммунистической революции.

Далее переходим на третий уровень (круг на круге большого круга), углубляемся вовнутрь коммунистической революции – исследуем мировой аспект, что подчиняется закону очередности революций (новое в теории марксизма). Последовательность революций изменилась, т.к. изменился глобальный социальный объект, действительна революция потеории Ленина, революция по Марксу перемещается в третью очередь. Проблема социализма в России под большим вопросом, т.к. Россия по уровню развития капитализма переместилась в нижний полюс системы, а это уже не первая, а вторая очередь революции. Если конечно аргумент сохранения существования, выживания России не будет более существенным, чем закон очередности и теории революций классиков марксизма. Однако исследований по этому направлению не знаю.

Далее перебираемся на 4-й более мелкий круг, предполагая, что все же сверхдержаву СССР буржуи разрушили «наполовину»(М.В.Попов: 80 тыс. предприятий уничтожено), но осталась пока самой богатой по природным ресурсам, да еще монополии господствуют, то в бесконечном понятии социализма это будет первая очередь (у которой свои законы – новое в марксизме) и тотальность 4-х необходимых форм социализма, где СССР был только материальной предпосылкой для социализма по существу.

Далее можно переходить на еще более мелкий 5-й круг, рассматривая бесконечное понятие каждой из 4-х форм социализма, и т.д. для конкретизации.

Для обычного понимания социализма в целом достаточно такое бесконечное понятие социализма, которое охватывает «классы стран» – определенность очередности, и охватывает «классы людей», т.е. тотальность и последовательность четырех необходимых форм социализма.

Итак, где же здесь рассудочная, формальная, недопустимая противоречивость абсолютной истины и диалектического метода бесконечности познания, т.к абсолютная истина есть ПРОЦЕСС бесконечности? Авторы критики Гегеля откликнитесь.


Источник: studfile.net

Комментарии: