Стерн Д. — Межличностный мир ребенка — Глава 1. Исследование субъективного опыта младенца: центральн

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-19 02:01

Психология

Большой и, на мой взгляд, важный пост - Дэниэл Стерн и Интенсивное взаимодействие.

Пост является моим переводом текста Рут Берри из книги "Understanding Intensive Interaction"

Дэниел Стерн (2000) объединяет результаты наблюдений за младенцами с психоаналитической теорией, создавая уникальную картину внутреннего мира младенца (конечно, гипотетическую, поскольку младенец не может согласиться с ней или, напротив, опровергнуть!). Идеи Стерна очень сложны - любой, кто читал психоаналитический текст, скорее всего, сталкивался с тем, что используемые термины и язык малопонятны для непрофессионала. Книга Стерна показалась мне более доступной, чем другие психоаналитические труды, которые я пыталась прочесть. Автор выстраивает подробную, многогранную картину, которую трудно кратно пересказать. Я попытаюсь сделать такое резюме здесь, но заинтересованный читатель может обратиться к исходному тексту, безусловно, заслуживающему внимательного прочтения.

Более всего Стерн интересуется самоощущением младенца: «ощущение "самости" и его обратная сторона, ощущение другого – это универсальные феномены, глубоко влияющие на наш социальный опыт» (Цитируется по: Стерн, Дэниэл Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб, 2006). Он отмечает, что мы ощущаем себя множеством разных чувств и обычно не осознаем большинство из них (хотя, и можем осознать - например, дыхание). Он продолжает:

«Меня больше всего интересуют те ощущения «самости», которые необходимы для каждодневных социальных взаимодействий… В эти ощущения "самости" входит ощущение способности влиять (без которого может наступить паралич, ощущение, что твои действия тебе не принадлежат, переживание утраты контроля, который переходит к внешним агентам); ощущение физической связности (без которого может наступить фрагментация телесных переживаний, деперсонализация, ощущение пребывания «вне тела», дереализация); ощущение непрерывности (без которого может быть временная диссоциация, состояния фуги, амнезии [...]; ощущение аффективности (без которого может наступить ангедония, диссоциированные состояния); ощущение субъективной "самости", которая может достигать интерсубъективности с другим (без этого будет космическое одиночество или, другая крайность, психологическая прозрачность); ощущение создающей организации (без которого будет психический хаос); ощущение передачи смысла (без которого может ощущаться исключенность из культуры, недостаточная социализация и отсутствие подтверждения личных знаний)» (Цитируется по: Стерн, Дэниэл Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб, 2006).

Хотя большинство из нас не поймут всех терминов в этой цитате, я включаю ее, чтобы читатель осознал, что проблемы, о которых пишет Стерн, являются глубокими и фундаментальными для нашего восприятия самих себя как людей, и нарушение развития чувства самости может иметь катастрофические последствия для человека (это также основной постулат теории привязанности Боулби - см. главу 5, разделы «Отношения привязанности» и «Недостатки родительской заботы»).

Стерн (2000) подробно рассматривает понятие и природу интерсубъективности – то есть опыта разделения своего внутреннего мира с другим человеком, основанного на осознании человеком того, что как у него, так и у других есть собственные разум и чувства. Он описывает, как младенцы осознают это в возрасте около девяти месяцев и что тогда:

«он относительно в меньшей степени интересуется внешними действиями и более заинтересован в ментальных состояниях, стоящих за ними и приводящих к этим действиям. Появляется возможность поделиться субъективными переживаниями, и меняется тема межличностного обмена. Например, не используя слов, младенец может сообщить что-то вроде: «Мама, я хочу, чтобы ты взглянула сюда (измени свой фокус внимания, чтобы он соответствовал моему фокусу внимания), чтобы ты тоже увидела, какая это восхитительная и замечательная игрушка (и разделила моё субъективное переживание возбуждения и удовольствия). (Цитируется по: Стерн, Дэниэл Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб, 2006)

Он описывает роль родителей как установление ограничений на интерсубъективность ребенка, чтобы ребенок узнал то, какими типами субъективного опыта и в какой мере можно делиться:

«В конечном итоге на карту поставлено не что иное, как открытие того, какая часть частного мира внутреннего опыта доступна для совместного использования, а какая часть выходит за рамки общепризнанного. С одной стороны, это психологическая принадлежность к человеческому сообществу, с другой - психологическое отчуждение».

Стерн считает межличностные отношения жизненно важными для развития различных чувств (а не только интерсубъективной самости). Он описывает младенца как «заранее спроектированного так, чтобы избирательно реагировать на внешние социальные события», и постулирует взаимосвязь между развитием младенца и изменениями в том, как на него реагируют его основные опекуны:

«любые изменения младенца могут происходить отчасти благодаря тому, что взрослый интерпретирует его по-новому и ведет себя соответственно… Скорее всего, происходит двухсторонний процесс. Организационные изменения самого младенца и их интерпретация родителями поддерживают друг друга» (Цитируется по: Стерн, Дэниэл Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. СПб, 2006)

Приводя лишь один пример из множества возможных, Стерн пишет о том, как родители приписывают своим детям интенциональность, когда это качество находится еще на этапе становления:

«Родители сразу приписывают своим младенцам намерения («О, ты хочешь на это посмотреть»), мотивы («Ты так делаешь, чтобы мама поскорей дала бутылочку») и авторство действия («Ты нарочно это бросил, да?»). Практически невозможно вести социальное взаимодействие с младенцами, не приписывая им подобные человеческие намерения. Это делает человеческое поведение понятным, и родители неизменно относятся к своим младенцам как к понятным существам, то есть как к людям, которыми они СОБИРАЮТСЯ СТАТЬ» (выделено Берри).

Отчасти именно такое отношение к младенцу как к человеку, которым он скоро станет, позволяет развитию происходить. Процессы, которые происходят естественным образом и спонтанно при взаимодействии родителей и младенцев (например, приписывание интенциональности и со-настройка), используются намеренно и сознательно в Интенсивном взаимодействии.

Этот раздел об идеях Дэниэла Стерна предназначен для иллюстрации того, что такая работа может иметь серьезные последствия для наших интерактивных партнеров. Например, она может способствовать развитию интенциональности и, таким образом, человек сможет осознанно сообщать другим о своих желаниях, мотивах и пр. А на интерсубъективном уровне это создает для того, кто был полностью отрезан от мира других, возможность почувствовать связь с другим человеком, - по словам Стерна, достичь «психологической принадлежности к человеческому сообществу».

Ссылка на цитируемый тест Стерна: https://www.psychol-ok.ru/lib/stern_d/mmr/mmr_02.html


Источник: vk.com

Комментарии: