Системная амнезия. Афазия.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Имеются в виду локальные выпадения памяти, связанные с воспроизведением навыков действия и обусловленные преимущественно очаговыми корковыми повреждениями. При этом в первую очередь страдает процедурная память того или иного вида, как долговременная, так и кратковременная, оперативная. В развитии системной амнезии различаются три этапа. На первом нарушение клинически проявляется ухудшением репродукции того или иного навыка (например, забыванием на время некоторых слов, ошибками их произнесения, отдельными нарушениями узнавания и праксиса). На втором выявляется собственно амнезия одного какого-то навыка или даже одновременно нескольких связанных с ним. На третьем амнезия приобретает генерализованный характер, касается не одних только навыков, но в равной степени и других проявлений памяти.

Афазия

Афазия — утрата навыков устной и письменной речи. Различают следующие виды афазии.

1. Моторная афазия (экспрессивная, атактическая афазия, афазия Брока, анартрия (от an — частица отрицания, arthroo — членораздельно произносить)) — невнятная речь, связанная с центральным нарушением звукопроизношения. Типичными, кроме того, являются телеграфный стиль речи (фразы из 2–3 слов, составленные из глаголов и имён существительных), аграмматафазия (аграмматизмы речи, то есть утрата способности использовать грамматические нормы языка), литеральные и вербальные парафазии (подмена одних букв, фонем, слов другими, неправильными, их пропуски), контаминации (слипание слов, например «палалет» образовано из «палата» и «туалет»), персеверации (повторение ответа на предыдущий вопрос в ответ на новый).

Страдает произвольная письменная речь, списывание текстов удаётся несколько лучше. В тяжёлых случаях нарушается письмо под диктовку. Термином дизартрия обозначают нарушения произношения, обусловленные поражением периферического аппарата артикуляции. Моторная афазия наблюдается при локализации очага повреждения в задней трети нижней лобной извилины мозга доминантного полушария — речевого центра Брока (1861).

2. Сенсорная афазия (слуховая афазия, афазия восприятия, словесная глухота, чистая словесная глухота, афазия Вернике) — утрата способности понимать устную речь при сохранении слуха и относительной сохранности экспрессивной речи). Характерны, кроме того, многоречивость вплоть до логореи (словоизвержения), литеральные и вербальные парафазии, нарушение фонематического слуха (различения близких по звучанию фонем), аграмматизмы речи, неспособность повторять сказанное другими. Нарушаются чтение, письмо. Сенсорная афазия возникает при поражении задней части верхней височной извилины доминантной гемисферы — речевого цента Вернике (1874).

3. Амнестическая (номинантная) афазия — утрата способности вспоминать нужные слова, особенно при назывании предметов. Понимание назначения этих предметов не нарушено, что пациенты обычно пытаются демонстрировать, не находя требующегося слова. Наблюдаются, кроме того, многоречивость, персеверации, вербальные парафазии, затруднения в спонтанном письме. Письмо при списывании и под диктовку не нарушается. Амнестическая афазия возникает при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau A., 1864; Bateman, 1898).

4. Семантическая афазия — утрата способности понимать значение грамматически сложных фраз при восприятии устной и письменной речи. Это происходит потому, что теряется понимание отношений между словами, выражаемыми посредством флексий (окончаний слов), предлогов, сравнений, атрибутивных конструкций (определений). Пациент не может, к примеру, понять, чем «отец брата» отличается от «брата отца». Семантическая афазия наблюдается при поражении области мозга на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантной гемисферы мозга (Head H., 1926).

5. Синтаксическая афазия — утрата способности составлять предложения и фразы по правилам синтаксиса используемого языка. Называется также катафазией (от греч. kataphasis — утверждение). Некоторые авторы (Блейхер, 1995) определяют катафазию как речевую стереотипию, то есть повторение слов собственной речи, или аутоэхолалию.

6. Динамическая афазия — речевая аспонтанность, утрата побуждения говорить. Наблюдается при поражении конвекситатных и медиальных поверхностей лобных полушарий.

7. Общая афазия — расстройство речи, возникающее при одновременном поражении речевых центров Брока и Вернике.

8. Оптическая афазия — утрата способности вспоминать названия и одновременно с тем назначения визуально представленных предметов. Называется также термином аномия.

9. Проводниковая афазия — характеризуется затруднениями при повторении фраз собеседника, невнятным произношением звуков речи, а нередко и утратой способности понимать речь. Возникает при повреждении нервных волокон, связывающих речевые центры Брока и Вернике.

10. Транскортикальная афазия (Lichtheim L., 1885) — расстройство речи, понимаемое ныне как относительно лёгкий вариант моторного и сенсорного видов афазии. В таком понимании может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции), сенсорного (частичным забыванием значения слов) и смешанного (с симптомами того и другого нарушений). А.Р.Лурия (1962) различает пять вариантов расстройства. Афферентный моторный вариант проявляется корковым нарушением артикуляции, возникает при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области, где представлена кинестезия губ, лица и языка. Эфферентный моторный или кинетический вариант характеризуют нарушения плавности речи, речевая дезавтоматизация и затруднения при переходе от одной артикуляции к другой. Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной зоны.

Динамический вариант отличается расстройством активного построения речи, утратой речевого побуждения. Возникает при поражении конвекситальных отделов лобных долей. Акустикогностический сенсорный вариант проявляется нарушением распознавания близких по звучанию оппозиционных фонем, например «д»-«т», в более тяжёлых случаях страдает различение всех звуков речи, возможно появление акустической агнозии. Наблюдается при поражении вторичных отделов височной коры мозга. Амнестикосенсорный вариант характеризуют трудностями воспоминания названий предметов. Наблюдается при поражении теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

11. Амузия — утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные структуры, а также писать и читать ноты. При моторной амузии пациент делается неспособным петь и играть на музыкальных инструментах, при сенсорной амузии — слышать музыку, мелодии. Острота слуха сохраняется на прежнем уровне. Амузия может сочетаться со слуховой агнозией. Расстройство возникает при поражении корковых полей 45 и 22, по Бродману.

12. Асемия — утрата способности понимать значение неречевых символов, а также потеря умения рисовать и копировать рисунки. Обозначается и как мыслительная агнозия.

13. Глобальная афазия — сочетания разных форм афазии, встречается при тотальной амнезии в рамках деменции.

В детском возрасте большей частью отмечаются нарушения развития речи, обусловленные задержкой или повреждением развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием головного мозга во младенчестве и раннем детстве. Нарушения не связаны с очаговыми повреждениями, невротическими нарушениями, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть пациентов с возрастом достигает нормального уровня речевого развития, но происходит это явно позже, чем даже у «поздно говорящих» нормальных детей.

Типичны трудности в овладении чтением, письмом, общением, темпом интеллектуального развития, а также эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении не нарушены). Характерно постоянное, точнее, регредиентное течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау-Клеффнера или приобретённая афазия с эпилепсией), но в этом случае они являются лишь симптомами основного расстройства. Нарушения речевого развития таковы:

Специфическое расстройство артикуляции речи — задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией и умственным недоразвитием. В норме большинство звуков речи приобретается к 6–7 годам, в 11–12 лет дети произносят почти все звуки родной речи. В возрасте четырех лет речь ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция делает речь детей трудной для понимания окружающими и в возрасте после четырех лет. В речи много пропусков, подмен, искажений фонем, искажения звуков могут зависеть от их сочетания. Синонимы термина: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, дислалия, расстройство фонологического развития.

Расстройство экспрессивной речи — задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией и умственной отсталостью. Звукопроизношение и понимание чужой речи может быть не нарушено. К трем годам при значительном нарушении в речи пациентов отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из двух слов. Позднее нарушение включает:

Ограниченный активный лексикон,

Избыточное использование небольшого набора общих слов,

Трудности в подборе нужных слов и синонимов,

«проглатывание» слов, неполное их произношение,

Незрелая структура фраз,

Ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок,

Дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений,

Чрезмерно обобщённое употребление правил,

Отсутствие плавности предложений и

Трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого.

Эти и подобные нарушения представляют, пользуясь известной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы его разграничения как с нормой индивидуального замедленного развития речи, так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены симптомы расстройства. Синонимы термина: дисфазия и афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.

Расстройство рецептивной речи — задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга и умственной отсталостью. Обычно нарушена и экспрессивная речь, нередко — артикуляция речи. Высок уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом детям свойственны нормальное социальное взаимодействие, нормальные ролевые игры, адекватное обращение к родителям для получения помощи, использование невербальных средств общения нарушено относительно легко.

Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона, но его степень недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи. Значительное нарушение проявляется неспособностью

реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик,

идентифицировать названия нескольких обычных предметов к 18 месяцам,

следовать простым инструкциям в возрасте двух лет.

К поздним нарушениям относят: 1) неспособность понимать грамматические структуры (отрицание, вопросы, сравнения и др.) и 2) непонимание более тонких аспектов речи (тона голоса, жестов говорящего и др.). Синонимы термина: афазия, дисфазия развития, рецептивный тип; словесная глухота, врождённая слуховая невосприимчивость, афазия Вернике, связанная с развитием.


Источник: vk.com

Комментарии: