Михаил Куликов . Ключ от потайной комнаты, 1

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-19 01:53

Культура начинается с правила. Выталкиваемый эволюцией из животного мира, гоминид проводит через целостно переживаемый природный универсум черту. Так на заре времен возникает первое в мире и самое простейшее, базовое правило – бинарная оппозиция Я-Другое. Начало положено, и Другое, уподобляясь Я, дробится на Других и мир, день отделяется от ночи, свет от тьмы, благо от худа. Культура оживает. Сначала спонтанно дробящиеся оппозиции плывут и перетекают одна в другую, неохотно выделяясь из синкретического единства.

Параллельно со смыслом возникают знаки, отражающие смысл, означающие его, – вместе с культурой развивается язык. Этот процесс неразрывно связан с эволюцией мозга, творящего в себе новые структуры, решающего проблему своей изначально низкой адаптивности, в силу принадлежности только формирующемуся, но при этом принципиально новому биологическому роду. Со временем текучие границы твердеют, выделяются новые базовые парные категории помимо Я-Другое: имманентное-трансцендентное (сущее против того, что в мире запредельном), профанное-сакральное (бытовое и жизненное против высшего и духовного), дискретное-континуальное (выделенное, отдельное против текущего, невыделяемого).

Из живых переживаний взаимодействия с природой и сохраненного контакта с животным мировосприятием, анималистической психосферой, возникает поле смыслов в пределах глобальных оппозиций. Смыслы передаются от одного недолговечного поколения к другому, столь же шатко балансирующему на грани выживания, что и предыдущее. Это происходит и вербально (т.е. путем устной передачи средствами языка), и невербально, и даже нематериально. Но именно речь рассказчика породила Миф как базовую модель всего охваченного Культурой космоса.

«Многие знания – многие печали», и становление неразрывной пары новопорожденных сущностей – человека и Культуры – проходит в муках. Животная по своей сути психика ранних Homo расшатана и нестабильна, склонна к эксцессам, неожиданным поворотам (инверсиям) и провалам в докультурное состояние, и даже хуже – в хаос. Воспоминания о единстве с природой и растворении в трансцендентом тускнеют, все более отдаляются от фронта непосредственных ежедневных переживаний. Контакт с психосферой слабеет. Человек ощущает гнетущую пустоту внутри, там, где когда-то было единство с биосферой планеты. Жажда заполнить пустоту, вечный зов трансцендентного с тех пор и поныне не покидают человечество, по-видимому, проведя собой границу между ним и теоретическим постчеловеком.

Для противодействия губительным тенденциям и утоления жажды контакта со Всеобщим вырабатывается Ритуал, регламентируя умножающимися предписаниями, обрядами и табу каждый шаг доисторического индивида. Культура поднимает голову, осознав себя субъектом, в то время как человеческий индивид обретает зачатки своей индивидуальной самости. Начинается первобытность.

Приведенный выше схематичный и не вполне точный экскурс в теорию культурогенеза, предложенной в рамках СТК, дает нам контекст для постановки вопроса о том, каким образом культурная традиция передается от одного поколения к другому, сохраняя системную целостность и локальность, несмотря на порой поражающий воображение разброс по территории проживания популяций, принадлежащих единой культурной традиции, локальной культурной системе (ЛКС). Вопрос этот не столь отвлеченный, как может показаться, ибо ответ на него содержит в себе ключи к самым животрепещущим философским, в целом гуманитарным и в частности политическим проблемам современности. Ведь все наше бытие – культурно, а культура в целом как всеобщий принцип организации бытия – источник любой своей локальной версии. Смыслы и ценности, законы смыслообразования, задаваемые культурной матрицей, определяют ряд осознанных явлений из наблюдаемой реальности, а также пространство явлений неосознанных или табуированных, многообразие мировоззрений, философию. Последние в свою очередь задают политическую и хозяйственную картину цивилизации (коль таковая успела сформироваться ). Вопросы дискурсов, системных кризисов государственных образований и кризиса самой идеи национального государства, современной теории идентичности, проблемы модернизации, исторического выбора, ментальности новых поколений – все перечисленное и многое другое, что определяет наше будущее, приводит нас к постижению культуры. Эти тезисы я оставляю в качестве предпосылок, а пытливого читателя для их сверки отсылаю к списку литературы в конце статьи.

Как уже было сказано, вербальная (устная языковая) передача культурного опыта является одним из ключевых механизмов Культуры. Устный механизм воспроизводства локальных культур на различных стадиях их развития открывает множество тем для исследования, каждая со своей спецификой. Но для первобытности и далее вплоть до европейского модерна первую скрипку в этом ансамбле устного творчества играет фольклор (оговоримся, что на стадии первобытности он не вполне может так называться, но об этом чуть ниже).

Очень скоро читайте в Острог21!

Понятная картина: Исследователи глубин.


Источник: vk.com

Комментарии: