Киберзависимость - чума информационной эпохи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-22 09:00

Андрей Курпатов (врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии) в Давосе, Швейцария на бизнес-завтраке Сбербанка и в Совете Федерации сделал доклад о «Трансформации человека в цифровую эпоху" (https://www.facebook.com/av.kurpatov). Основное содержание этого доклада посвящено исследованиям в области работы мозга.

«Мы состоим из тех химических элементов, которые мы потребляем из окружающей среды с пищей. Это значит, что Мы – то, что мы едим.

Но то же абсолютно идентично и для ментальной сферы: Мы – то, какую информацию мы потребляем.

При недостатке тех или иных микроэлементов человек страдает в развитии. Например, при недостатке всего одного элемента – йода, человек может стать карликом. А теперь мы говорим о недостатках в информационной среде.

Наша психика работает следующим образом. Когда нам предлагают две задачи – простую и сложную, наш мозг выбирает ту, которая проще. Так, если мы видим на экране монитора на одной картинке – научный текст, на другой – фото каких-либо событий, наш мозг выберет именно фото или другую картинку. Это связано с экономикой нашего мозга. Он потребляет большое количество энергии, и поэтому экономический принцип требует от нас всегда выбирать те задачи, которые попроще.

Представители медиаиндустрии соревнуются друг с другом на предмет того, какой контент сделать намного проще, и мы сейчас наблюдаем эксколацию примитивного контента. А Мы – это то, какой контент мы потребляем. Мы сейчас переживаем фундаментальную трансформацию: мы переезжаем из Галактики Гутенберга в Галактику Цукерберга. Из цивилизации текстов, системного мышления мы переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет ни аналитического мышления, ни системного. Как изменение структурной информации влияет на то, что происходит с нами с нейрофизиологической точки зрения?

В 1997 Гордон Шульман сделал исследование, которое не принял ни один научный журнал: он выяснил, что в состоянии покоя наш значительно мозг более активен и деятелен, нежели когда мы решаем сознательные задачи.

С 2001 года – это самое перспективное направление психологических исследований. После того, как в 2001 году исследовательская группа Cтэнфордского университета под руководством Маркуса Рейчла опубликовала свою теорию дефолт-системы мозга.

Профессор Маркус Рэйчл рассказал о том, что наш мозг работает в трех базовых режимах:

1 – мозг активный, который занимается потреблением информации, за это отвечает центральная исполнительская сеть;

2 – мозг, который занимается ориентацией в ситуации, когда работает сеть выявления значимости;

3 – мозг, который думает ни о чем. Это самый важный режим работы мозга, который просчитывает разные ситуации, он учитывает системный аспект, и именно в этом состоянии нам приходят самые интересные решения – инсайты.

Как говорит Маркус Рейчл, в эти моменты человеческий мозг отправляется в рассуждения о социальных отношениях. Когда вы «блуждаете», вы просто думаете о других людях: о своих обязательствах, о конфликтных ситуациях с ними, про свои ожидания от них.

Раньше мы считали, что есть локальные отделы мозга, которые отвечают за разные функции: зрительная кора, слуховая кора, двигательная кора. Но сейчас мы узнали, что все намного сложнее. В течение первых 25 лет жизни наши нейронные клетки связываются друг с другом в отдаленных отделах мозга, прорастают нейронные связи и образуют нейронные сети, которые будут отвечать за 3 базовых режима работы. Когда мы рождаемся, наши связи в мозге действительно локальные. И для того, чтоб мы научились концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации и думать, нам нужно 25 лет жизни. По сути дела, мы создаем программный сервер, который будет отвечать за процессы мышления во взрослом возрасте. И молодой человек не просто получает знания о мире, пока он образовывается! Молодой человек, по сути дела, программирует свой мозг!

В какой ситуации оказались нынешние молодые люди, которые программируют свой мозг в гиперинформационной среде? Как это сказывается на их мышлении?

Первая вещь, самая неприятная, связана с подавлением дефолт-системы мозга. Исследователь мозга Эшли Чен показала, что все 3 системы мозга являются антагонистами. В тот момент, когда мы активизируем сеть выявления значимости и центральную исполнительскую сеть, дефолт-система, ответственная за мышление, подавляется. И, напротив, когда подавляются центральная исполнительская сеть и сеть выявления значимости, дефолт-система активизируется. В ситуации, когда мы потребляем контент постоянно, у нас активна центральная исполнительская сеть, что означает, что энергия в зону мозга, ответственную за мышление, не поступает! По сути дела, наш мозг впадает в спячку. Таким образом, не надо удивляться, что молодые люди, которые не выходят из сети, редко включают голову, мыслят стереотипно и не развиваются.

Если говорит о детях, то данные просто шокируют: 40% детей до 10 лет в США и в России практически постоянно находятся он-лайн. Если верить лаборатории Касперского, европейские родители более сознательно к этому относятся. Но к 14-18 годам ситуация сравнивается и практически все подростки в мире 60% времени проводят он-лайн, причем в России эта цифра самая высокая – 68%! Это значит, что подростки отправляют свой сервер мышления в спячку, или он у них просто не формируется. Но это не единственная проблема.

Профессор из Калифорнии Глория Марк рассказала о том, что для того, чтобы включить нашу дефолт-систему, ей нужно время – 23 минуты. Если этого времени не будет, мы будем продолжать находиться в другом пространстве. По исследованиям 2016 года среднестатистический человек проходил около 80 телефонных сессий в сутки. Это значит, что он прерывался каждые 15 минут, т.е. у него не было тех 23 минут, чтобы запустить свою дефолт-систему и загрузить ее необходимыми интеллектуальными объектами.

Максимальная сложность, которую наша дефолт-система научилась разворачивать — это порядка 200 интеллектуальных объектов одновременно в нашей голове. Это 200 сложных интеллектуальных объектов, которых вы можете «кружить» внутри собственной головы не сознательно, а просто будучи озадачены соответствующим вопросом. Но на самом деле максимум, который мы можем собрать — это 25 сложных интеллектуальных объектов, имеющих сущности и представляющих собой нарратив, сложенный у вас в единый образ. И 3 простых интеллектуальных объекта, которые вы используете, рассуждая сознательно — вот она разница! Вот тот «сервер» внутри головы, который мы должны максимально освоить.

Следующая проблема состоит в том, что дефолт-система эволюционно была создана, чтобы мы простраивали свои отношения с другими людьми. Это самая социальная из систем. Но что мы наблюдаем в настоящий момент? Уже в 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое мы использовали, общаясь лицом к лицу. В момент появления айфона в 2007 году экранное время составляло более 8 часов, тогда как общение лицом к лицу уже менее 2 часов. Эта тенденция далее только усиливалась. В результате мы имеем сейчас «эпидемию цифрового аутизма»!

Цифровой аутизм – это состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Другие люди стали для них заменяемыми, потому что они не видят ценности каждого из них в отдельности. Даже на свиданиях молодые люди предпочитают телефон, нежели общение друг с другом.

Тем, кто думает, что это новый мир, предлагается исследование 2018 года. По этим данным, если мы проводим в интернете больше 2,5-3 часов, у нас резко возрастают показатели депрессивных мыслей и суицидальных наклонностей. Нахождение в телефоне вызывает чувства собственной неполноценности, отчужденности и депрессии. Социальные сети в этом смысле действуют очень болезненно».

Результаты исследований показывают, что чрезмерное использование интернета в колледжах очень распространено, и часто напрямую соотносится с депрессией (Журнал «Би Эм Си Мэдисин», исследования д.м.н. Дмитрия Христакиса).

У всех людей, пользующихся телефонами, есть симптомы СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Есть еще люди, которые не пользуются телефоном. У них симптомы СДВГ снижены почти в 2 раза. Во время исследования людей, не пользующихся телефонами, попросили их использовать на протяжении 3 месяцев. В результате выросли социальная настороженность, агрессия, внутреннее напряжение и конформность (соглашательство).

Наша мотивация объясняется тем, насколько наш мозг способен конструировать образ будущего. Если дефолт-система не работает, то возможность заглядывать вперед у человека утрачивается, т.е. он не может ставить перед собой цели!

Самое интересное исследование 2017 года: 3 группы студентов по несколько сотен человек выполняли креативные и мыслительные тесты. 1-я группа должна была оставить телефон за пределами аудитории для тестирования. Студенты 2-й группы могли держать телефоны рядом с собой. В 3-й группе студенты должны были положить телефон перед собой экраном вниз и заполнять тесты. Оказалось, что физическое местоположение телефона влияет на объем оперативной памяти и на подвижный интеллект. Самые низкие показатели тестирования были у студентов 3-й группы, самые высокие - у 1-й группы. У нас увеличивается объем оперативной памяти и объем подвижного интеллекта, когда телефона нет с нами. И мы глупеем, когда у нас рядом есть телефон.

Главная болезнь современного общества - информационная псевдодебильность (ИП). ИП - это не болезнь, это не психическое расстройство. Это интеллектуальное состояние людей, когда они не могут собрать сложные интеллектуальные объекты. Наше общество стало производить умных глупцов. Люди про всё знают, про всё имеют мнение. При этом критическое мышление, способность системного мышления, к сожалению, вообще отсутствует. Три причины информационной псевдодебильности:

Во-первых — фундаментальная информационная зависимость. Мы все находимся на гигантском информационном крючке: всё, что мы делаем – бесконечно потребляем информацию.

Когда включается сеть, отвечающая за потребление информации, дефолт-система мозга выключается: они антагонисты. В тот момент, когда вы потребляете информацию, ваш мозг перестает складывать сложные интеллектуальные объекты: он просто распознает образы и получает от этого удовольствие. Собственно говоря, это два противоположных процесса: или думаем и тренируем мозг, или потребляем информацию.

Вторая причина — жизнь стала очень безопасной. Мы никогда не жили в таком безопасном мире. Соответственно, образ будущего сложно сформировать, амбиции сложно сформировать, развлечения и сексуальность абсолютно доступны. То есть мы получаем общество, у которого нет мотивации что-либо делать, но всегда есть альтернатива.

Сейчас стало модно говорить про прокрастинацию. Это просто модное слово – за этим нет никакого особого состояния. Мозг становится неспособен организовать деятельность, если у него нет плана и цели.

Третья вещь — это информационная интоксикация. То количество информации, которое мы потребляем, замусоривает наше внутреннее пространство. У нас просто нет сил на коммуникацию с другими людьми.

Раньше информация была недоступна, она была распределена между разными людьми. И если вы хотели, чтобы кто-то с вами поделился информацией — вы должны были формировать его лояльность, давать ему ощущение понимания. Сейчас информация стала абсолютно доступной: мне никто не нужен, чтобы узнать ответ на любой вопрос. Зачем я буду напрягаться, чтобы строить внутри головы сложный интеллектуальный объект этого странного человека с его заморочками, переживаниями, желаниями?

Самое ужасное, что в этот момент не тренируется система мозга, отвечающая впоследствии за мышление. И как люди, с которыми мы взаимодействуем, стали двухмерными, картонными, так и мысли, которые мы начинаем думать, становятся всё более плоскими, все более примитивными.

Мы переживаем разделение мира не только на богатых и бедных, но и на глупых и умных! Мы наблюдаем изменения социального взаимодействия: отсутствие вертикальных систем управления и социальности, где есть верх и низ, и переход к горизонтальному обществу, что ведет к потере навыков и биологических возможностей к обучению. От этого страдает образовательный процесс. Изменения в коммуникациях приводят к цифровому аутизму, снижению эмоционального интеллекта и увеличению цифровой зависимости.

По материалам http://zavisimost-v-seti.ru/ от 26.09.2013 можно увидеть, что интернет-зависимость стоит на 2 месте после наркомании, а алкоголизм – на 3 месте!

• Интернет зависимость 15,29 % (13)

• Наркомания 56,47 % (48)

• Алкоголизм 11,76 % (10)

• Зависимость от ставок и азартных игр 5,88 % (5)

• Зависимость от сайтов знакомств 2,35 % (2)

• Игромания 8,24 % (7)

Количество проголосовавших: 85 человек.

Среди интернет-зависимых выделяют 2 группы по Кимберли Янгу:

1. Висящие на общении ради общения (91%),

2. Висящие на информации.

Интернет-зависимых привлекают следующие особенности сети:

• анонимность (86%)

• доступность (63%)

• безопасность (58%)

• простота использования (37%)

Отличия интернет-зависимых от свободно пользующихся Интернет заключаются в следующем:

- Свободные от интернет-зависимости пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства;

- Интернет-зависимые пользуются теми аспектами Интернет, которые заменяют им нормальную социализацию, погружаются в поток «псевдоинформации», бесполезной для развития и жизни личности, или увлечены on-line играми.

Общая установка на получение удовольствия при неспособности строить образы будущего приводит к тому, что люди становятся нетолерантны к своим провалам, рассчитывают на легкий успех, и это будет не лучшим образом работать на экономику и цивилизацию в целом.

Профессор философии Дэниел Деннет спрашивает: «Можем ли мы отдать когнитивные функции машинам?» И отвечает: «Да, можем, если мы сможем предотвратить атрофию своих познавательных навыков!» К сожалению, именно это сейчас и составляет основную проблему!

Уже в 2007 году было доказано, что медитация и осознанность позволяет улучшать работу сети выявления значимости, которая отвечает за переключение между дефолт-системой и центральной исполнительской сетью. Сама центральная исполнительская сеть улучшает свою работу (улучшается эффективность нашего мышления) в случае, если мы используем правила цифровой гигиены, которая сейчас уже должна стать нормой жизни! Наконец, чтобы наша дефолт-система, которая отвечает за мышление, работала лучше, нам необходимо улучшать свои социальные связи и увеличивать количество своих социальных коммуникаций.

Цифровая гигиена для взрослых и детей заключается в самоконтроле и безопасности.

Приведём некоторые способы для самопомощи (при необходимости работы на компьютере/гаджете):

• Составить и записать план для выполнения поставленного задания;

• Не запускать лишние «окна», приложения;

• Сосредоточиться на нужном действии для выполнения составленного плана;

• Ставить таймер (на 10-15мин) и каждый раз проверять соответствие своих действий плану. Записывать все отступления и изменения для анализа;

• Соблюдать режим труда и отдыха (делать перерыв после 45 мин. работы не менее 10мин, переключаться на другой вид деятельности).

5 правил безопасности детей в сети Интернет:

1. Никогда не давайте о себе никакой личной информации (имя, фамилию, адрес и номер телефона), а лучше – посоветуйтесь с родителями.

2. Никогда не переписывайтесь и не общайтесь в чате с тем, кто вам не нравится или пугает вас.

3. Если вы хотите встретиться с кем-либо из знакомых по Интернет, то обязательно предупредите об этом родителей и спросите у них разрешения.

4. Немедленно сообщите родителям, если прочли в Интернет что-либо показавшееся вам опасным.

5. Помните, что в Интернет вы никогда не знаете, с кем вы общаетесь.

В заключение можно сказать, что Мы – есть наш мозг. А он ленивый и не хочет нагрузки. Его можно только заставлять работать. Научите ваш мозг получать удовольствие от сложности. Видимо, это единственный вариант, который позволит сохранить приставку sapiens к определению homo.


Источник: www.facebook.com

Комментарии: