Домашка по Whatsapp вместо онлайн-урока: ожидания и реальность российского дистанта

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2021-01-05 11:00

наука

Дистанционное образование существовало в России и до пандемии, убеждают чиновники и директора преимущественно московских школ. Впрочем, оно если и было, то зачастую теоретическим. Сейчас же учителей, учеников и их родителей словно выбросили в воду посреди глубокого пруда, и им не осталось ничего иного, как научиться плавать. Одним это даётся легче, другие едва держатся на плаву. Подводим итоги года на дистанте – как и почему оно оказалось не онлайн-уроками в Zoom, а ограничилось передачей домашки по Whatsapp.

Всегда в школе главным авторитетом для ребёнка являлся учитель. Это был источник знаний и гарант дисциплины. Так было до дистанта. Теперь, когда понятие "урок" растворилось и переместилось в виртуальную реальность, педагогу приходится конкурировать за внимание ученика. Возможно, в том числе поэтому самой популярной в этом году программой повышения квалификации для преподавателей на платформе "Я учитель" стал онлайн-курс по преодолению эмоционального выгорания.

Во время дистанта учитель должен уметь конкурировать за внимание учеников, привыкших к постоянному удовольствию, предлагаемому в интернете, на это обращает внимание руководитель спецпроектов Обрсоюза Евгений Антонов.

"Тяжело представить, что человек, который посмотрит большое количество развлекательных передач, просмотрит 100 видео за 1 секунду, потом пойдёт и посмотрит лекцию Лотмана о природе интеллигенции. Педагогам нужно учитывать, что это новый формат, новый язык интернета, к которому школьники достаточно быстро привыкают. Когда учитель говорит другим языком, то ученики могут просто его не услышать", – считает эксперт.

С переходом на дистант ученики не просто переместились из-за парт за экраны ноутбуков, а в худшем случае – смартфонов, а утратили эмоциональный контакт с учителем. Педагоги же, оказавшись в незнакомой для них информационной среде, рискуют вслед за эмоциональным контактом утратить и былой авторитет в глазах детей. Они теперь на "чужой территории", в которой школьники ориентируются лучше.

"Кто-то достаточно быстро адаптируется в новом пространстве, а для кого-то это совершенно другое измерение, в котором нужно идти на ощупь, и педагогам нужно сконцентрироваться не на предмете, а на получении новых компетенций, которыми он должен обладать, чтобы проводить дистанционное образование. Если педагог не очень хорошо ориентируется, то авторитет в глазах учеников может колебаться", – говорит Евгений Антонов.

За внимание детей в интернете конкурируют не только развлекательный контент, но и образовательный. В распоряжении школьников – огромное количество противоречащих друг другу теорий и аргументов. Например, благодаря убедительности отдельных блогеров в 21 веке некоторые до сих пор сомневаются, что Земля круглая.

В образовании "заболела" в этом году и классическая дидактика, так считает доцент НИУ ВШЭ Павел Сергоманов.

книжка, учебник, дистанционное обучение(2020)|Фото: mos.ru/Евгений Самарин

"Дистанционная форма никогда не заменит живое общение. Цифровая трансформация – это вирус, заболевание для классической дидактики. Мы не имеем цифровой дидактики, у нас её пока нет. Дети, попадая в интернет, испытывают на себе механизмы, которые манипулируют их вниманием. Продукты, которые готовят люди в цифровой среде, именно на это и заточены. Учитель вещает, а ученик занимается чем-то, что своровало его внимание", – пояснил доцент.

Офлайн-среда и онлайн-среда сильно отличаются, добавляет заместитель директора школы "Феникс" Дмитрий Поносов. Поэтому сегодня учителям важно переупаковать образовательную программу и включить ученика в обучение в новом формате.

Переход на дистант напомнил, что школа должна не только обучать, но и воспитывать, готовить к жизни. По мнению замдиректора школы "Феникс", школьное образование должно готовить ученика к жизни в том числе и в цифровом обществе, помогать ему учиться пользоваться контентом, создавать свой контент.

Однако, как считает контент-директор компании Skyeng Михаил Свердлов,сегодняшний дистант – это просто попытка "выплыть". "Забросили людей в глубокий пруд, в озеро Байкал, без инструментария и без цифровой грамотности", – проиллюстрировал он.

Четыре пятых всех российских учителей, то есть практически все преподаватели школ, прежде не пользовались цифровыми инструментами на уроках. Такую информацию озвучил ректор Высшей школы экономики на форуме "ПРОобразование".

Учитывая, что средний возраст учителя в России – 50 лет, а у четверти семей дома нет компьютера, неудивительно, что в большинстве случаев дистант ограничился отправкой фото тетрадей с домашним заданием педагогу через "Вотсап".

Дистанционное образование, действительно, оказалось не тем, чем его представляли. Зачастую это не видео-урок, а отправка "домашки" в мессанджере, согласилась руководитель направления продвижения "Яндекс.Учебника" Ирина Савицкая. "На самом деле, 75% учителей не используют видео-конференции, то есть под дистанционным обучением подразумевается отправка фото тетрадей в "Вотсап" от детей учителю, а учитель отправляет детям, какие страницы прочитать и какие задания делать", – заметила она.

Проект "Я Учитель" от "Яндекс.Учебника" помогает учителям освоить информационные технологии для успешного перехода на дистант. Но пока на платформе лидирует курс по преодолению эмоционального выгорания, добавила она. "Дистанционка уже была, и Zoom был, но пандемия так резко и неожиданно пришла и всех загнала в дистанционное обучение, что для нас всех стало стрессом", – подтвердил Дмитрий Поносов.

Что касается учеников, то они, похоже, расслабились. Данные исследования влияния удалённого образования на качество усвоения знаний неутешительны, рассказал доцент ВШЭ.

"Честно говоря, картина нерадостная: только 3% детей положительно оцениваются. Более-менее удовлетворительно – 20%, отрицательно – 22%, крайне отрицательно – 12%. У педагогов ещё более пессимистичная картина, у родителей – ещё более, а более оптимистичная – у администраций школ", – сообщил Павел Сергоманов.

Неудивительно, что самыми массовыми акциями протеста последних месяцев в Москве стали выступления родителей против дистанта. Активисты уже подавали обращения в мэрию столицы и в приемную Администрации президента. Сергей Собянин уверяет, что очное обучение отменять никто не собирается, и его вернут, как только представится возможность. Об этом говорил и Владимир Путин. Но каким будет 2021 год в образовании – пока не знает никто. Многие убеждены, что для чиновников слишком велик соблазн "сэкономить" деньги в бюджете благодаря дистанту, а заодно "освоить" средства по всевозможным модным программам цифровизации.

Выступление КПРФ против дистанционного обучения.(2020)|Фото: Telegram-канал депутата Государственной Думы от КПРФ Валерия Рашкина

Источник: www.nakanune.ru

Комментарии: