Ждет ли нас технологическая сингулярность?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-29 06:41

Трансгуманизм

Мы живем в интереснейшее время. Каждый день происходят различные научные открытия. Ждет ли нас технологическая сингулярность?

Что же это такое?

Технологическая сингулярность — это вероятное взрывное ускорение научно-технического прогресса, которое приведет к полному изменению общества, морали и самого человека (включая не только разум, но и тело). Суть – в процессе технического прогресса будет создан сверхчеловеческий разум, действия и дальнейшее развитие которого, сегодня, даже спрогнозировать невозможно. Также предполагается, что после наступления технологической сингулярности, будущее невозможно будет предположить в принципе.

По последним оценкам (Дэни Эдер*) Технологическая сингулярность может наступить уже до 2030 года. Возможности возникновения, а также возможные последствия технологической сингулярности возникшей в процессе развития нанотехнологий абсолютно серьезно рассматривались Комиссией по экономической политике Конгресса США еще в 2007 году.

*Имеется ввиду гиперэкспоненциальная кривая, основанная на факте удвоения мощности современных компьютеров всего за 9 месяцев к сентябрю 2002 года (прим. ред.)

Концепция технологической сингулярности была впервые предложена математиком и писателем Вернором Винджем в 1993 году на симпозиуме VISION-21, который проводился Центром космических исследований NASA им. Льюиса и Аэрокосмическим институтом Огайо.

“Сингулярность- это точка, в которой наши старые модели придётся отбросить, где воцарится новая реальность. Это мир, очертания, которого будут становиться всё четче, надвигаясь на современное человечество, пока эта новая реальность не заслонит собой окружающую действительность, став обыденностью. И всё же, когда мы такой точки, наконец, достигнем, это событие все равно станет большой неожиданностью и ещё большей неизвестностью.

Когда прогресс будет направляться интеллектом, превосходящим человеческий, он станет куда стремительнее. Фактически, нет оснований полагать, что прогресс не станет плодить всё более разумные сущности и всё более быстрыми темпами. Лучшая аналогия — в эволюционном прошлом. Животные могут приспособиться и проявлять изобретательность, но не быстрее, чем работает естественный отбор. В случае естественного отбора мир сам выступает в роли собственного симулятора. Мы, люди, обладаем способностью усваивать окружающий мир и выстраивать у себя в голове причинно-следственные связи, поэтому мы решаем многие проблемы в тысячи раз быстрее, чем механизм естественного отбора. Когда же появится возможность просчитывать эти модели на более высоких скоростях, мы войдём в режим, который отличается от нашего человеческого прошлого не менее радикально, чем мы, люди, сами отличаемся от низших животных.

Такое событие аннулирует за ненадобностью весь свод человеческих законов, возможно, в мгновение ока. Неуправляемая цепная реакция начнет развиваться по экспоненте безо всякой надежды на восстановление контроля над ситуацией. Изменения, на которые, как считалось, потребуются «тысячи веков» (если они вообще произойдут), скорее всего, случатся в ближайшие сто лет”.

Вернор Виндж

По мнению Винджа вышеописанные события могут произойти следующим образом:

1. Компьютеры обретут «сознание», и возникнет сверхчеловеческий интеллект.

2. Крупные компьютерные сети (и их объединенные пользователи) смогут «осознать себя» как сверхчеловечески разумные сущности.

3. Машинно-человеческий интерфейс станет настолько тесным, что интеллект пользователей можно будет обоснованно считать сверхчеловеческим.

4. Генная инженерия или другие технологии смогут радикально улучшить человека по всем параметрам: здоровье, сила, долголетие, интеллект.

5. Развитие технологий (например, с приставкой “нано”) сделает возможным быстрое воспроизводство мыслящих машин.

Действительно, прогресс в области компьютеров весьма впечатляет. С 1949 года, когда была создана первая электронно-вычислительная машина (ЭВМ), производительность и оперативная память компьютеров выросли в несколько миллионов раз! При этом каждые 1,5-2 года производительность и память удваиваются.

В 1997 году компьютер ASCI Red фирмы Intel имел предельную (пиковую) производительность 1,8 триллионов операций в секунду (1,8 Тфлопс). В 2000 году появился компьютер на 10 терафлопс. А в 2010 году китайцы создали суперкомпьютер «Тяньхэ» на 2507 терафлопса (или более 2,5 квадриллиона операций в секунду). Суперкомпьютер, спроектирован в китайском национальном университете оборонных технологий. Составлен колосс из 7168 графических процессоров от Nvidia (модель Tesla) и 14 336 центральных процессоров от Intel (Xeon).

Что может суперкомпьютер сегодня?

Суперкомпьютер IBM «Watson» имеет 2880 процессорных ядер, 15Тб оперативной памяти. Производительность системы оценивается в 80 триллионов операций с плавающей запятой в секунду.

Он безошибочно и очень быстро дает правильные ответы на вопросы (в качестве теста использовалась игра «Jeopardy!»), изучает базу данных для поиска ответа, а также анализирует скрытые в вопросах значения, трудноуловимые ассоциации, загадки, иронию и множество других интонационных и лингвистических нюансов. То есть, практически приближается к возможностям человека.

Однако критики отвечают, что если данная машина хоть и превосходит человека по возможностям, возникающих в процессе использоваться огромной базой данных, то все равно испытывает серьезные трудности на ассоциативном уровне принятия решений.

Это, впрочем, не помешало уже применить полученные достижения на практике. Американская компания Neuromatters и Колумбийский университет в Нью-Йорке заключили соглашение по разработке технологии «связанной с корой компьютерного зрения». Данная технология сочетает сильные стороны компьютера и мозга человека для ускорения сортировки трудно формализуемых данных вроде фотографий или видео. При этом результат достигается быстрее, чем могли бы выполнить задачу компьютер или человек по отдельности.

Компьютер трудно научить понимать абстрактные цели типа «найти из длинной последовательности прикольные картинки» или «найти кадры, на которых что-то не так». Человек понимает такую задачу без труда, но ручная сортировка сотен и тысяч снимков утомительна, и занимает много времени. Однако нейрофизиологам уже известно, что оценка кадра в мозге происходит за доли секунды. Причём ещё задолго до того, сам как человек осознает «инсайт», определённые зоны в коре выдают характерный сигнал.

Этим и воспользовались разработчики проекта C3Vision. Оператор надевает «мозговую шапку» с 64 электродами, снимающими ЭЭГ. Компьютер показывает человеку последовательность снимков со скоростью 10 кадров в секунду. По реакции мозга машина понимает, что привлекло внимание оператора, а затем уточняет «гипотезу», подбирая для проверки ряд схожих кадров. Программа на ходу обучается взаимодействию.

Ожидается, что система C3Vision будет использоваться правительственными аналитиками для быстрой сортировки тысяч спутниковых снимков, а также операторами систем видеонаблюдения для выявления подозрительных кадров из большого потока.

Таким образом, суперкомпьютеры уже сегодня становятся мощными усилителями интеллекта соответствующим образом улучшенного человека. Однако, скорее всего, люди недалекого будущего станут своеобразными киборгами с возможностью легкого подключения к электронным помощникам. Причем передавать можно будет не только информацию, но даже чувства!

Первые киборги

В начале 2000-х, профессор кибернетики университета Рединга (Великобритания) Кевин Уорвик поставил смелый эксперимент – ему в левое запястье был вживлен чип площадью 9 мм2. Чудо микроэлектроники на этот раз было соединено сотней микроконтактов непосредственно со срединным нервом. Другими словами, каждый из этой сотни электродов был вживлен в человеческий нерв. Выводы этих контактов проложили под кожей и через 15 см вывели в предплечье, где располагается специальный радиоприемник-передатчик электрических импульсов.

Теперь первый киборг планеты Кевин Уорвик, заполняет эфир вокруг себя оцифрованными электрическими флюидами своей собственной нервной системы. Это позволяет ему мысленно включать и выключать автоматическую дверь, активировать бытовые приборы, «общаться» с компьютером и, главное, передавать эмоции!

Однажды, Уорвик, страдающий акрофобией (страх высоты), поднялся на крышу небоскреба. Импульсы страха, пробегавшие по нервам, попали в микрочип. Преобразовавшись в цифровую форму, эмоция страха была передана по Интернету в Англию, а затем поступила в чип, вживленный в тело жены Уорвика. Она испытала сильнейший страх!

Подобная технология здорово поможет инвалидам. Например, в декабре 2009 года группа европейских ученых объявила, что они успешно соединили роботизированную руку с покалеченной рукой человека. Это позволило ему управлять протезом силой мысли и чувствовать различные импульсы в искусственной руке.

Роботы

Резкую тенденцию к «поумнению» проявляют и роботы. Ярчайший пример – гонки роботов-автомобилей, которые организовывает Управлением перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA).

Данные автомобили испытывают в условиях, близких к городским, с имитацией реального трафика. Интересно, что уже в 2007 году с задачей проехать заданный маршрут без инцидентов справился робот с не особо мощными компьютерами в количестве двух штук с четырехъядерными процессорами Intel Core 2 Quad Q6600 с тактовой частотой 2,4 ГГц и платой Intel D975XBX2 и 2 Гбайтами оперативной памяти. Один из компьютеров отвечал за обработку информации, поступавшей от датчиков, второй — «занимался» контролем системы управления и планированием действий машины-робота. Информацию снимали шесть видеокамер, которые охватывают все пространство вокруг автомобиля, лазеры на бамперах, радар, приемники GPS, а также бортовое навигационное оборудование для сбора информации о местоположении автомобиля и характере поведения окружающих объектов.

В 2009 году компания Robosoft представила уже серийный автобус-робот robuRIDE, предназначенный для переправки пассажиров между несколькими пунктами в более-менее спокойной дорожной обстановке, то есть на выставках или в парках. А в 2010 году группа итальянцев пересекла на автобусах-роботах Евразию из Пармы в Шанхай. И хотя, во многих экстремальных ситуациях, водители брали управление на себя, до умного автомобиля, способного доставить своего, скажем пьяного или заснувшего владельца до дома осталось не так уж и долго.

Несмотря на то, что, по мнению футурологов, предсказать, что будет после наступления технологической сингулярности, невозможно, искушение “заглянуть за грань” слишком велико. Конечно, неизвестное пугает и привлекает “

Реальная виртуальность

Переход человечества в виртуальную реальность – вполне вероятное развитие событий после наступления сингулярности. И действительно, если всю или почти всю работу будут выполнять умные автоматы, людям нужно будет элементарно чем-то себя занять. Возможный выход – игровая среда, где можно будет не только развлекаться, но и жить, зарабатывая реальные средства, обеспечивающие жизнедеятельность бренного тела. А выходить “на поверхность” игроки будут только для оправления естественных потребностей. Подобный вариант может оказаться очень привлекательным в случае исчерпания природных ресурсов, которым нас постоянно запугивают по телевидению и в Internet. Действительно, зачем покупать реальный суперкар или самолет, если его виртуальный аналог будет ничуть не хуже. И ценные ресурсы не потребляются.

Собственно говоря, игровая виртуальная реальность развивается прямо на наших глазах. Вспомним, как в середине 90-х верхом совершенства нам казалась мегакультовая стрелялка DOOM-2 с примитивной графикой. Нынешние игры уже обеспечивают почти фотореалистичную картинку. Не трудно предположить, что пройдет еше лет 5-10 и она станет “почти неотличимой от настоящей”. Добавим сюда развитие социальных сетей и ролевых игр и останется только доработать уже реально действующие технологии передачи чувств и ощущений по проводам, управление игровыми объектами при помощи нервных импульсов. Затем надеваем виртуальный шлем или костюм, вставляем разъем в затылок и … добро пожаловать в “Матрицу”.

А почему бы и нет? Ведь уже сейчас существует многомиллионая армия геймеров, которые с успехом зарабатывают настоящие, а не виртуальные деньги, продавая нарисованные мечи, доспехи и гаремы с принцессами. Не так давно мой знакомый обменял “магического имущества”, нажитого “непосильным трудом” на 10 тыс. вполне реальных портретов американских президентов. А в Южной Корее, например, при разводе и разделе имущества супругами, законодательно учитываются не только реальные, но и виртуальные ценности.

Конечно, в таком будущем кроется просто поразительно число достоинств и преимуществ. Только представьте, наконец всем людям планеты удасться объединить усилия, постоянно чувствовать друг друга, ничего не скрывать. Это будет мир всеобщего понимания, в котором обману и насилию просто не останется места. Человечество превратиться в единую, практически бессмертную сверх-цивилизацию с возможностями, о которых мы сегодня даже мечтать не смеем.

Существуют также и недостатки. Однако как преимущества, так и недостатки нашего уже недалекого будущего мы можем оценивать только со своей сегодняшней позиции. А это похоже на австралопитека, проживающего на нашей планете около 4 млн. лет назад, который пытается оценить значение, например изобретение теории ядерного распада. Компетенция такой оценки стремится к нулю.

Исходя из всего этого, думается, бояться будущего не стоит. Ведь оно зависит от нас сегодня. Предпосылки создаваемые нами сегодня, обретут силу уже завтра. Противостояние добра и зла — это не некий единоразовый процесс, который предстоит нам в будущем. Эта борьба происходит прямо сейчас и соотношение сил меняется ежесекундно, в зависимости от решения, которое лично вы только что приняли.

Комментарии: