Юк Хуэй. «рекурсивность и контингентность»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-21 07:22

Философия ИИ

Юк Хуэй, который делит свое время между Гонконгом и Берлином, один из немногих современных философов, погруженных как в китайскую, так и в западную философию.

В заглавие его книги «Рекурсивность и контингентность» вынесены два фундаментальных понятия, позволяющих по-новому взглянуть на взаимоотношения природы и техники, равно как и свободы и необходимости. Отталкиваясь от немецкого идеализма и философии природы и прослеживая эволюцию рекурсивности и контингентности в органицизме и органологии XX столетия, автор закладывает основы нового типа философствования, отвечающего эпохе, когда экологические и алгоритмические катастрофы становятся частью повседневности, а различие машины и организма — чистой условностью.

Господствующее (то есть западноевропейское) понимание техники привело к множеству проблем и конфликтов, начиная от экологических катастроф и заканчивая использованием личных данных в корыстных целях национальными правительствами и глобальными корпорациями. Разрешение этих проблем возможно только через утверждение новых способов мыслить и понимать технику — то есть то, что Юк называет «техноразнообразием».

В книге философ призывает соответственно «переоткрыть, перепрочесть, переизобрести» — и удивиться (философия ведь начинается с удивления):

— замысловатой (невещественной) экзистенции цифровых объектов («если вы утверждаете, что у цифрового объекта есть субстанция, вам придется продемонстрировать ее. Двоичный код, электрические сигналы или химическая активность на плате?»);

— цветущей сложности «техноразнообразия» и потенциалу разных «космотехник», отличных от западно-европейской (веками представляемой в качестве универсальной — как и сам технический прогресс);

— отличию механизма (М) от организма (О), тому, что организованное неорганическое (М) давно превратилось в организующее неорганическое (работающее как О) и стало (в отличие от нас, простых смертных) субъектом процесса организации.

Если кибернетика, как думал Хайдеггер, конец философии и если рекурсивность становится синонимом философии процесса, тогда постъевропейская философия может мыслиться только путем переприсвоения кибернетического момента в разных видах мысли о технике. Именно эту траекторию движения Юк Хуэй попытался наметить в данном труде. Поставленные ним вопросы все еще требуют более подробных ответов, но, поскольку усилия одного человека ограничены, эта попытка остается общей задачей философии

Комментарии: