У психологов есть проблема – они многого не объясняют, и в первую очередь не всегда объясняют происхождение проблем.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-06 14:45

Психология

У психологов есть проблема – они многого не объясняют, и в первую очередь не всегда объясняют происхождение проблем. Психолог может сказать: «это бессознательное», «это влияние родителей», «это ваше либидо». А почему это бессознательное такое опасное или почему именно родители определяют нашу психику, непонятно.

Недавно я консультировал девушку, которая заканчивает медицинский ВУЗ, и на консультации зашла речь о психологии и физиологии. Девушка сказала, что её преподаватель физиологии очень не любит психологов, потому что они имеют дело с такими же реакциями организма (мозга и тела), как и физиологи, но если в физиологии ты можешь пощупать, отследить процессы, чтобы объяснить их связь, то в психологии ты объясняешь причины и следствия тем, что… Ну тем что ты это знаешь.

По этой же причине я не люблю психологию (в чистом виде).

Психологические школы предлагают разные взгляды на природу человека, а если есть разные взгляды, значит верно одно из двух: либо одна школа глаголит истину, а другие не могут с этим смириться, либо они все не работают. И если мы верим в вариант с истинной школой, то как понять, какая действительно истинная?

Для меня ответ в науке, а если быть точным, в биологии. Если за психологическим принципом можно найти биологическое обоснование, значит, этот принцип действительно имеет право на жизнь.

Например, психолога спрашивают: «Почему вы копаетесь в детстве человека?» Меня тоже беспокоил этот вопрос, хотя на консультациях я не встречал ни одного человека с проблемами без детских предпосылок. Но это не аргумент.

Аргументы предлагает биология (нейробиология и эволюционная биология):

1. Из-за обилия синапсов (контактов между нейронами) в детстве мы быстро поглощаем информацию, но абсолютно не разбираемся в источниках, впитывая и хорошее, и плохое.

2. Из-за зеркальных нейронов мы неосознанно впитываем примеры детского окружения, на которые не было плохой реакции (даже если сами примеры плохие).

3. Из-за неспособности защитить себя, ребёнок ассоциируют внимание к себе с высшим проявлением заботы. Недостаток этого внимания создаёт тревожное предчувствие опасности.

После этого многие вопросы отпадают сами собой. Огромное количество синапсов в голове маленького ребёнка – это не мнение психолога, а факт, который можно проверить. Именно поэтому я уделяю такое внимание биологии, хотя рассказываю о психологических принципах. Я не могу утверждать то, в чём сомневаюсь.

Но в чём тогда работа психолога? (Если биология всё объясняет).

В моём понимании, работа психолога (и терапевта) в том, чтобы соединить личную, уникальную историю человека с этими биологическими принципами развития психики, чтобы помочь ему понять, какие из них эту историю изменили. И, соответственно, привести всё в норму.

Психика рождается не из бестелесного духа. Психика – это миллионы реакций между миллиардами нейронов. И это не секрет, которым обладает группа избранных «хранителей тайного знания психологии». Это факты, которые может сложить любой человек.

Сложить и лучше понять себя.

Комментарии: