Сегодня, 7 декабря, празднует свой 92-й день рождения Ноам Хомски

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-07 15:37

наука

Сегодня, 7 декабря, празднует свой 92-й день рождения один из левых мыслителей современности Ноам Хомски. Что бы кто про него не говорил, сам Хомски причисляет себя к либертатным социалистам, но не смотря на свои убеждения, он написал очень много научных работ, опираясь на работы Михаила Калецкого, а так же подробнейшим образом изучал пост-кейнсианскую экономическую модель.

С 1945 года Ноам Хомски изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики Зеллиг Харрис. Именно он посоветовал Хомскому составить систематическую структуру какого-либо языка. Политические взгляды Харриса также оказали сильное влияние на Хомского. В 1947 году Хомски начинает встречаться с Кэрол Шац, с которой он познакомился ещё в детстве, а в 1949 году они поженились. У них было трое детей; они оставались в браке до её смерти в 2008 году. В 1953 году они вместе с женой какое-то время жили в кибуце в Израиле. На вопрос, было ли пребывание там разочарованием, он ответил, что ему там нравилось, однако он не мог выносить идеологическую и националистическую атмосферу.

Огромного внимания заслуживает его работа под названием "Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок". Как считает Хомски, современная глобальная экономическая система, утвердившаяся после поражения СССР в холодной войне с Западом, работает в интересах меньшинства, которое различными методами (военные вторжения, подрывная работа спецслужб, манипуляция общественным мнением) подавляет и эксплуатирует большинство. Ведущее положение в этой системе занимают США, где, по мнению автора, реальная власть принадлежит не населению, а различным финансовым группам, которые контролируют обе основные американские политические партии. Все государства-противники такого порядка объявляются «недемократическими», и США стараются свергнуть их правительства.

Хомски рассматривает роль правительства США и подконтрольных им международных финансовых институтов в проведении неолиберальной экономической политики. По мнению автора, правительство Соединённых Штатов стремится к формированию мировой системы, позволяющей им вывозить ресурсы и прибыли из менее развитых стран, которым отводится роль обслуживания экономики США. В этих интересах американские политиканы используют военные нападения, вмешательство ЦРУ и пропаганду.

Относительно положения России Хомски писал (в статье 1996 года), что после стагнации в 1960-х и разрушения её экономики в начале 1990-х большая часть постсоветского пространства начинает обслуживать Запад. Результатом проведения неолиберальной политики в России стало резкое снижение уровня жизни больших групп населения:

"Эта модель знакома третьему миру, да и результаты тоже. В одной лишь России, по оценке исследования ЮНИСЕФ, в 1993 году последовало на полмиллиона смертей больше, чем обычно, в результате неолиберальных «реформ», которые это исследование, в общем, поддерживает. Руководитель ведомства по социальной политике в России недавно дал оценку, согласно которой 25% населения живёт ниже прожиточного минимума, тогда как новые правители приобрели несметные богатства — опять-таки, ситуация, весьма характерная для правительств, напрямую зависящих от западных политиков."

Как отмечает автор, неотъемлемой частью современной западной «демократии», является манипуляция общественным сознанием, где население в реальности играет роль «зрителей», а не «участников». Хомски приводит замечание ведущего специалиста PR-индустрии Эдуарда Бернайса: «сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом построения социал-дарвинистского общества». Для характеристики демократического устройства Хомски использует термин «согласие без согласия» социолога Франклина Генри Гиддингса:

"О Филиппинах, стране, которую в то время освобождала армия США, одновременно освобождая и несколько сот тысяч душ от земных забот, или же, как выражалась пресса, «устраивая массовые убийства туземцев на английский лад», чтобы «сбившиеся с пути праведного существа», оказывающие нам сопротивление, хотя бы «уважали наше оружие», а впоследствии признали, что мы желаем им «свободы» и «счастья». Чтобы объяснить всё это в пристойно цивилизованных тонах, Гиддингс изобрел понятие «согласие без согласия»: «Если в последующие годы (завоеванный народ) поймёт и признает, что оспариваемая им зависимость служила высшим интересам, то с основанием можно утверждать, что эта власть была навязана с согласия управляемых», подобно тому, как родитель запрещает ребёнку бегать по оживленной улице.

В этих объяснениях схвачен реальный смысл доктрины «согласия управляемых». Главное заблуждение общества в том, что, якобы можно создать какие-то, «правильные законы», и тогда можно будет создать мифическое общество согласия с нео-либеральным, меритократическим монстром. Люди должны подчиняться своим правительствам, и будет достаточно, если они дадут согласие без согласия. В тираническом государстве или на зарубежных территориях допускается применение силы. Если же ресурсы насилия ограничены, согласие управляемых должно достигаться с помощью приема, которое прогрессивное и либеральное мнение называет «изготовлением согласия»."

Комментарии: