Основы шаманского мироустройства. Космология

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-07 20:00

Философия ИИ

Мы ничего не знаем о человеке, который жил 40 000 лет тому назад. Однако мы знаем, что на протяжении известной нам истории человечества (около 5 000 лет), этого короткого промежутка времени, люди не изменились существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам, характеру, тенденциям и мотивации.

Можно с уверенностью сказать, что у древних людей не было «психологии» в нашем сегодняшнем ее понимании и, тем более, представлений о психопатологии – никаких неврозов, психозов, интроекций, подавленностей, одержимостей, фобий, установок и субличностей.

Для них, как и для многих современных этнических культур, – это область деятельности духов, т.е. независимых потусторонних существ, проникающих в нас различными путями. Внутренняя жизнь, таким образом, заключается в гармонизации отношений между различными духами, удалении зловредных и поиске союзников. Всем этим занимался и занимается шаман, и с этой точки зрения шамана можно считать аналогом психотерапевта.

Для удобства работы современный психотерапевт ставит диагноз. Он пользуется соответствующими справочниками, таблицами, теориями и технологией. Шаман тоже имеет свои теории и технологии, зачастую не менее эффективные. При внимательном знакомстве с миром шаманских психотехнологий понимаешь, что эти системы во многом проще, эффективнее, работают лучше и быстрее, чем принятые в современной психологической науке. И это не удивительно, ведь данным системам многие тысячи лет, а их истоки и корни лежат внутри каждого из нас, являются основой нашего мышления и миропонимания.

В основе любой теории, лежит описание мира. Шаманизм не исключение. Существуют определенные представления о структуре космоса, характерные для шаманского сознания любой культуры в любой точке земного шара. Эти представления о космическом мироустройстве одинаковы для всех и являются основой мироописания любого общества в любой исторический и доисторический период. Со времен становления человека разумного, от культуры к культуре, от цивилизации к цивилизации, эти представления отличались лишь незначительными деталями. Наши представления о мироустройстве, несмотря на век «просвещающей» науки и техники, период технического развития и «научного прогресса», те же самые, что и у шаманов древности.

Если количество уровней шаманских миров традиционно три, то число подуровней миров в разных культурах может варьироваться, оно может быть различно даже у шаманов одного племени. Это всегда индивидуально и определятся персональным шаманским опытом, но в то же время обязательно является отражением системы верований и знаний, принятой в том племени, к которому относится шаман.

В христианской культуре, мир делится на Рай, Землю и Ад. Данте описывая свое «визионерское», т.е. практически шаманское путешествие, упоминает девять кругов Ада и десять Небес, а так же семь кругов чистилища. Это подуровни христианского мира, некоторые из них в свою очередь разделяются на более мелкие подуровни. У Данте, как и у любого шамана, существует своя картография этих миров, вход в нижние и способы путешествия в верхние миры. Интересно, что христианские теологи в различных христианских школах так же, как и шаманы древности, не могут сойтись во мнениях по поводу количества и состава верхних и нижних миров. Несмотря на то, что в основном, для построения картографии они опираются на одни и те же источники – древнегреческие и древнесемитские тексты.

В шаманском миропонимании, нет разделения на внутреннюю реальность и внешнюю. Есть единый процесс холистической (целостной) информационной (пространственно-временной, смысловой) реальности. Современный русский ученый, философ, психолог В.В. Налимов изложил идею, о которой не забывают современные физики, и которую 2,5 тысячи лет назад уже высказал Будда. Налимов говорит о смысловой конструкции Вселенной. На самом деле, это очевидно – все есть смысл, и мир – глобальное семантическое пространство. Конечно, степень глобализма зависит от широты, глубины и степени сложности когнитивных карт личности.

Вселенная, исходя из этой теории, есть набор смыслов, семантических пространств, упакованных друг в друга в определенной последовательности, стремящейся к бесконечности. Что нам это дает? Любое движение, любой компонент Вселенной есть сгусток информации. И не важно, психический это процесс или физический. В рамках данной теории это не существенно, здесь важен сам факт процесса осознания-раскручивания, распаковки смыслов.

Итак, Вселенная – это гигантская конструкция, в своем объеме тяготеющая к бесконечности и являющая собой великий Смысл. В свою очередь, этот великий Смысл состоит из бесконечного количества смыслов.

Возможно, эта бесконечность смыслов и создает бесконечность самой Вселенной из-за невозможности мыслить ее конечной. И наша задача (как и задача шамана древних времен) – войти в состояние восприятия, где подобные категории смыслов поддаются осмыслению, и постичь более глубокий уровень смыслов Вселенной. Это и есть шаманские состояния сознания.

Холистическое восприятие мира отличается от нашего обычного восприятия, а состояния, необходимые для подобного восприятия, отличаются от обычных состояний сознания. Шаман воспринимает мир, как целостную реальность, не разделенную на внутреннюю и внешнюю. В этой реальности, психический материал его души вложен в физическую, территориальную реальность его жизни. Умение оперировать подобным космосом – это умение ходить по территории. И для этого у шамана есть свое мироописание и своя картография, своя карта, сверяясь с которой он ходит в Верхние, Средние и Нижние миры. Зачастую, эта карта имеет вполне физический эквивалент и изображается шаманом на основном инструменте его путешествий – бубне. Бывает также, что топография фиксируется иным образом. Для нас важно понимать тот факт, что космос шамана картографирован и вполне определен. В своих путешествиях, шаман перемещается не хаотично, но в соответствии с определенными принципами, по определенным объектам.

В своих собственных шаманских путешествиях, вы также столкнетесь с вполне определенными объектами, стихиями и переживаниями в трех шаманских мирах и их подуровнях. Нельзя сказать, что это исключительно продукт вашей фантазии, точно также как нельзя сказать, что это «реально» существующие феномены. Почему? Потому, что вы, так или иначе, но путешествуете в глубинах самого себя. Реальны ли эти глубины? Вопрос о «реальности» того или иного феномена весьма непрост. При помощи камланий и других действий, шаманы влияют на так называемую «объективную» реальность – они лечат людей, находят утерянные предметы, вызывают дождь, ходят по углям, говорят, что они даже умеют летать. За долгое время изучения шаманизма, накоплено достаточно фактов и свидетельств успешной шаманской деятельности, необъяснимой с точки зрения консервативной науки, но реально работающей.

Для шамана, понятие «реальность» несколько шире общепринятого. Сам фактор целостности, присущий шаманским состояниям сознания, предполагает связь между внешним миром и внутренним. В шаманской традиции принято считать, выражаясь в терминах материалистической науки, что деятельность нашего сознания активно влияет на внешнюю реальность. Другими словами, то, как мы мыслим и чувствуем, влияет на то, что произойдет и происходит с нами и миром, в котором мы живем. Более того, сам человек является просто дверью между внутренним космосом и внешним.

Если обратиться к постнеклассическому видению психологии, то мы можем обнаружить такую точку зрения в принципе конструктивизма (Дж.Келли, Ж. Пиаже, А. Шюц, Р. Ватславик, В.Ф.Петренко, И. Глазерфельд). В соответствии с этим методологическим принципом знания не содержатся непосредственно в объекте (в «объективной действительности») и не извлекаются из нее в ходе «движения от относительной к абсолютной истине», а строятся (конструируются) познающим субъектом в виде различного рода моделей, которые могут быть как альтернативными, так и взаимодополнительными. В этом плане конструктивизм стоит на позициях плюрализма или множественности истины, которой придерживается один авторов этой монографии (В.В. Козлов).

В шаманском мире этот космос (объективная действительность) еще и заселен вполне конкретными и весьма активными сущностями.

Если вы в какой-то момент освоите методику шаманских путешествий, вам необходимо будет структурировать, и картографировать вашу новую реальность. По мере освоения новых пространств, подуровней и миров, будет усложняться и картина вашего космоса.

Тем не менее, картографическая основа у всех одна и та же.

В задачу этой книги не входит детальное ознакомление читателя с какой-либо из шаманских традиций и, соответственно, с представлениями о мироустройстве, принятыми в этой традиции.

Как уже было сказано, в разных углах земного шара, количество подуровней, их устройство, населенность и т.д. могут отличаться весьма кардинально. И совершенно бессмысленно копировать чью-либо точку зрения или выставлять приоритеты, скажем, якутского космоса над гавайским. Важно то, что по представлениям шаманов всех народностей душевный мир человека – это «поле битвы», или скорее поле, на котором «пасутся» всевозможные создания, населяющие шаманский космос. К сожалению, в современном обществе вообще нет такого понятия, как «экология психической реальности» или, как еще можно сказать, психической деятельности. На самом же деле, если представить себе психический мир человека как территорию, то вполне возможно определить, например, невроз как зловредную сущность, «черного скунса», которого необходимо выгнать с вашего «газона», «поля» или «леса», или накормить, или изолировать, или натравить на него вашего медведя и т.д. Это похоже на нейролингвистическое программирование, с той разницей, что в шаманстве все естественнее, органичнее…

В буддизме существуют представления подобные шаманским. Испокон веков, буддисты картографируют психологические состояния. Они рисуют мандалы, тханки. Буддистская иконография – сложная наука. За образом каждого из Будд, изображаемых на буддистских иконах, стоит не столько персонаж, сколько концентрированный сгусток психологического опыта – определенный смысл, ассоциируемый у буддистов с именем конкретного Будды или святого. Есть иконы, которые можно читать, как карту психологических путешествий и которые именно для этого и предназначены. Считается, что получив навыки правильной концентрации, буддист, в поисках «просветления», способен по конкретным иконам и мандалам путешествовать по путям, проложенным буддистскими мистиками. Есть мандалы, созданные специально для одной лишь цели – быть картой, отображать структуру космического мироустройства.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что человек – это некое пространство сознания и эмоционально насыщенных смыслов, живой текст. Это котел, в котором варятся его персональные смыслы. Это поле, это территория, это страна, живущая по своим законам. И, как любая территория, для познания это пространство человеком должно быть картографировано.

Комментарии: