О зависимости от смартфонов и соцсетей

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-11 10:17

Психология

В 2017 году профессор Хюн Сук Сео с группой исследователей Корейского университета в Сеуле провёл первое комплексное исследование пациентов с цифровой зависимостью, которое доказало, что речь идёт именно о наркомании.

Для того чтобы показать наркотическую природу цифровой зависимости, учёные собрали две группы добровольцев: одна группа была представлена подростками, страдающими цифровой зависимостью, вторая – зависимыми от наркотиков и алкоголя.

Далее тесты, проведённые с помощью магнитно-резонансного томографа и фиксации химических изменений в различных отделах мозга, показали, что цифровая зависимость приводит к тем же изменениям, что и традиционные виды наркомании.

В частности, были обнаружены специфическое повышение концентрации гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в передней поясной коре и нарушение баланса между ГАМК и другим нейромедиатором – глутаматом. Самые серьёзные сбои наблюдались в той части коры, которая отвечает за импульсивное поведение и чувство тревожности.

Таким образом, невозможность контролировать свои импульсы и чувство тревоги, связанное с отсутствием возможности удовлетворения потребности в «наркотике», у цифрозависимых людей были научно доказаны.

Мозг человека не только не может прекратить потребление информации, но и совершенно не справляется с её переработкой – не успевает структурировать потребляемый контент.

Человек, который провёл в смартфоне час, а то и два, не может вспомнить, что «там было». Спустя неделю, а то и на следующий день не может помнить, о чём был сериал, который он посмотрел залпом за двенадцать часов.

То, что информация перестаёт человеком должным образом усваиваться (обрабатываться, архивироваться, включаться в уже существующие нейрофизиологические комплексы), а лишь проходит через него транзитом, самого человека не смущает.

Конечно, ведь фактическим физиологическим механизмом, поддерживающим нашу интеллектуальную активность, является положительное дофаминовое подкрепление (так называемые «ага-эффекты»).

Дофамином подкрепляется в нашей психике сам момент распознавания образа, причём – любого образа. Тогда как распознать смысл, произвести его – это сложный интеллектуальный процесс.

Соответственно, при наличии альтернативы:

- или распознавать примитивные образы и тут же получать «за это» мгновенное дофаминовое удовольствие,

- или напрягаться и строить сложные интеллектуальные объекты, чтобы увидеть в них смысл (и уже затем получить удовольствие от этого распознавания), естественным образом побеждает первая стратегия, составляющая, по сути, психофизиологическую основу интернет-зависимости.

Особенности работы мозга таковы, что при возможности выбора задач он всегда выбирает ту, что проще. Что, при большом разнообразии контента, приводит к «естественному отбору» примитивного контента, тогда как сложный, напротив, просто вымывается.

Мозг последовательно совершает выбор в пользу всё более и более простых «раздражителей», а индустрия, производящая контент, подстраивается под этот запрос, предлагая всё более и более примитивный контент. В результате возникают петли обратной связи, приводящие к снижению сложности контента и его потребителя, то есть к общей примитивизации.

Впрочем, на этом проблемы не закачиваются, поскольку наш мозг, по требованию эволюции, не просто любит информацию, он любит визуальную информацию. Поэтому при возможности выбора между текстовым и визуальным форматом подачи, конечно, предпочтёт визуальный контент, оставив абстрактный (текстовый, языковой) не у дел: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вот почему мы последовательно наблюдали эволюцию социальных сетей от текстовых к визуальным. Следующей в списке будет социальная сеть с виртуальной реальностью, поскольку ощущение физического присутствия – это пока единственное, чего недостаёт современным социальным сетям, чтобы полностью поглотить человека.

Андрей Курпатов: "Красная таблетка. Посмотри правде в глаза"


Источник: www.litres.ru

Комментарии: