Киборгизация: философские аспекты исследования симбиоза человека и техники

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-02 21:00

Трансгуманизм

Переход развитых стран на уровень шестого технологического уклада делает процесс киборгизации неотъемлемой частью как настоящего, так и будущего. Кибернетическая революция, начавшаяся с 50-х гг. XX в. и предположительно продлящаяся до 2060-2070 гг., кардинально изменит мир. Исследователи прогнозируют новейшую эру массовой гибридизации и киборгизации. Тема работы является актуальной и весьма дискуссионной. Цель автора статьи — рассмотреть особенности процесса киборгизации в ходе кибернетической революции с позиций философии. В статье проанализированы основные философские аспекты проблемы киборгизации, даны оценки и практические рекомендации специалистам, занимающимся вопросами исследования новой технической реальности.

По авторской трактовке, киборгизация — процесс появления и внедрения в жизнь людей новой технической реальности, включающей в себя создание и функционирование киборгов (сокр. от англ. cybernetic organism — кибернетический организм) и роботов-антропоидов с элементами искусственного интеллекта (ИИ). Можно утверждать, что киборгизация в настоящее время — это процесс, связанный с симбиозом человека и техники, появлением особого рода «биотехнического» человека и бионических существ, трансгенов (генетически модифицированных людей), количественный и качественный рост кибернетических организмов, их объединение в системы, а также создание роботов, подключенных к ИИ, и, как следствие, изменение технической реальности, в которую человечество включается ускоренными темпами и в рамках которой современные люди вынуждены существовать.

Поскольку процесс связан с внедрением новых технологий в жизнь, он сопровождается массовой коммерциализацией, что требует анализа возникающих проблем, перспектив и угроз, непременно проявляющихся в ходе продажи и внедрения прорывных исследований. Бизнес имеет свои законы и меньше всего озабочен философским анализом последствий своего развития. Киборги, бионические люди, роботы-гуманоиды новейших поколений, способные к самообучению с использованием достижений в области ИИ, меняют киберсреду в эпоху новейшего технологического уклада и влияют на конкурентоспособность страны в социальной, экономической, политической, военной сферах, включая кибервойну. Для сравнения, Россия в настоящее время тратит на кибервойска 300 млн долл. в год, а США — 7 млрд долл. [2, с. 2]. Это становится фактором национальной безопасности. Изучение процесса киборгизации является актуальным во всех отмеченных направлениях. Однако особое значение приобретает анализ философских проблем и аспектов этого феномена, тем более что им практически не уделяется внимание со стороны ученых, политиков, экономистов, военных специалистов.

Думается, что многие в 60-х гг. XX в. были заинтригованы сюжетом пьесы Станислава Лема «Существуете ли Вы, мистер Джонс» [3, с. 57-62]. Автогонщик Гарри Джонс, постепенно теряя в авариях части тела и заменяя их техническими аналогами, начал судиться с компанией «Сайбернетик», которая поставила не очень качественные части «Гениака», заменяющие ему полушария мозга. Фактически новый «техночеловек» (киборг) Г. Джонс требовал признать его человеком, чем ввел в замешательство судей. Сюжет казался фантастическим и в свое время неосуществимым. Однако наука не стоит на месте. В 2013 г. в лондонском музее науки продемонстрировали гуманоида по имени Рекс (Bionic Man), созданного в Массачусетском технологическом университете из тканей, идентичных телу человека. Существо стоило 1 млн долл. Оно оказалось способным поддерживать разговор, так как создатели наделили его определенным уровнем ИИ, но Рекс путался в словах, некоторые органы системы давали сбой. Важно отметить, что органы и части тела Рекса (глаз, ухо, рука, стопа, сердце, селезенка и пр.) могли быть использованы как протезы для человека. В 2016 г. в Японии робот-гуманоид даже был принят в школу, ученые заложили в него программу обучения. В Южной Корее создан робот-экзоскелет METHOD-1, в России в 2016 г. апробирован антропоморфный робот-спасатель FEDOR. В XXI в. прокат американских телесериалов по сценарию Тома МакРэя «Рождение киберлюдей» и «Восстание киберлюдей» практически не вызвал удивления, поскольку человечество не только стоит на пороге таких свершений, но является их свидетелем. По сценарию киборги, лишенные эмоций, решили, что люди как совокупность биосоциальных индивидов рода Homo sapiens слабы и несовершенны, а значит, подлежат уничтожению или трансформации в похожих на них киборгов. Модернизированные киборгами технолюди, обретя эмоции, чувства, способность к творчеству, не сумели идентифицировать себя, свое я и начали сходить с ума. Художественными средствами авторы подвели зрителей к важной философской проблеме восприятия и принятия киборгизированного тела «техночеловеком» и последующей идентификацией им своего я. Изменилась топология субъекта. Новые органы, встроенные в живой организм, не сразу воспринимаются субъектом как свои. Технические заменители органов должны быть гармонично вплетены в ткань тела, освоены и используемы индивидом таким образом, что субъект — обладатель искусственных органов воспринимал бы их как элементы «собственного тела». Появившиеся в последнее десятилетие бионические люди, истории которых можно прочитать в интернете (Нил Харбиссон, Джесс Сал-ливан, Дженс Науман и др.), использовали бионические конечности, пальцы-флешки, электронные глаза, вживленные в тело электронные устройства, чипы, экзоскелеты. Возврат утраченных ранее способностей, чувств, органов, а порой приобретение новых способностей и функций является позитивным процессом. Современная техно- и инфосфера заставляют приспосабливаться к новым реалиям бытия, а киборгизация укрепляет союз человека и техники. Тем не менее всем бионическим людям пришлось пройти этапы адаптации, понять, что они являются техногенными гибридами и выработать «технологическую толерантность», смириться с зависимостью от своих технологических продолжений и даже извлекать из них максимальную пользу. По сведениям немецкой ассоциации IT-компаний BITKOM, каждый четвертый немец не против вживления под кожу микрочипа, содержащего личные данные и медицинскую информацию, которая может способствовать опознанию человека, оказать ему помощь в случае инцидента. Часть опрошенных воспользовалась бы RFID-чипами (чипы радиочастотной идентификации), если бы они содержали информацию о банковском счете и применялись как кредитная карта при покупке необходимых товаров и услуг. Имплантаты помогают преодолевать трудности в быту, на работе, способствуют продлению активной жизни киборгов. Следует все же помнить, что любые искусственные системы созданы человеком и, несмотря на их совершенствование, должны проходить постоянную профилактику и подпитку, могут давать сбои или стать объектами махинаций. Внедряемая в тело человека электроника сложна. Она основана на совместимых с тканями организма материалах, является высокозатратной, например продемонстрированный в США кишечный органоид (созданный из стволовых клеток кишечник с нервными тканями, способный к перистальтике). Симбиоз человека и техники связан и с этическими проблемами. Есть риск утраты человеческого естества, замены сущности человека на кибернетическую, искусственно созданную.

Что представляет собой киборг? Это симбиоз технологического объекта и человека. С философской точки зрения можно исследовать целый комплекс аспектов. Рассмотрим онтологический аспект. Киборг — синтез живой мыслящей материи, сформировавшейся в ходе естественной эволюции природы, и материи неживой технической и живой технической, например, за счет создания тканеинженерных органов или технологии биопринтинга (формирования моделей на клеточной основе), т. е. искусственно созданной материи. Онтологический статус бытия человека и искусственного объекта, по мнению автора, различен, поскольку в материю техническую человек закладывает идеи, мысли, программы, которые осуществимы на данном этапе научно-технического прогресса. Ученые используют известные им закономерности, создают модели органов (организмов) по аналогии с имеющимися в природе объектами. Например, мозг человека и его модель в виде функционирующего ИИ. Модель — это всегда несовпадение с оригиналом, хотя система, структура, элементы, функции у них в известной степени могут совпадать. Степень несовпадения, идентификация киборгов, сознание человека и ИИ, пределы использования и возможности управления новейшими системами — вопросы философско-нравственные. В онтологическом плане важен анализ проблем бытийной стороны существования человека и киборга, сознания и ИИ. Сознание человека — это множество одновременно или последовательно сосуществующих состояний, принадлежащей ему субъективной реальности. Они образуют целостность, некое «текущее настоящее», формируемое индивидом в процессе жизни, освоения культуры. Говоря словами отечественного философа М. Мамарда-швили: «Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Сознание как «горящее пламя духа» идеально (не материально), не обладает природными характеристиками. Это особого рода набор квалиа, не поддающихся описанию с позиций естественных наук. Анализ данной проблемы был приведен в одной из публикаций автора. Сознание человека, его содержание существуют исключительно в объективированном виде (мозговые нейродина-мические модели, память — не актуализированное в данный момент знание, поведение, знаки и символы, традиции, культурные коды). Самосознание как ядро сознания включает в себя и «контур тела» как естественную принадлежность субъекта. Киборг имеет трансформированное содержание сознания в связи с включением в контур тела жизненно важных технических или бионических органов.

Проблема усложняется, если в структуре бытия человека наличествуют элементы встроенного ИИ, который следует рассматривать как физический объект, флешку — носитель информации, но не полноценную субъективную реальность, сопровождаемую эмоциями, переживаниями, мыслями, идеальными по способу бытия. Именно человек закладывает в киборга программы, даже если они содержат концепцию самосовершенствования объекта. Особого внимания заслуживает проблема гаджетов, воспринимаемых как продолжение тела пользователя и заменяющих владельцам их интеллект, сознание. А. Иванов в романе «Комьюнити» приходит к выводу, что «человек — это его айфон». Вторит ему В. Пелевин, утверждая, что современный человек встроен в электронную систему, где со светящегося экрана в голову пользователя влетают запускаемые специалистами скрипты, управляющие его сознанием: «Ты рождаешься чистой флешкой — и на тебя в случайном порядке записываются фрагменты культурного кода, прилетающие из информационного пространства... Нет ни злодеев, ни извращенцев, есть только скрипты, послушно отрабатывающие одну строку кода за другой». Пелевин описывает появление виртуального человека. «Виртуал» сидит перед экраном, работает, отдыхает, занимается любовью, используя возможности монитора. Он воспринимает информацию, обучается интерактивно, страдает от гиподинамии, что снижает его мозговую активность. Меняются даже бессознательные психические процессы человека. З. Фрейд к бессознательным влечениям добавил бы влечение к гаджету. Психологи установили зависимость пользователей от сенсорной связи с гаджетом, большинство владельцев включают свои айфоны через десять минут после пробуждения и не расстаются с ними в течение дня.

Важен и гносеологический аспект исследования киборгизации, симбиоза человека с техникой. Компьютерная и цифровая революция, использование ИИ оказали существенное влияние на познавательные способности людей. Информация окружает со всех сторон, но люди испытывают голод в знаниях. Ускоряется процесс старения знаний, их моральный износ. Темпы старения в различных отраслях знания не одинаковы: от 1,5-2 лет в наиболее востребованных науках до 15 лет в фундаментальных, прикладных и даже в технических отраслях знания. В работе [10] Р. Кийосаки и Ш. Лектер отметили, что в ходе обучения студентов происходит смена научной информации в течение восемнадцати месяцев. Это увеличивает познавательную нагрузку на студентов. Если раньше можно было заучить определенный набор знаний и быть успешным специалистом на протяжении многих лет, то сегодня «богатый папа» обязан научить мыслить, уходить от стереотипов, творить, быть креативным и всесторонне образованным человеком. Использование миниатюрных нательных ком-

пьютеров не только не укрощает лавину информации, а, напротив, усиливает ее. Избыточность информационных потоков затрудняет принятие решений, растет психофизическое напряжение стремящихся к познанию субъектов. Стал очевидным феномен «интеллектуальной гиподинамии». Низкая грамотность населения дополнилась новой формой — функциональной неграмотностью, неспособностью к пониманию устных и особенно письменных текстов, неумением формулировать мысли, давать определения, усваивать новые понятия.

Использование антропокомпьютерных систем и гаджетов изменило связь интеллектуально-рациональных, эмоционально-сенситивных, интуитивных составляющих в познании, трансформировались детерминанты познавательной деятельности, диктуемые информационной картиной мира. Актуальными являются исследования когнитивных аспектов компьютеризации и киборгизации, интенсифицирующих уровень умственной напряженности. Например, человек усиливает свои возможности за счет айфона, а киборг — за счет пальца-флешки, электронного глаза, вживленных в тело электронных устройств, чипов, элементов ИИ. Это обеспечивает максимальное подключение к сети и содержащейся там информации, а также способствует передаче идей субъектам с весьма ограниченными возможностями. Примером является деятельность английского ученого Стивена Хокинга. Теоретик пользуется новой системой компании Intel, в разработке технологий которой участвовали специалисты фирмы SwiftKey. Хокинг общается с миром с помощью действующей мышцы щеки, передающей через датчик сигналы на компьютерный синтезатор речи.

Бинокулярная система субъект — объект познания, связующим звеном которой является целеполагающая познавательная деятельность, также трансформируется в ходе киборгизации. Субъект, создающий киборга, биоробота, вкладывает в него или во вживленные в него подсистемы идеи, программы, превращая созданный объект в артефакт (возможно, частичный артефакт). Соответственно программам человек вправе ожидать приемлемой реакции киборга. Но любая система не застрахована от сбоев, потерь в программном обеспечении и может оказаться непредсказуемой. В свою очередь, созданный объект остается и субъектом деятельности, особого рода поведения, когнитивной деятельности. Познание человека содержательно, зависит от многих биологических и социокультурных факторов, от объекта изучения. Субъекту свойственно фиксирование знаний в чувственных и понятийных образах, осмысление собственных познавательных форм, предпосылок, предметно-объектное, объектно-субъектное, субъектно-субъектное рассмотрение, критический взгляд на содержание познания. Рефлексия — деятельность самопознания, раскрывает строение и специфику духовного мира субъекта, является естественным свойством его сознания. Человек использует метод интроспекции для познания своего я. Как влияет киборгизация на познание, какова комбинация видео-, аудио-, тактильных компонентов освоения мира киборгами — это особенно интересный вопрос гносеологического аспекта исследования. Как проявляются и имеются ли трансформации (существуют ли пределы трансформации) таких свойств субъекта-киборга и его сознания — самосознания, как идеальность, интенциональность, рефлексивность, творческая активность?

Комментарии: