Философско-религиозные и социальные аспекты трансгуманизма, или преодоление «человеческого, слишком человеческого» в ХХ1 в.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-08 04:41

Трансгуманизм

В ХХ в. произошли две мировые войны, опустошительные революции и гражданские войны, а сейчас Россия приближается к роковой дате — столетию Октябрьской революции. В связи с этим возникает вопрос: что принесла человечеству идеология преодоления «человеческого, слишком человеческого», или ницшеанство в явном или скрытом виде? Насколько оправдала себя в ХХ в. и сейчас ставшая хрестоматийной фраза из пьесы А.М. Горького «На дне»: «Человек!.. Это звучит... гордо!»? Известно, что «детские вопросы» — это не просто трудно разрешимые, а, как правило, неразрешимые вопросы, выстраиваемые по логике кантовских антиномий, кьеркегоров-ских «или-или», — ответ на них всегда неоднозначен. Однако стоит (воспользовавшись философской логикой: «проблему ставлю, но не решаю») хотя бы обозначить те трудности, которые каждый человек переживает, пытаясь познать себя.

В настоящее время для обозначения современного этапа антропогенеза в синтетической теории эволюции (СТЭ) все чаще используют термин «трансгуманизм». По содержанию он столь многомерен, что часто смысл данного понятия теряется за количеством всевозможных примеров его использования. Обозначим несколько аспектов применения термина «трансгуманизм».

Прежде всего использование этого понятия связано с именем Джулиана Хаксли (1887-1975), известного английского биолога, эволюциониста, одного из создателей СТЭ. Вначале он использовал термин «трансгуманизм» как прямое указание на продолжающуюся эволюцию человека в качестве биологического вида, позже, в 1957 г., в книге «Новые бутылки для нового вина» («New Bottles For New Wine») ученый уточнял, что трансгуманизм — это также осознание человечеством необходимости самосовершенствования, или направленной эволюции. Хаксли писал: «Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя, и делать это не только спорадически, ... а ... в масштабах человечества в целом. Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдет слово "трансгуманизм": человек останется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности своей собственной природы. Коль скоро найдется достаточно людей, которые смогут твердо сказать: "Я верю в трансгуманизм", род человеческий достигнет порога новой формы существования, и она будет столь же отличной от нашей, как наша отлична от пекинского человека. Тем самым человечество наконец-то приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения». Каждому человеку, хоть немного знакомому с историей философии, после прочтения данного высказывания вспоминается фраза из «Так говорил За-ратустра» Ф. Ницше: «Человек — это нечто, что должно превзойти. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния-из-темной-тучи-человек».

Хаксли далее пояснял, что, завершив географическое изучение Земли, человечество все еще находится в начале пути исследования своей природы, что «огромный новый мир неизведанных возможностей все еще ждет своего Колумба». В этой же работе были высказаны и довольно негуманные идеи о новой человечности, в частности, под влиянием концепций евгеники автор констатировал, что «качество людей отнюдь не равноценно их количеству», а это буквально «убивает» надежды человечества на новый лучший мир. Так и не предоставив четкого определения прекрасного, Хаксли утверждал, что красота и наслаждение должны выступать в качестве самоцели развития человечества, но это абсолютно несовместимо с массовым скоплением людей в больших «депрессивных городах».

Между тем даже Платон при всей его жесткой регламентации в построении идеального общества («Государство», IV в. до н.э.) понимал, что в семье каменотеса Софрониска мог родиться гениальный философ Сократ, и что природный талант не зависит от происхождения человека. Тем не менее идеи «породистости» человека в той или иной форме — от евгеники до крайних форм расизма — продолжают интересовать человечество и по сей день. В евангельской притче о талантах говорится о том, что господин ни одного из своих рабов не оставил без талантов, другое дело, как каждый из владевших та-

лантами их использовал — один приумножил, другой же закопал в землю, но никто не был обделен. Такая позиция перекрывает даже слабый намек на разделение людей на качественных и некачественных. Однако появление так называемой техноевгеники — это яркий пример возврата подобных идей, много раз как выдвигаемых, так и опровергаемых, что вызывает аллюзии с романами «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше и с недавно вышедшим на экраны фильмом «Иррациональный человек» американского режиссера Вуди Аллена.

Одним из контекстов использования термина «трансгуманизм» являются идеи искусственного (запрограммированного) отбора человека с ориентацией на его «качественность», «породистость» (евгеника), улучшения человеческой породы с использованием всех имеющихся в арсенале науки средств и способов (техноевгеника).

Еще один аспект употребления понятия «трансгуманизм» — обозначаемые им различного рода интеллектуальные течения как элитарного, так и массового характера, за которыми читается научный дилетантизм в самых разнообразных формах — от восторга перед достижениями технической цивилизации до ее демонизации. В последние годы трансгуманизм распространялся по всему миру экспоненциальными темпами. В настоящее время существуют две международные трансгуманистические организации, а также Институт экстропии (Extropy Institute) и Всемирная трансгуманистическая ассоциация (World Transhumanist Association) — все эти сообщества единомышленников публикуют статьи в электронных журналах, организуют конференции и публичные дискуссии по вопросам трансгуманизма. Во многих странах существуют местные трансгуманистические группы, а в США практически в каждом крупном городе действуют дискуссионные группы. Растущий объем материалов о трансгуманизме публикуется в Интернете. Трансгуманисты общаются онлайн в нескольких открытых листах рассылки. Можно сделать вывод о формировании своего рода субкультуры трансгуманизма.

Одним из ключевых событий в становлении трансгуманизма как течения, популяризировавшего достижения современной науки, стал выход в 1988 г. первого выпуска журнала Extropy Magazine под редакцией людей с псевдонимами Макс Мор (Max More) и T.O. Мороу (Morrow) (в обоих псевдонимах обыграна тематика будущего: от англ. tomorrow — завтра). В 1992 г. М. Мор и Т.О. Мороу основали Институт экстропии (Extropy Institute). Журнал и созданная организация послужили катализаторами объединения множества отдельных ранних групп на основе тематики трансгуманизма. В 1990 г. М. Мор в одной из дефиниций трансгуманизма, что особо примечательно, назвал его «философией жизни».

Более широко трансгуманизм определяют так же как интеллектуальное и культурное движение, которое подтверждает возможность и целесообразность фундаментального улучшения условий жизни человека с помощью прикладных технологий.

Особо хотелось бы остановиться на том, что в России трансгуманизм становится все более популярным движением. Называющий себя трансгуманистом И.В. Артюхов в докладе на VII международном философско-культурологическом конгрессе в 2004 г., а позже в статье 2008 г. в книге «Новые технологии и продолжение эволюции человека» показал, насколько трансгуманизм глубоко укоренен в русской культуре. И.В. Артюхов справедливо отметил, что несмотря на преобладание англоязычных авторов в продвижении идей трансгуманизма (Д. Хаксли, биолог Дж.Б.С. Холдейн, физик Дж.Д. Бернал, палеонтолог Т. де Шарден и другие), несомненными предшественниками этих идей были русские космисты Н. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, А.П. Сухово-Кобылин, В.Ф. Купревич, а еще ранее — А.Н. Радищев (трактат «О человеке, его смертности и бессмертии») и В.Ф. Одоевский (роман «4338 год»). Продолжением этого направления русской философской мысли стало в 20-е годы ХХ в. движение биокосмистов (А. Святогор, А.Б. Ярославский и другие предлагали свой вариант бальзамирования тела вождя большевиков В.И. Ленина; идеи биокосмизма был не чужды поэту В.В. Маяковскому). В 30-40-е годы ХХ в. движение было разгромлено силами правоохранительных органов СССР, некоторые руководители биокосмистов оказались в ГУЛАГе. Примечательно, что среди современных западных трансгуманистов весьма заметное место занимают выходцы из России и бывшего СССР. Одним из виднейших идеологов современного трансгуманизма был скончавшийся в 2000 г. футуролог и специалист по искусственному интеллекту А. Численко, сейчас на Западе живут биофизики Ю. Пичугин и М. Соловьев — известные специалисты в области крионики, сторонники иммортализма. Все это далеко не полный список российских трансгуманистов, работающих за границей.

И.В. Артюхов пытается классифицировать современных российских трансгуманистов по следующим направлениям: федоровцы (последователи идей Н. Федорова); российские имморталисты-естествен-ники (пришли к своим идеям независимо от наследия русского космизма); Российское трансгуманистическое движение (РТД, к которому принадлежит сам И.В. Артюхов), существующее в виде интернет-сообществ transhumanism-russia.ru и bessmertie.ru .

На сайте РТД декларируется, что главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием для этого разнообразных технологических способов, среди которых особо выделяются нанотехнологии.

Основная идея нанотехнологии состоит в том, что практически любую химически стабильную структуру, которую можно описать, на самом деле можно и построить. Эта мысль берет свое начало еще в хрестоматийной речи «Там, внизу, полно места» Ричарда Фейнмана в 1959 г., но лишь после детального анализа, проведенного Э. Дрекс-лером, нанотехнология стала самостоятельной областью науки и превратилась в долгосрочный технический проект. Последние несколько лет ознаменовались повышенным интересом к этой области как в России, так и за рубежом и ростом инвестиций в нанотехнологии.

Следующим важным аспектом использования термина «трансгуманизм», по мнению автора статьи, является его отождествление исключительно с понятием человеческого бессмертия (иммортализм). В конце XIX в. В.С. Соловьев, выдающийся русский религиозный философ, обеспокоенный увлечением русской молодежи идеями Ф. Ницше, восклицал в статье, посвященной развенчанию идеи сверхчеловека: «Так что же не может сверхчеловек?!» И сам отвечал: «Не может победить смерть». «Человек же есть прежде всего и в особенности "смертный" — в смысле побеждаемого, преодолеваемого смертью... Если бы даже и не вставал в нашем воспоминании образ подлинного "сверхчеловека", действительного победителя смерти и "первенца из мертвых",... если бы и не было перед нами действительного "сверхчеловека", то во всяком случае есть сверхчеловеческий путь».

Именно проблема обретения бессмертия стала для некоторых современных трансгуманистов ключевой в их идеологии. В таком контексте используют термин «трансчеловек» (transhuman), при этом предполагается, что за трансчеловеком должен последовать постчеловек, который будет модифицирован до такой степени, что окажется голографическим созданием с искусственным интеллектом, живущим в виртуальной реальности внутри вычислительных систем.

Термин «трансчеловек», или «переходный человек», впервые начал использовать в своих сочинениях философ-футурист Ферейдун М. Эсфендиари (фр. Fereidoun M. Esfandiary, 1930-2000). Бельгиец, сын иранского дипломата, впоследствии гражданин США, он сменил свое имя на FM-2030 с надеждой на то, что проживет не менее 100 лет. Ему принадлежат сочинения «Оптимизм один» (Optimism One, 1970), «Взгляд сверху: манифест футурологов» (Up-Wingers: A Futurist Manifesto, 1973) и «Телесферы» (Telespheres, 1977), «А ты — трансчеловек?» (Are You a Transhuman?, 1989). В книге «А ты — трансчеловек?» Ферейдун М. Эсфендиари утверждал, что в 2035 г. размножение

1 Эрик Дрекслер родился в 1955 г. в Калифорнии. Автор концепции нанотехно-логического механосинтеза и «серой слизи», участник космической политики по заключению соглашений о будущей деятельности государств на Луне и других небесных телах.

будет происходить в синтетических матках, не исключал возможности клонирования, а также полагал, что воспроизводство населения будет планируемым процессом с отбором хранимых половых клеток с наилучшими свойствами. Однако мечты о собственном долголетии FM-2030 не сбылись: 8 июля 2000 г. в возрасте 69 лет он умер и был крионирован компанией Алькор (Alcor Life Extension Foundation) в городе Скоттсдейл (Scottsdale), Аризона, где его тело хранится по настоящее время.

Особого внимания в данном контексте заслуживает рассмотрение общественного движения «Россия 2045» с его конкретными стратегическими целями достижения бессмертия человечества уже к середине ХХ1 в. Движение сформировано в 2011 г., его участники планируют создание международного научно-исследовательского центра киборгизации, в котором будет возможно осуществить главный тех-нопроект — создание искусственного тела и подготовку человека к переходу в него. Достижение этой цели (проект «Аватар») разбито на следующие этапы:

• создание искусственной копии тела человека (2015-2020);

• пересадка мозга в искусственную копию тела человека (20202025);

• перенесение сознания в искусственную копию тела человека (2030-2035);

• создание тела-голограммы (2040-2045) и др.

Предполагается, что искусственное тело гораздо прочнее естественного, т. е. освоение Вселенной будет облегчено (вначале использованием различных имплантов, позже — перезагрузкой сознания). Предполагается также, что развитие информационных технологий к 2030 году достигнет точки сингулярности, что откроет путь к бесконечному машинному прогрессу.

Если первый конгресс форума «Глобальное будущее 2045» прошел в 2012 г. в России практически незамеченным, то в июне 2013 г. в Нью-Йорке на это мероприятие аккредитовалось 200 журналистов из ведущих СМИ. Здесь выступали такие известные футурологи и ученые, как директор по техническим разработкам корпорации Google, изобретатель Рэй Курцвейл; писатель и предприниматель, крупнейший индивидуальный благотворитель Оксфордского университета Джеймс Мартин; сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте Марвин Минский; разработчик технологии протезирования мозга профессор Университета Южной Калифорнии Теодор Бергер; основатель первой российской лаборатории интерфейсов «мозг-компьютер» Александр Каплан; разработчик искусственного интеллекта, предприниматель Бен Герцель; создатель теории субстрат-независимого разума

Рэндал Куне; разработчик теории о возможной квантовой телепорта-ции сознания в альтернативное тело Стюарт Хамерофф; руководитель компании United Therapeutics Мартин Ротблат (компания планировала в 2016 г. начать массовую пересадку распечатанных на 3D принтерах искусственных органов человека) и многие другие. Организатором и президентом форума выступил российский миллиардер, генеральный директор интернет-компании Newmedia Stars и основатель движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков. Участники форума представили результаты своей деятельности. Японский робототехник Хироси Исигуро продемонстрировал возможности изобретенного им человекоподобного робота Геминоида Н1-1, являющегося точной копией самого Исигуро. Здесь также выступил первый человек-киборг, англичанин Найджел Экланд, обладатель бионического протеза руки, показавший возможности интеграции кибернетических технологий с человеческим телом. Наконец, была продемонстрирована андроид-ная (человекоподобная) голова — двойник Д. Ицкова, сконструированная американским изобретателем Дэвидом Хэнсоном в рамках первой стадии проекта «Аватар А». Человекоподобной головой Д. Ицкова управляли 36 моторчиков.

Комментарии: