Двадцать две альтернативы недобровольной смерти, 7. Окончание

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-12-16 19:14

Трансгуманизм

V. Кибернетические (пост-биологические) методы для достижения бессмертия (искусственная жизнь из кремния)

Как заметил Брюс Стерлинг, автор романов в стиле нейромантического киберпанка, эволюция работает в кладах, исходя из центра во всех возможных направлениях, а не следуя по единственному линейному пути. Некоторые визионеры кремния верят, что естественная эволюция человеческого вида (или по крайней мере их собственной ветви) подходит к концу. Они более не заинтересованы в простом размножении, взамен желая сконструировать тех, кто придёт за ними. Ганс Моравец, учёный-роботехник из университета Карнеги-Меллон, сказал: «Своим существованием мы обязаны органической эволюции. Но мы не настолько обязаны быть ей лояльными. Мы на пороге перемены во Вселенной, сравнимой с переходом от не-жизни к жизни.» [Моравец, Ганс - «Дети разума: будущее роботов и человеческого интеллекта». Harvard University Press, 1988]

Человеческое общество к настоящему времени дошло до точки поворота в работе процесса эволюции, точки, в которой следующий эволюционный шаг вида находится под нашим контролем. Или, как будет правильнее сказать, следующие шаги, которые будут происходить параллельно, станут результатом вспышки разнообразия внутри человеческого вида. Мы больше не зависим от поддержания физической формы для выживания, наши квантовые устройства и более старые механические приспособления предоставляют нам все необходимые средства для выживания в любых обстоятельствах. В ближайшем будущем (объединяющиеся уже сейчас) методы компьютерных и биологических технологий сделают форму человека чем-то, определяемым исключительно по индивидуальному выбору.

Как существа из плоти и крови, мы умираем, застряв на «локальном оптимуме», говоря термином из теорий математической оптимизации.

За этим горизонтом, которого достигло человечество, лежит неизведанное и на данный момент трудно вообразимое. Мы будем конструировать своих детей и намеренно эволюционировать вместе с культурными артефактами нашего творения.

Человечество уже содержит в себе некоторое разнообразие рас и размеров. В сравнении с тем, что слово «человек» будет означать в течение следующего столетия, мы, существующие сейчас люди, неотличимы друг от друга, как молекулы водорода. И наш антропоцентризм должен будет уменьшиться.

Мы видим две принципиальные категории образа человека будущего, одна из них более биологическая (биомеханический гибрид любой желаемой формы), другая же — полностью небиологическая: «электронная жизнь» в компьютерных сетях. Человек-как-машина и человек-внутри-машины.

Из этих вариантов человека-как-машину легче себе представить. Сегодня у нас уже есть грубые протезы-имплантанты, искусственные конечности, сосуды и целые органы. Продолжающееся совершенствование старой механической технологии медленно увеличивает глубину интеграции человека с машиной.

Электронная форма жизни человека-внутри-машины куда более чужеродна нашему теперешнему представлению о человечности. Через хранение системы человеческих убеждений в онлайн-структурах данных, управляемых избранными структурами контроля (электронный аналог воли?), нейронный аппарат человека будет работать в кремнии так же, как работал и в «wetware» мозга, впрочем, гораздо быстрее, аккуратнее, с большей способностью к самоизменению и, если будет таковое желание, бессмертно.

19. Архивно-информационный способ

Один из стандартных путей становления «бессмертным» - это оставление за собой следа в виде архивов, биографий и публичных благородных дел.

Увеличивающееся с каждым днём присутствие стабильных носителей знаний в нашем Кибернетическом Обществе делает этот вариант более точной платформой для постоянного существования. Знание, которым обладает индивид, сохраняется в экспертных системах и мировой гипертекстовой сети [Гипертекстовая система мирового масштаба, разрешающая мгновенный онлайн-доступ к сетям мирового знания, была предсказана и описана Тедом Нельсоном в книге «Literary Machine», опубликованной самим автором. Прочая информация доступна в его же книге «Computer Lib», опубликованной в 1974 году и переизданной в 1987 году издательством Microsoft Press], таким образом, гарантируя долголетие и доступность текстовых и графических мемов.

Если смотреть извне своего «я», смерть — не двоичный феномен, а непрерывно изменяющаяся функция. Насколько живы вы в Париже в этот момент? А в городе, в котором вы живёте? А в комнате, в которой вы это читаете?

20. Загрузка в личностную базу данных Head Coach

Head Coach – это компьютерная система, некогда разрабатывавшаяся компанией Futique, Inc. [Тимоти Лири изобрёл термин «futique» в качестве, как он говорил, антитезы слову «antique» (“антикварный», «старый» - прим. перев.), когда начал писать компьютерные программы в 1980-х годах. Futique, Inc – это был консорциум художников, писателей, программистов, дизайнеров, преподавателей и философов, вместе работавших над общей целью. Когда (эта) жизнь Лири подходила к концу, он передал всё своё имущество ВЕРЕ в будущее — и, таким образом, Futique, Inc. сейчас известна как трастовый фонд The Futique Trust. Состоит этот фонд по большей части из его архивных материалов, огромной коллекции бумаг и памятных вещей, начиная от его свидетельства о рождении, продолжая всеми фазами его жизни и заканчивая его привлекшей немало внимания смертью в 1996 году.], один из первых примеров психоактивной компьютерной программы. Программа должна была позволить пользователю (исполнителю) оцифровывать и хранить свои мысли в ежедневном рабочем режиме. Если некто оставит после себя, скажем, двадцать лет ежедневных хранящихся в компьютере записей работы своей мысли, его внуки столетие спустя могли бы «знать» и воспроизводить его информационные привычки и ментальные поступки. Они были бы способны «делиться опытом и переживать его» в достаточно подробных деталях. Если привести совсем уж вульгарный пример, если ходы человека в шахматной партии записаны, потомки могут переиграть, ход за ходом, игру, сыгранную их прапрабабушкой в прошлом веке.

По мере того, как пассивное чтение заменяется «активным переписыванием», последующие поколения могли бы перепрожить то, как мы представляли величайшие книги нашего времени.

И ещё более интригующей является возможность воплощения знания, извлечённого из человека за какое-то время — его убеждений, предпочтений и наклонностей — в виде набора алгоритмов, управляющих программой, способной действовать функционально идентично тому человеку. Прогресс в робототехнике избавит эти «машины Тьюринга» от бытия всего лишь «мозгами в бутылках» и превратит их в гибриды, способные сенсорно взаимодействовать с физическим миром.

21. Нанотехнологические хранители информации: путь к прямой передаче от мозга к компьютеру

Когда компьютер устаревает, никто не выбрасывает содержащиеся на нём данные. «Железо» - не более чем временный механизм реализации информационных структур. Данные передаются в новые системы для продолжения их использования. Уменьшающаяся стоимость компьютерного хранения данных, память на CD-ROM и WORM – всё это означает, что никакая создающаяся сегодня информация не сможет когда-либо быть утрачена.

Мы можем задуматься о создании искусственного вычислительного субстрата, как функционально, так и структурно идентичного мозгу (а может, и телу). Как? Через предсказанные в будущем возможности нанотехнологий.[Мы частично сожалеем, что занимаемся такими спекуляциями, выходящими за рамки технических возможностей настоящего. Мозг — сложнейшая машина, содержащая около 1020 отдельных клеток, согласно приблизительным оценкам. И в то же время нас спасает наше видение технической неизбежности пришествия нанотехнологий.]

Сообщающиеся нано-машины, пронизывающие организм, могут анализировать нервную и клеточную структуру, передавая полученную информацию машинам, способным вырастить, атом за атомом, идентичную копию.

Но как же душа? Согласно толковому словарю American Heritage, «душа — это оживляющий и жизненно важный принцип в человеке, которому приписываются способности к мысли, действию и эмоциям, которое воспринимается в виде нематериальной сущности, отделимой от своего тела, но временно сосуществующей с ним».

При первом прочтении это определение выглядит классическим примером теологической чепухи. Но если изучать его с точки зрения теории информации, мы можем побороть религиозное пустословие научными операциями. Давайте заменим безумное слово «нематериальная» на выражение «невидимая невооружённым глазом», то есть атомная/молекулярная/электронная. Теперь «душа» относится к информации, обработанной и хранящейся в микроскопически-клеточных молекулярных упаковках. Душа становится любой информацией, что может «жить», то есть способна быть полученной и переданной. В конце концов, разве все способы определения смерти на любом уровне измерений (ядерном, нейронном, телесном, галактическом) не включают в себя проверку отсутствия реакций на раздражители?

С этой точки зрения, двадцать два варианта бессмертия становятся кибернетическими методами сохранения уникальных сигнальных способностей человека. Душ на свете столько, сколько существует способов хранения и передачи данных. Племенной уклад определяет душу расы. ДНК определяет молекулярную душу. Мозг — это неврологическая душа. Электронное хранилище создаёт кремниевую душу. Нанотехнологии делают возможной душу атомную.

22. Компьютерный вирус: постоянное существование в матрице киберпространства Гибсона

Предыдущий вариант делал возможным выживание личности через изоморфное отображение нейронной структуры в кремниевую (или любое другое средство практической реализации). Но он также утверждает возможность выживания в качестве сущности, в какой-то степени воплощающей коллективное бессознательное Юнга: глобальной информационной сети.

В вымышленном двадцать первом веке, описанном Уильямом Гибсоном, коварные кибернавты не только хранят себя в электронном виде, но ещё и делают это в форме «компьютерного вируса», способного путешествовать по компьютерным сетям и самовоспроизводиться в качестве защиты от случайного или злонамеренного удаления другими людьми или программами. (Представьте себе такой довольно забавный сценарий: «Что на этом диске?» - «А, это всего лишь старый Лири. Давай его отформатируем.»)

Имея в распоряжении лёгкое копирование хранящейся на компьютерах информации, человек мог бы существовать одновременно во многих формах. Где в этой ситуации находится «Я» - вопрос философский. Мы верим, что сознание сохранится в каждой из форм, запущенной независимо (и не знающей о прочих проявлениях себя, если не общается с ними), клонированной на каждой из точек бифуркации.

[ПРИМЕЧАНИЕ: этот список вариантов для Добровольно-Обратимой Метаболической Комы и авто-метаморфозы не является взаимоисключающим. Разумный человек не особо нуждается в одобрении для того, чтобы исследовать все эти возможности. И сконструировать много новых альтернатив всплыванию кверху брюхом согласно Памятке для Менеджмента.]

Кон-Тики плоти

В ближайшем будущем скоропортящаяся человеческая природа, которая сейчас принимается как данность, будет не более чем историческим курьёзом, всего одной точкой среди невообразимого многомерного разнообразия форм. Отдельные люди, или же группы любителей приключений, свободно смогут заново принять форму «из плоти и крови», созданную специально для этого случая соответствующими научными средствами.

Такие исторические экспедиции вполне могут проводиться в духе путешествий Тура Хейердала на Кон-Тики. Путешествовать средствами, на которые сама история указывает как на объективно неправдоподобные, просто чтобы доказать, что это возможно, каким маловероятным бы ни казалось.

Комментарии: