Стадии индивидуации по Юнгу

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-14 03:39

Психология

Стадии индивидуации по Юнгу

"Индивидуация отнюдь не редкость или роскошь для немногих, но те, кто знает, что они находятся в таком процессе, считаются счастливчиками." Карл Густав Юнг

Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности.

Индивидуация — естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Как писал Юнг, «это то, что дерево делает деревом». Подобно любому естественному процессу, индивидуация может чем-то блокироваться или ей могут мешать. Так и дерево может вырасти чахлым в неблагоприятной среде.

Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе.

Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

1) Бессознательность. Человек полностью впечатан в программы семейной и родовой системы. Он - дитя великих родителей, не критично воспринимающий всё, что они исповедуют.

2) Раскрытие персоны. В общем то же самое, но в качестве "родителей" выступает весь социум. Человек полностью отождествлен со своей социальной маской - рабочий, начальник, родитель, учитель. Отдельно следует сказать о "персоне бунтаря", которая тоже не имеет отношения к подлинному "экзистенциальному мятежу".

Чтобы реально бунтовать, нужно очень четко понимать, против чего бунтуешь. Тогда как персона представляет собой всего лишь набор стереотипных реакций. Не способен "к подлинному экзистенциальному мятежу" именно в силу механистичности самой структуры Персоны, поскольку персона - наиболее суженное сознание.

3) Эго. Человек отождествлен с совокупностью идей, ценностей, убеждений, которые считает собой, и которые в чем-то тождественны, в чем-то противоречат миру. На этом уровне начинает проклёвываться индивидуальность, однако проблема в том, что индивид полностью вытесняет свою противоположность.

4) Тень. Или интеграция Тени. Тень, как автономный комплекс психики, формируется где-то в возрасте 4 лет, когда ребенок, сделав что-то запретное, говорит о себе в третьем лице. В снах тень проявляется в виде враждебных человеческих фигур того же пола, что и сновидец. В жизни тень проецируется на других людей, так что определенные люди, исповедующие определенные ценности и идеи, оказываются сильно ненавидимы. Тень всегда противоположна сознанию - для христианина тень сатанисты, для сатаниста - христиане.

Интеграция тени - это уровень, когда человек осознает, что теневые качества находятся в его психике, и могут быть отчасти интегрированы. Этот уровень часто сопряжен с серьезным этическим кризисом, поскольку человек понимает, что его Эго - лишь малая часть психики, и начинает видеть, как то, что он больше всего ненавидел, бессознательно работает в нем. Когда человек интегрирует определенные качества тени, можно сказать, что уровень тени пройден.

Проблематика Тени появляется сама на тех стадиях, когда это становится актуально. А вот сможет ли Эго принять Тень или нет - это уже зависит от ценностей данного человека.

5) АнимаАнимус. Анима - женская фигура в психике мужчины. Анимус - мужская фигура в психике женщины. Задача - интеграция качеств АнимыАнимуса без одержимости ими. Цель - та самая мистическая андрогинность, когда человек свободно включает в себе то мужские, то женские энергии, а АнимаАнимус становятся "функцией связи с бессознательным". В обычном состоянии Анима и Анимус некритично проецируются, что вызывает слепую влюбленность. Чем более сознание не принимает в себе качеств противоположного пола, тем более слепа Анима или Анимус. Так, например, слишком мужественные мужчины влюбляются в самых ничтожных и бессознательных женщин.

6) Мана личность или первая манифестация Самости. Иллюзия всемогущества. Когда сознание реально получает ощущение андрогинности, возникает опасность идентификации с Мана Личностью - колдуном, шаманом, царем. Такое отождествление приводит к инфляции (раздуванию) сознания и последующему падению. Инфляция в переводе означает "раздувание". Процесс психической инфляции - это то состояние, когда эго за счет контакта с трансперсональными единицами, сознательно или бессознательно начинает с ними идентифицироваться, примеряя "доспехи бога". В итоге - сознание лопается, как лягушка из басни.

Конечно, Мана личность как архетип может прорваться и на ранних стадиях - тогда человека просто надо срочно лечить. Но осознанное взаимодействие с этим архетипом возможно только в случае адекватной интеграции АнимыАнимуса.

7) Ось Эго-Самость. Самость - трансперсональная целостность психики, её истинный центр, богообраз. Самость, в отличии от коллективных представлений о Боге, четверична, и включает в себя дьявола как свою часть. Она - вне света и тьмы, вне добра и зла, Самость суть трансперсональный источник, чистый и священный поток. На седьмом уровне сознание устанавливает осознанную связь с Самостью, не рискуя уничтожиться в ней. До этого - для сознания прямой контакт с Самостью губителен - эго просто исчезает в ней, низводясь до типичных стереотипных реакций сентиментальной религиозности, и смешения архетипа Самости с Архетипами Отца и Матери.

В разных работах Юнг приводит разные определения Самости. Например Джеймс Холлис выделяет три определения Самости:

1) психическое как целое, действующее как организационная единица;

2) центральный архетип порядка, если рассматривать Самость с точки зрения это;

3) архетипическая основа это.

Попробую объяснить. Представим на миг такую фантазию, что земля – живой организм. И все мы – мысли земли, её амбиции (распространения на другие планеты) её страхи, её желания. В этом смысле любое эко движение оказывается лишено смысла, потому что, согласно этой гипотезе, и те, кто «засоряют», и те, кто «защищают», одинаково её мысли, манифестация её воли. Теперь представь, что чувствует человек, который осознал себя мыслью земли, пережив это в полной мере. Он одновременно чувствует, что взаимодействует с чем-то другим, но другим – частью которого он является. Можно ли выразить это ощущение иначе как через парадокс? С Самостью – примерно та же тема.

NB!! НА любом уровне (даже бессознательности) есть архетипы и тени, и Анимы и Самости. Другое дело, что они могут быть адекватно осмыслены, интегрированы только на следующих, соответствующих уровнях. Без этого уточнения становится нелогично, когда, скажем, во сне какого нибудь невротика, которому до «оси эго Самость» как до Луны пешком, мы идентифицируем те или другие сны как «символы Самости".

«Каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природа выявляет, чтобы направить нас. Только исходя из этой точки, человек может удовлетворить свои нужды». К.Г.Юнг.

Несмотря на то, что возможно описать индивидуацию в терминах последовательных ступеней, процесс значительно сложнее, чем просто развитие, представленное здесь. Все описанные шаги частично перекрывают друг друга, и каждый из нас постоянно возвращается к старым проблемам и вопросам (с надеждой, обусловленной различными перспективами). Индивидуацию можно представить как спираль, в которой перед нами встают все те же основные вопросы, каждый раз в более ясной форме.

рис. "Стадии индивидуации по Юнгу"

Комментарии: