Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Франция запретила публикацию аналитики судей (предсказанное правосудие), а также полностью автоматизированное принятие решений в онлайн-арбитраже

Предсказанное правосудие (predict courts’ decisions), технологии прогнозирования (Prediction Technology) или правосудие на основе данных (Data-driven justice) является особенно актуальной темой для стран англо-саксонской правовой традиции. Юридические аналитические компании объединяют огромные объемы данных для ознакомления судей в окружных судах США, и вполне вероятно, что эта тенденция проникнет в области разрешения споров и международной медиации, подчеркивала юрист Элли Николова (https://www.thecorporatelawjournal.com/technology/can-ai-outperform-lawyers-in-dispute-resolutions) и многие другие авторы.

(По вопросу предсказанного правосудия см.: Бирюков П.Н. Искусственный интеллект и «предсказанное правосудие»: зарубежный опыт. Lex russica URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-i-predskazannoe-pravosudie-zarubezhnyy-opyt).

Однако, можно ожидать, что появление надежных инструментов прогнозирования результатов судебных разбирательств и последующий рост числа оцифрованных игр по выбору форумов может возродить обеспокоенность судей - и, в конечном итоге, законодателей и политиков - по поводу «поддающегося манипулированию правосудия» (manipulable justice) и «беспринципной игры» (unprincipled gamesmanship). (http://scholarship.law.unc.edu/nclr/vol84/iss2/2).

Примером негативного отношения к форум-шоппингу служит ст. 33 закона Франции от 23 марта 2019 г. (LOI n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de r?forme pour la justice), запретившего судейскую аналитику и вводящего уголовные наказания до 5 лет лишения свободы за ее использование. Если форум-шоппинг потеряет легитимность как неотъемлемая часть судебного процесса, то интерес пользователей к приложению ИИ в области судейской аналитики (предсказанного правосудия) может упасть.

Французские специалисты отмечали, что в марте 2019 года Франция сделала спорный шаг и стала первой страной в мире, которая прямо запретила исследования индивидуального поведения судей (individual judicial behaviour). В настоящее время уголовное преступление заключается в "оценке, анализе, сравнении или прогнозировании" поведения отдельных судей. Максимальное наказание составляет пять лет лишения свободы, писали Малкольм Лэнгфорд и Микаэль Мадсен (https://verfassungsblog.de/france-criminalises-research-on-judges/ ).

Это новое жесткое регулирование было вызвано отчасти публикацией результатов исследования по использованию машинного обучения для сравнения поведения судей в делах о предоставлении убежища, которое выявило большие расхождения между отдельными французскими судьями.

Тем не менее, новый закон сравнивают с «использованием кувалды, чтобы взломать гайку». Как отмечают французские авторы, «закон фактически запрещает все формы анализа отдельных судей, не только социальные научные исследования, ориентированные на большие данные, но и доктринальный юридический анализ. Результатом этого является вопиющее нарушение свободы выражения мнений, оскорбление основных ценностей академической свободы и игнорирование основных принципов верховенства права. Это также, вероятно, является нарушением основополагающего законодательства ЕС».

Однако, в некоторых областях судопроизводства Франция приветствует применение технологий искусственного интеллекта (ИИ).

Стратегия Франции в области искусственного интеллекта

26 февраля 2019 года министр юстиции Николь Беллубе на конференции по искусственному интеллекту в Хельсинки представила основные действия, предпринятые во Франции с целью соблюдения гарантий гражданских свобод (https://www.gouvernement.fr/en/artificial-intelligence-states-should-lose-no-time-in-coming-to-grips-with-the-crucial-issues-for).

Франция приняла План цифровой трансформации (digital transformation plan), который, в частности, направлен на развитие полностью функциональной цифровой службы государственного правосудия к 2022 году, что позволяет пользователям (среди прочего) следить за делами в Интернете. В центре проекта находится гражданин:

Цифровое преобразование судопроизводства является дополнительным средством доступа к правосудию. Оно не заменяет традиционные способы передачи дел в суды.

Для оказания помощи любым сторонам спора, не знакомым с цифровыми технологиями, были созданы службы приема документов.

Цифровая доступность судебных решений также должна обеспечиваться с помощью искусственного интеллекта. Проект обеспечивает дополнительные возможности как для граждан, так и для юристов, которым будет легче получить доступ к судебным решениям, а также для судей, так как искусственный интеллект будет выступать в качестве инструмента поддержки принятия решений, не лишая судей их роли.

На основе Плана в 2019 году во Франции был принят ряд нормативных актов.

Искусственный интеллект и онлайн-разрешение споров

По словам адвоката Лорана Гуиффеса и его коллег (Hogan Lovells), французский Закон о программировании и реформе судопроизводства 2018-2022 (LOI n° 2019-222 du 23 mars 2019 de programmation 2018-2022 et de r?forme pour la justice// URL: https://www.legifrance.gouv.fr/dossierlegislatif/JORFDOLE000036830320/), содержит конкретные положения, касающиеся онлайн-арбитража, в попытке разгрузить французские суды, не справляющиеся с постоянном ростом обращений в суд. Этот важный шаг на пути к виртуальному разрешению споров дает ценные ответы на многие вопросы, поднятые игроками LegalTech в области разрешения споров (https://www.mondaq.com/france/arbitration-dispute-resolution/826252/2018-2022-french-programming-act-for-justice-inching-towards-virtual-justice ).

Стоит отметить три основных положения закона: 1) запрет на полностью автоматизированное принятие решений; 2) требование о защите данных и конфиденциальности; и 3) сертификация онлайн-арбитража в качестве гарантии для тяжущихся сторон.

1. Запрещение полностью автоматизированного принятия решений

В ответ на широко обсуждаемый вопрос о том, смогут ли роботы когда-либо заменить судей, французский «Закон о программировании» дает ответ через регулирование онлайн арбитража: он запрещает полностью автоматизированное принятие решений. Тем самым закон одобряет более широкую философскую концепцию о том, что правосудие может вершить только человек (justice can only be human-made). Вместе с тем, в законе нет полной ясности в отношении точных масштабов и роли инструментов искусственного интеллекта и использования алгоритмов в арбитражном процессе.

2. Защита данных и конфиденциальность на протяжении всего арбитражного процесса

В «Законе о программировании» четко указывается, что защита данных должна быть обеспечена, что является отсылкой к Общему регламенту по защите данных ЕС (GDPR). Кроме того, если тяжущиеся стороны не согласятся на иное, конфиденциальность должна быть гарантирована, особенно в свете повышенного риска взлома по мере дематериализации обмена данными. С этой целью в «Законе о программировании» определены меры уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до одного года и штрафа в размере 15 000 евро за нарушение конфиденциальности в соответствии со статьей 226-13 Уголовного кодекса Франции.

3. Сертификация онлайн-арбитража в качестве гарантии для сторон спора

Одной из наиболее интересных особенностей «Закона о программировании» является сертификация онлайн-арбитража, предпринятая с тем, чтобы предоставить сторонам спора определенные гарантии. Онлайн арбитражные центры должны:

Соблюдать требования по защите данных и иные требования, обеспечивающие конфиденциальность.

Предоставить подробную информацию о проведении арбитражного разбирательства.

Убедиться, что арбитраж не является полностью автоматизированным процессом; и убедиться в том, что в тех действиях, где используется автоматизированный процесс, стороны должны прямо его придерживаться.

По запросу сторонам должен быть предоставлен доступ к основным характеристикам автоматизированного процесса.

Автор: Елена Ермакова


Источник: zakon.ru

Комментарии: