Философское содержание трансгуманизма в контексте кризисности человеческой природы

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-04 02:22

Трансгуманизм

Аннотация. В статье раскрываются философские проблемы трансгуманистического направления в развитии современного общества. Трансгуманизм рассматривается как новая идеологическая парадигма, связанная с переустройством всего пространства социума, и, в первую очередь, биологической природы человека. Вместе с тем подобная постановка вопроса определяет для философов неразрешимые проблемы жизни и смерти человеческого рода и возможность трансформации человека как такового. Однако, если глубже вникнуть в суть этого нового направления, становится ясно, что трансгуманизм представляет собой философию скрытого обмана. И проблема преодоления антропологического кризиса путем, предполагаемым трансгуманистами, отпадает сама собой, когда мы открываем такие возможности, как перенос сознания личности на электронный носитель, оживление людей после их замораживания и т.д. Все это ставит под угрозу не только само изменение биологической природы человечества, но гораздо более глубокие проблемы стратификации самого социума, деление его на «угодных» и «неугодных», «элиту» и тех, кто в нее не входит. Но самое главное, что все эти идеи подаются под маской благого дела, приправленные гуманистической идеологией, которая в действительности оказывается прямо противоположной гуманистической направленности, таящей угрозу выживания человечества в целом.

В статье раскрывается содержание трансгуманистических идей, их глобальная опасность для современного общества и человека в отдельности. Вскрыты антигуманные стороны этого направления;

развенчиваются его основные постулаты и глобальные проекты, такие как «Аватар», целью которого является формирование альтернативного носителя сознания личности путем отказа от собственной идентичности – новых существ, наделенных разумностью. Кроме того, в статье исследуются перспективы общества, в котором воплощены идеалы трансгуманизма, что окончательно подводит черту под утопичностью данной формы идеологии. Более того, трансгуманизм вообще не обращается к нравственному, духовному развитию индивидов. Ключевые слова: трансгуманизм, антигуманизм, современные технологии, трансформация человеческой природы, бессмертие человека.

В данной работе поднимается проблема философского осмысления идей трансгуманизма, по которой отсутствует целостное научное исследование, несмотря на то, что существуют некоторые новые работы, например, монография Д. Е. Музы «Информационное общество: притязания, возможности, проблемы. Философские очерки», а также «После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире. Доклад русской экспертной школы», многочисленные публикации и работы В. А. Кутырева, в которых выделяются отдельные аспекты проблемы и поднимается история вопроса, в частности идеологии гуманизма, но которых явно недостаточно для целостного понимания опасности идей трансгуманизма. Вернее, этих работ недостаточно для философского осмысления кризиса, в котором оказалась духовная составляющая человечества. Данная статья предполагает рассмотрение этого вопроса под другим углом зрения – с позиции философского содержания идеи трансформации человека, а также с точки зрения предполагаемых вариантов решения проблемы человека другими способами и методами. И даже заставляет задуматься, а есть ли место антропологическому кризису в современное время, не есть ли это выдумка экспертов и не лучше ли оставить в покое человеческую природу и не питать себя всякого рода опасениями по поводу ее изменения в будущем. Все это позволяет нам продолжить заданную линию и углубиться в существо вопроса под названием «трансгуманизм», в его философскую природу. Несмотря на многочисленные публикации (выше были выделены наиболее свежие и целостные работы) и сайты этого направления, нам хотелось бы в будущем представить еще один подход к идее трансгуманизма. Мы полагаем антропологический кризис реально существующим и показываем реальную угрозу идеологии трансгуманизма в условиях кризисности человеческой природы в современном мире. В статье дается целостный подход к проблеме трансгуманизма и его критика с точки зрения философского содержания, что оправдано и с методологической точки зрения.

Существование трансгуманизма обосновано воздействием научно-технического прогресса на все стороны жизнедеятельности индивидов. Понятие «трансгуманизм» впервые было введено английским биологом, основателем ЮНЕСКО Дж. Хаксли в 1957 году. Согласно представлениям выдающегося ученого, только человек наделен исключительным правом определять направление эволюции планеты в будущем, поэтому, познав собственную сущность, мы способны преодолеть границы, определенные природой, и перейти в новую фазу своего существования: «Человеческий род может, если того захочет, превзойти самого себя

<…> Нам необходимо дать название этому новому убеждению. Возможно, здесь подойдет слово «трансгуманизм»: человек останется человеком, но превзойдет себя, реализуя новые возможности своей собственной природы».

В современных исследованиях трансгуманизм определяется в качестве варианта гуманизма или нового этапа его развития. В Манифесте Российского трансгуманистического движения трансгуманизм понимается как новая идеологическая парадигма, которая «утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность и желательность – с помощью науки и современных технологий безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас «естественными» пределы человеческих возможностей». Таким образом, несмотря на латинский префикс «транс», имеющий значения «за», «через», трансгуманизм трактуется его приверженцами как гуманистическое мировоззрение. Кроме того, акцентируется внимание на идее преодоления человеческой природы, ее улучшения с использованием новых технологий.

По мнению трансгуманистов, развитие науки является ключевой особенностью современного общества, поскольку средства НБИКС-конвергенции такие, как «молекулярная нанотехнология, генная инженерия, искусственный интеллект, лекарства для изменения настроения и улучшения памяти, терапия против старения, нейроинтерфейс, программы для управления информацией, носимые и вживляемые компьютеры, когнитивные технологии и т. д.» могут расширить физические, интеллектуальные, психологические способности человека, продлить жизнь и избавить от старости и болезней, тем самым определяя будущее цивилизации. К этому стоит добавить ожидания по поводу освоения новых сред обитания; способности влиять на глобальные природные процессы и управлять климатом; ревитализации, в частности крионика – оживление людей, чьи тела могут быть сохранены в охлажденном состоянии, и излечение от болезни, повлекшей смерть человека; переноса сознания личности на электронный носитель. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: может ли трансгуманистическая парадигма, учитывая факт неоднозначности научных достижений, стать оптимальным вариантом преодоления кризиса антропологических оснований цивилизации?

С этой целью необходимо обратиться к содержанию трансгуманистических идей, которые сегодня активно продвигаются в нашей стране учеными, политиками, бизнесменами, входящих в состав упомянутого выше Российского трансгуманистического движения, а также Стратегического общественного движения «Россия 2045». Отечественные идеологи трансгуманизма Д. Ицков и Д. И. Дубровский констатируют факт гибели человеческой цивилизации – антропологической катастрофы, которая может стать неотвратимостью в случае, если люди будут игнорировать возможность совершенствования своих природных оснований как главного объекта современного кризиса. Поэтому трансгуманизм своей главной задачей выдвигает решение вопроса о предотвращении конца исторического процесса путем постепенной модификации биосоциальной сущности индивида, обращая особое внимание при этом на изменение биологической составляющей.

Киборгизация, исследования по разработке систем искусственного интеллекта сегодня воспринимаются в качестве реальных достижений современной цивилизации. Так, например, в Манифесте стратегического общественного движения «Россия 2045» говорится о создании искусственного тела как целостной самоорганизующейся системы, которое получит «огромный спектр возможностей, сможет легко переносить экстремальные внешние условия» .

Помимо изменения телесности, предполагается также утверждение в обществе новых смыслов и ценностей, с помощью которых индивиды смогут духовно и психологически самосовершенствоваться.

К «сверхзадаче» трансгуманизма в настоящее время можно отнести достижение практического бессмертия человека в рамках иммортологии – «научного обоснования правомерности постановки и реальной возможности решения» данной проблемы. Заявляя о необходимости вечного существования, трансгуманисты апеллируют к аргументу непримиримости человека со смертью, его желание продлить собственную жизнь несмотря ни на что: «Из всех желаний людей самым фундаментальным является бессмертие <…> Помимо эмоционального заряда, оно несет в себе почти все другие желания. Хотя бессмертным человек как будто не был, идея бессмертия родилась вместе с ним, с его культурой и сознанием смертности». Непостоянство мира, ограниченность временными границами нашего века делают бессмысленным жизнедеятельность индивида, так как хаотичное и лишенное сути течение бытия, с точки зрения вечности, не только не дает сосредоточиться на конечном результате (мешает осознание неизбежности смерти), но и обесценивает его. Поэтому необходимо сконцентрировать все усилия для того, чтобы достичь главной цели – достижения бессмертия: «Человеческая раса уже достаточно созрела, чтобы осознать, что ее главный враг не внутри нее самой. Он не среди людей. Он – это законы природы, заставляющие каждого стареть, болеть и умирать. Поэтому главный конфликт XXI века и всего третьего тысячелетия <…> конфликт между человеком и его смертной, телесной природой, его смертностью и возможностью обретения бессмертия». В трансгуманизме шанс обретения бессрочной жизни – это путь кибернетического бессмертия. Под ним подразумевается «возможность воспроизведения функций живой системы и головного мозга на небиологических субстратах» , то есть возможность сохранения и перенесения сознания личности на электронный носитель информации, что обусловит в будущем общение цифровой виртуальной копии личности человека во взаимодействии с другими людьми. Важно понимать, что «центральной ценностью трансгуманизма является автономия личности, включая свободу изменять свое тело, заданную волей случая конкретную морфологию». В этой связи наше естество выступает первостепенным антагонистом в достижении высшего блага – бессмертия, и отказ от телесности – первый шаг на пути к утверждению вечности через избавление человека от недостатков собственной природы: «Нам крайне трудно с позиций своего сознания представить себе сознание будущего разумного существа, избавленного от проблем биологической телесности (боли, болезней, усталости, низменных влечений, старческого одряхления и т. п.).

Но несомненно, что это будет сознание с гораздо более высокими ценностями, смыслами и целями, не замусоренное мелочными заботами, побуждениями, амбициями, огорчениями, суетой нашего нынешнего бытия». Кибернетическое бессмертие гарантирует дальнейшее существование общества, лишает его угрозы гибели, определяется как «сверхзадача сознательно управляемой эволюции человека, преодолевшего биологическую телесность, ставшего подлинным творцом своего будущего».

Трансгуманистическое движение «Россия 2045» планирует к 2045 году достичь цифрового бессмертия в рамках глобального проекта «Аватар», целью которого является создание альтернативного носителя сознания личности. Фактически, реализация подобного мегапроекта приведет человечество на совершенно иной уровень развития – «эпоху неочеловечества, космическую цивилизацию людей будущего», «новую модель существования общества, основанную на пяти принципах: высокой духовности, высокой культуре, высокой этике, высокой науке, высоких технологиях». В противопоставление современной цивилизации обновленное общество будет стремиться к саморазвитию, прогрессу, эволюции, достижению глобальных целей и задач вместо потребительства. Согласно такому представлению о будущем, человечество движется по пути общественного прогресса, опирающегося на НБИКС-технологии и способного спровоцировать появление новых результатов в своем развитии: помимо избавления от старения и болезней, преодоления глобальных проблем, достижения бессмертия, человек начнет, наконец, не только перемещаться в космическом пространстве, но и осуществлять «космическую экспансию – расселение человечества в ближнем и дальнем космосе» вплоть до создания «персональной Вселенной».

Несмотря на благожелательные цели трансгуманистического движения, в его идеологии существуют противоречия и спорные аргументы, претендующие на единственно верный ответ вызовам современной цивилизации.

Так, в трансгуманизме человек рассматривается как один из видов биологической жизни, подобной остальным живым организмам: «Мы защищаем благополучие всего того, что наделено чувствительностью, включая людей, других животных и любые будущие искусственные интеллекты, модифицированные формы жизни либо иные виды разума, которые могут возникнуть благодаря научным и техническим достижениям». Тем самым человеческая сущность теряет свою исключительную ценность и статус индивида приравнивается к статусу не только животных, но и потенциально новых форм жизни, обладающих разумом. Понятие личности в трансгуманизме включает в себя не только антропологические признаки, но и характеристики животных и свойства будущих «улучшенных» людей: «Отличие человека от других живых существ не абсолютно, оно, скорее, вопрос степени присутствия определенных качеств <…> все наделенные чувствительностью существа, возможно, обладающие сознанием, будь то пре-люди, не-люди (животные) или пост-люди, обладают и моральным статусом, требующим уважать их благополучие и преуспевание». Исходя из вышеизложенного возникает вопрос: действительно ли трансгуманистические взгляды являются продолжением идей гуманизма, несмотря на явное его отрицание в названии философского течения? Или между ними существует принципиальная разница, не позволяющая объединить их в единое направление?

Основанием мировоззрения гуманизма является «самодостаточная самоутверждающаяся личность или индивидуальность. Эта индивидуальность признается высшей ценностью (самоценностью)». Трансгуманизм, акцентируя внимание на продвижении людей к постчеловеческому будущему, утверждает о необходимости трансформации физических и интеллектуальных качеств индивидов, создавая тем самым «постчеловека» – «улучшенного варианта нынешних людей» . В этом заключается существенное и главное различие между двумя идеологиями. Известный критик трансгуманистической философии В. А. Кутырев указывает в ней на отказ человека от собственной природы – так называемое «расчеловечивание человека» и называет данный феномен «концом света», «апокалипсисом». Гуманизм декларирует человеческую жизнь высшей ценностью, тогда как трансгуманизм «приемлет как высшую ценность вовсе не жизнь и не жизнь человека, а сверхжизнь и сверхчеловека в грядущем кардинально трансформированном бытии». Отрицая человека как высшую форму эволюции, трансгуманизм ведет нас к «самоликвидации» и призывает отказаться от собственной идентичности путем создания новых существ, наделенных разумностью. Таким образом, традиционный человек гуманистической философии выступает средством в трансгуманистической идеологии на пути достижения высшей цели – стать «постчеловеком», совершенной сущностью, сконструированной на основе любого облика с улучшенными характеристиками человеческого интеллекта.

Комментарии: