Эндокринологию, конечно, зря редко берут в расчёт, когда говорят о предпосылках к какому-то поведению.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-10 07:02

работа мозга

Эндокринологию, конечно, зря редко берут в расчёт, когда говорят о предпосылках к какому-то поведению. Гормоны играют не меньшую роль, чем нейромедиаторы – тем более что у них (скажем так) больше полномочий.

Гормон – это тоже носитель информации, разница между ним и нейроном в том, что нейромедиатор – это вещество, которое транспортируется от нейрона к нейрону, а гормон – от нейрона (или другой секреторной клетки) в кровь, и дальше куда угодно.

Нейромедиатор может повлиять только на нейрон, а гормон может повлиять на любую клетку организма, если в ней есть соответствующий рецептор этого гормона.

Уже серьёзное отличие, которое не стоит упускать из внимания – добавляет целый ряд погрешностей в поведение, существенно усложняет карту психики.

Из этого отличия вытекает следующее: нейромедиатор исполняет свои функции в течение миллисекунд, а гормональный эффект может длиться часы, дни, а иногда и всю жизнь. (Вспоминаем, что гормоны могут присоединяться к рецепторам нейронов – какое же воздействие они могут оказывать на мозг, да?)

Получается, что гормоны, в каком-то смысле, готовят почву для деятельности нейромедиаторов. Да, и действительно, воздействуя на гиппокамп, например, глюкокортикойды подавляют его способность к производству новых нейронов.

И тут можно перейти к третьему отличию – масштаб действий. Нейромедиаторы воздействуют локально, возбуждая или успокаивая нейрон, к рецепторам которого присоединяются. А гормоны включают и выключают экспрессию (активность) генов, заставляют клетки расти или самоубиваться (чтобы освободить пространство для новых клеток).

Тестостерон, например, участвует в увеличении мышечной массы, окситоцин делает более доверчивым (не без погрешностей конечно), а глюкокортикойды убивают клетки иммунитета.

В общем, всё во взаимодействии: одни процессы запускают другие, останавливают третьи и притормаживают четвёртые, из чего происходят процессы, которые возбуждают, останавливают или притормаживают другие, которые… И так далее, до полного остывания тела.

Всё равномерно важно, если вкратце. Трудно действительно глубоко понимать поведение людей, если не знать эндокринные предпосылки. И невозможно, если не знать эволюционные. Кто-то, конечно, скажет, что решающее влияние оказывает социокультурщина, но я останусь на своём (и я на этом холме умру) – всё во взаимодействии.

Большинство гормонов является частью нейроэндокринных осей – это когда лобная доля посылает нейромедиаторный сигнал в гипоталамус, тот посылает гормональный сигнал в гипофиз (по очень маленькой кровеносной системе), а гипофиз посылает гормональный сигнал в рабочий орган.

(Рабочие органы – это, например, железы: щитовидная железа, надпочечники и т.д., или мышцы)

Примерно так, в общих чертах, выглядит приведение приказа лобной доли в исполнение остальным телом. Нейроэндокринная ось, да.

В других случаях гипофиз выделяет гормоны, влияющие на все клетки тела, как, например, гормон роста. Ещё бывает, что мозг «прокладывает» свои отростки (аксоны) через спинной мозг, и оттуда – к железам внутренней секреции. Например, к поджелудочной железе, которая выделяет инсулин.

Рецепторы гормонов очень схожи с рецепторами нейромедиаторов – они имеют специфическую форму, подходящую под конкретный гормон. И, на каждый гормон (как и нейромедиатор) есть более одного рецептора – для разных целей.

Как для дофамина есть разные типы рецепторов – Д1 для мотивации к сексу, и Д2 для мотивации к поддержанию длительных отношений – так и для глюкокортикойдов есть два типа рецепторов в гиппокампе. Один работает над улучшением запоминания, другой – над разрушением гиппокампа (не то, чтобы это его прямая цель, но, при определённых условиях…).

Форма рецептора, кстати, подгоняется настолько тонко, что к нему может присоединиться только один конкретный нейромедиатор или гормон. Очень сложная система (хотя, вспоминая про точечные мутации, мы можем делать выводы о том, что и эта система иногда сбоит).

Ещё одно сходство гормонов и нейромедиаторов в том, что их рецепторы могут изменяться в количестве, усиливая или ослабляя, тем самым, сигнал. И сама форма рецептора может изменяться, из-за чего гормон (или нейромедиатор) присоединяется лучше или хуже. Соответственно, усиливается или ослабляется сигнал.

А сейчас для любителей терминов.

Гормоны делятся на:

• Пептидные: инсулин, вазопрессин, окситоцин, КРГ (кортикотропин-рилизинг-гормон), АКТГ (адренокортикотропный гормон), и другие. Они «сделаны» из аминокислот, любят воду (гидрофильны), быстро активируются и имеют короткий период активности.

• Стеройдные: глюкокортикойды, тестостерон, эстроген и т.д. Эти ребята «сделаны» из холестерина, не любят воду (гидрофобны), медленно активируются, и имеют длительный период активности.

Если округлить и говорить грубо, то пептидные гормоны – про «здесь и сейчас», а стеройдные нужны для «длительных мероприятий». АКТГ (пептидный) запускает выработку глюкокортикойдов – и уходит со сцены, а глюкокортикойды (они стеройдные) работают над стрессовой реакцией.

То есть: подавляют репродуктивную функцию, пищеварение, стимулируют работу гиппокампа (или угнетают – зависит от длительности) и т.д. В общем, у этого приятеля работы куда больше.

Из основ эндокринологии, это, пожалуй, всё, что необходимо знать для наших скромной цели – научить понимать поведение людей (с целью управлять или помогать?) – так что пока всё.

Комментарии: