Эксперты дали оценку цифровизации образования в России

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


На площадке Общественной палаты Российской Федерации 18 ноября состоялся семинар «Общественно-профессиональное обсуждение результатов мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2020 году» с применением дистанционных технологий.

Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций проводится в рамках реализации договора между ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» и НИУ ВШЭ.

Организаторы мероприятия — Институт образования НИУ ВШЭ и Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки.

Модераторами встречи выступили ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков.
В дискуссии приняли участие представители органов управления образованием, общеобразовательных организаций субъектов РФ, а также профессиональное сообщество.

«Задача обеспечения внедрения цифровых технологий в системе школьного образования в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации поддерживается в том числе через настоящий мониторинг», — отметил в начале обсуждения заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков.

В ходе первого среза мониторинга (август — сентябрь 2020 года) были обследованы более 50 регионов, свыше 300 школ, опрошены более 20 тысяч участников образовательного процесса. Почти в каждую вторую школу — участницу первого среза был осуществлен экспертный выезд, позволивший углубить и конкретизировать выводы настоящего мониторинга (всего было проведено 142 визита).

Собранные факты имеют не только научную, но практическую значимость: на основе данных первого среза школы получают индивидуальные рекомендации по своей цифровой трансформации, подготовленные с учетом специфики их работы.

Александр Уваров, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, выступил перед слушателями с докладом «Роль мониторинга для развития школы в условиях цифровой трансформации». Эксперт сформулировал основную задачу и назначение цифровой трансформации образования (ЦТО): «Это переход к персонализировано-результативной системе обучения для всестороннего развития каждого обучаемого, формирования у него личностных метапредметных и предметных компетенций, необходимых для жизни в условиях цифровой экономики».

На сегодняшний день информационно-коммуникационная компетентность учащихся оставляет желать лучшего: уровень 35,3 процента школьников ниже базового, а продвинутый уровень демонстрируют лишь 3,4 процента учеников.

Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, представил доклад «Региональная политика цифровой трансформации: общие тренды и индивидуальный подход». Эксперт отметил, что в условиях COVID-19 стали отчетливо видны все недостатки и преимущества региональных особенностей цифровой трансформации, в частности недостаточность обеспечения компьютерной техникой и доступом в интернет, разные платформы для дистанционного режима, увеличение нагрузки и напряженности. Вынужденный массовый переход на дистант стал серьезным испытанием для возрастных педагогов, у которых нет опыта работы с цифровыми технологиями.

Сотрудник лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая в своем выступлении отметила, что переход на дистант дал и положительные результаты: скорость интернета повысилась, учителя начали повышать свою квалификацию, а планирование ЦТО стало появляться там, где изначально его не было.

Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, представила общую оценку состояния ЦТО в России. Эксперт отметила, что зачастую сельские школы не уступают городским по уровню подготовки и оборудованию. Тем не менее наблюдается некое отставание по профразвитию педагогов в области цифровой трансформации: 37 процентов учителей признаются, что испытывают трудности, когда приходится осваивать новые цифровые сервисы и программы.

Наталья Булаева, президент союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», отметила высокий уровень оснащения школ компьютерной техникой и использования цифровых технологий: электронного журнала, электронного дневника, платформ для дистанционного обучения.

В завершение встречи собравшиеся приняли решение провести круглый стол, посвященный осмыслению и выработке перспектив ЦТО. «Сегодня мы лишь отчасти коснулись вопроса воспитания в новой цифровой среде. А ведь образование — это не только обучение, но и воспитательный процесс, — отметил Александр Русаков. — Общественная палата много времени уделяет анализу и мониторингу процесса ЦТО, и мы очень рады поддержке ВШЭ и совместной работе над этой задачей».


Источник: www.oprf.ru

Комментарии: