14 ноября 1831 умер Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ, одна из ключевых фигур мировой философии, создатель учения, построенного на принципах «абсолютного идеализма», диалектики,

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-11-14 19:00

наука

14 ноября 1831 умер Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ, одна из ключевых фигур мировой философии, создатель учения, построенного на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма.

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЧИНЕНИЯ.

Родился Гегель в семье чиновника финансового ведомства; учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом институте, где его соучениками и друзьями были Шеллинг и Гёльдерлин.

В юности испытал увлечение философией Канта, Платона, Спинозы. К этому времени относятся первые сочинения Гегеля: «Народная религия и христианство»; «Позитивность христианской религии». Гегель критикует здесь систему институтов и догматических религиозных установлений, навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу, мысли, и означающих «непризнание любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них – разума».

До сих пор спорят, кто именно (Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин) был автором наброска «Первая программа системы немецкого идеализма», но участие Гегеля в работе несомненно.

В 1799 Гегель закончил трактат «Дух христианства и его судьба». В это время он занимается политической экономией. Социально-критическая направленность произведений молодого Гегеля неразрывно связана с происходившими в его эпоху глубинными преобразованиями отживших социальных порядков, ценностей, идеалов, институтов (следствие Великой Французской революции). Под влиянием этого главной ценностью, на которой Гегель стал основывать свою философию, стал идеал свободы.

Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801–06) отмечен:

- преподаванием в Йенском университете, сначала под руководством Шеллинга; чтением курсов по логике, метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории философии, а потом по «чистой математике», арифметике, геометрии;

- исследованиями философских систем непосредственных предшественников и современников, особенно Фихте и Шеллинга;

- попытками разработать собственную философскую систему и прежде всего поисками ее основания.

Эти поиски нашли отражение в следующих работах: «Вера и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте ее форм – в качестве философии Канта, Якоби и Фихте»; «Система нравственности»; «Йенская реальная философия».

В Йене Гегель приходит к выводу, что основополагающей частью системы должна стать новая философская дисциплина - феноменология, разработке которой посвящено итоговое сочинение йенского периода – «Феноменология духа». Гегель дописывал его уже находясь в Бамберге, куда он последовал, спасаясь от наполеоновского нашествия и где он ненадолго стал редактором «Бамбергской газеты».

Нюрнбергский период (1808–16) – один из самых продуктивных этапов творчества Гегеля.

В Нюрнберге он – директор гимназии. Самое значительное произведение этого периода – «Наука логики», которой Гегель теперь прочно отводит роль первой, основополагающей части системы. Логика при этом понималась и разрабатывалась не как формальная, а как содержательная, одновременно онтологическая и гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую функцию «изображения Бога в его вечной сущности».

В 1816–18 Гегель – профессор в Гейдельберге. В 1817 он опубликовал «Энциклопедию философских наук», содержащую абрис всей его философской системы, которая включала логику как ее основание, а также философию природы и философию духа.

С 1818 до конца жизни Гегель был профессором Берлинского университета. Главные сочинения берлинского периода: «Философия права»; 2-е и 3-е, расширенные издания «Энциклопедии».

СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ.

Зрелая философская система Гегеля – это многоэтажное здание, выстроенное на фундаменте «Науки логики» (сохраняющее при этом пропедевтическое значение «Феноменологии духа»).

Наука логики представлена в двух вариантах: «Большая логика» и 1-я часть «Энциклопедии философских наук», «Малая логика».

«Реальная философия» делится на «философию природы» и «философию духа».

Философия духа – разветвленный системный отдел философии – делится на субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Система Гегеля неотделима и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные Лекции, составленные преимущественно на основе записей его учеников и слушателей.

Главное в гегелевских Лекциях:

- по философии истории: «одухотворение» исторического процесса, превращение его в «отголосок» «шествия» абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене истории, в орудие мирового духа; акцентирование внимания на деятельности «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и деяния которых проявляется историческая необходимость; понимание истории как прогресса в осознании и достижении индивидами всё большей свободы;

- по эстетике: выявление соотношения между формой искусства и его содержанием; осмысление эстетического идеала; дифференциация форм искусства (ступеней реализации идеала) соответственно отношению формы и содержания;

- по философии религии: разделение на естественную, определенную и религию Откровения, или абсолютную религию;

- по истории философии: изображение истории философии как закономерного процесса движения мысли от абстрактного к конкретному, каждой ступени – как «момента» в историческом приближении к абсолютной истине; понимание исторического развития философии как строго соответствующего логическому строю философии и ее системному развертыванию.

Главные принципы, или основополагающие идеи философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; научность; историзм; диалектика; теологический характер.

Более специфические принципы: тождество бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность действительного и действительность разумного).

Первый принцип всего полнее реализуется в построении целостной системы. Превращение логики в основание системы есть воплощение логицизма, в рамках которого Гегель утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко все большей конкретности (бытие – сущность – понятие в собственном смысле).

Вторая часть системы Гегеля – философия природы. Она характеризуется прежде всего «единством теоретического и практического отношения к природе, реализующегося в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека», требованием рассматривать природу в ее целостности, антиредукционизмом, а также подходом к органической целостности природы как к развивающемуся целому и трактовкой природы как одного из способов самопроявления, «отражения» духа.

Третья часть системы Гегеля, философия духа – имеет в своей основе понятие абсолютного духа как «окончательной истины» и завершения всех других понятий и разделов духа – «природы», «конечного духа», логической идеи. Здесь проявляется абсолютный идеализм Гегеля.

Такие аспекты духа, как сознание, самосознание, чувственное познание, рассудок, разум, мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля разветвленность и диалектическую взаимосвязь.

Разум, мышление, толкуются:

1) согласно принципам идеалистического субстанциализма, или логицистского, сверхрационалистического идеализма;

2) как способные к саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается «осуществлением божественного разума»;

3) как такие стороны воплощения духа, которые способны достигать апогея своего развития, – это «знающий себя разум, абсолютно всеобщее».

С этим связана и знаменитая формула Гегеля, «двойной принцип»: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». В недавно найденном варианте записей лекций Гегеля эта формула звучит так: «Что разумно, станет действительным, и что действительно, станет разумным».

Двойной принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной философии, означает следующее: «Вся задача состоит в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать имманентное, субстанцию, присутствующее в ней вечное».

Принцип системности в свою очередь связан с принципом историзма, проходящего через все звенья и ступени системы.

По Гегелю, в истории философии, во множестве ее учений следует видеть одну философию: «мастером» работы тысячелетий является «единый живой дух». Исходный принцип абсолютного идеализма расшифровывается как единство научности, системности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному.

«То же самое развитие мышления, которое изображается в истории философии, изображается также и в самой философии, но здесь оно освобождено от исторических внешних обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления. Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней по существу самому система, потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себя единство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий может существовать и необходимость, и свобода целого».

Диалектика является в философии Гегеля главным теоретико-методологическим принципом; она предстает:

1) как «подлинная, собственная природа» определений рассудка, вещей и конечного вообще; всё, что нас окружает, может рассматриваться как «образец диалектики», в т.ч., напр., и движение небесных светил;

2) как общезначимый способ научного и философского познания, суть которого – преодоление изолированности различных определений, приведение их в отношение друг с другом. «Диалектика есть ... движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным»;

3) как одна из специфических сторон логики: если рассудок схватывает наличные предметы «в их определенных различиях ... то диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность». Диалектика как момент логики подразумевает как отрицание, так и переход от рассудка и «отрицающего» разума к «положительному», спекулятивному разуму. Разумное мышление «содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты» и в этом смысле Гегель называет разумное «мистическим», т.е. выводящим за пределы доступного рассудочному мышлению.

Теологический принцип философии Гегеля выражается в его убеждении, что если религия может существовать без философии, то «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя». Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену которой находится «современная религиозность», Гегель противопоставляет им «религию духа», тесно связанную с философией и в нее перетекающую.

При этом «абсолютный идеализм», являющийся основоположением философии Гегеля, «по существу не представляет собой особенности философии, а является, наоборот, основой всякого религиозного сознания, поскольку именно последнее также рассматривает совокупность всего того, что есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и управляемый Богом».

Философия Гегеля оказала громадное влияние на последующее развитие философии в 19–20 вв. (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм) и др.


Источник: iphlib.ru

Комментарии: