Вроде Бог умер, а теология осталась. Как мыслят Бога в эпоху постмодерна: Деррида, Марион, Альтицер, Ваттимо, Милбанк.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-23 18:42

Философия ИИ

Попросили преподавателя академии, кандидата философских наук Марину Хромцову рассказать (и записали), как после идеи Ницше о «смерти Бога» (Gott ist tot) и постструктурализма Деррида католические и протестантские теологи формулируют доктрину «теологии смерти Бога», или теотанатологию.

• ДЕРРИДА: бескорыстный дар

Позднее творчество Жака Деррида характеризуется своеобразным «теологическим поворотом». Он уже оформил теорию деконструкции, построенную вокруг отрицания логоцентризма, то есть единой системы неизменных истин. Это — ключ к пониманию теологии смерти Бога. Истина, по Деррида, являет себя в пробелах между устоявшимися понятиями. Поэтому мы можем обнаруживать «следы» истины, но никогда — её как таковую. Эти идеи объясняют интерес Деррида к христианской апофатике как «опыту невозможного».

Важнейшее понятие теологического поворота Деррида — идея «бескорыстного дара». Дар — наиболее неуловимая философская и теологическая идея. Она вызывает беспокойство обыденного рассудка, привыкшего к постоянной калькуляции собственных выгод. Дар христианский, чудеса, явленные Христом вырываются из порочного круга отношений обмена. Дар принципиально свободен и самообусловлен, и в этом смысле он сближается с этической доктриной Канта, также фундированной в идее Бога. Истинное гостеприимство, по Деррида — это безусловное «да» незнакомцу, выходящее за пределы законов, правил, конвенций. Деррида пишет о необходимости совершить прыжок веры в незнакомца — непознаваемого и непредсказуемого Другого.

• МАРИОН И КАПУТО: феноменология открытости

Идеи Деррида о «невозможном даре» послужили толчком к появлению концепции феноменологии «данности» французского теолога Жана-Люка Мариона. Бог не ограничивается рамками традиционных метафизических понятий, которые Марион отождествляет с идолопоклонством, проекцией на Бога человеческого опыта разумения. В рамках собственной феноменологии Марион рассуждает следующим образом. C одной стороны, Бог сохраняет дистанцию по отношению к человеку, и это положение вызывает необходимость деконструкции классических понятий теологии, воспринятых ею от метафизики — абсолюта, трансцендентности или имманентности. С другой стороны, Бог по милости своей является человеку в форме дара, причем является во всей своей полноте — в форме откровения, молитвы или литургии. И сам человек при помощи божественного дара начинает вспоминать себя, осуществляет пере-сборку собственной личности. Это позволяет Мариону говорить о свободе Бога от онтологического различения — тех самых категорий трансцендентности и имманентности.

Ученик Деррида Капуто делает акцент на открытости к безусловному. Он предлагает свой подход к деконструкции религии — «слабую теологию», согласно которой Бог являет себя не как могущественный и властный Творец, а как слабая сила, открытая человеку в своем самоумалении. Таковая «слабая сила» есть безусловное требование без принуждения.

• АЛЬТИЦЕР: христианский атеизм

Наиболее радикальный подход к идее «смерти Бога» обнаруживается в теологии Томаса Альтицера. Идеи мыслителя были вдохновлены визионерством Уильяма Блейка, деконструкцией Ницше и диалектическим подходом к истории Гегеля. Согласно Альтицеру, в действительности Бог умер в момент распятия Христа — чтобы воскреснуть в пантеистическом смысле, проникая в посюсторонний мир и тем самым преображая и Себя, и собственное творение. «Смерть Бога» наступила, когда история стала «плотью Бога».

В свете этой идеи иначе воспринимается эпоха секулярности — по Альтицеру, христианин обязан активно участвовать в преобразовании секулярного мира в соответствии с божественным «Словом» — в том числе, отделяя имманентный мир от трансцендентных установок Церкви. Тем самым христианин причащается истории как «плоти Бога». Интересно, что особую роль в этом процессе Альтицер отводит России: «Наступление универсальной истории может рассматриваться как апокалиптическое окончание… Значительнейший символический образ этого апокалиптического окончания — Христос, сошедший в ад. Святая Русь знала этого Христа лучше, чем другие народы, и поэтому русский апокалипсис — это христианский апокалипсис, даже тогда, когда воплощает собой ад».

• ВАТТИМО: этика гостеприимства

Джанни Ваттимо в своих работах продолжает развивать идею абсолютного гостеприимства. Он считает, что плюрализм межкультурных и межрелигиозных отношений в постсовременном мире создает плодотворные условия для возрождения религии, возвращения её ценности. В ситуации ослабления «сильных структур бытия», связанных с утверждением универсальных истин, с попытками обнаружить последнее основание, действительное для всех, всеобщие базовые ценности могут возникать только на основе взаимопонимания, уважения, диалогического консенсуса. В силу этого именно этика гостеприимства становится новой перспективой в дальнейшем развитии культуры постмодерна.

• МИЛБАНК: радикальная ортодоксия

По мнению лидера направления «радикальная ортодоксия» Джона Милбанка деконструкция тупиковых путей теологии и философии (светского гуманизма и фундаментализма) даст хорошую возможность для богословия стать метадискурсом.

Переосмысление идей постмодернизма открывает новые возможности для свидетельства о христианской вере в современном мире. Отвергнув язык метафизики, теология возвращается к своим истокам, к не-метафизическому видению, что предоставляет возможности сохранить верность изначальному смыслу христианства. Приверженцы идей Жака Деррида указывают, что деконструкция является вариантом богословской стратегии в условиях постмодернизма.

Комментарии: