Почему мы смеемся в трудные времена?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-24 16:54

Психология

«Возвращение юмора — верный признак того, что человек выздоравливает, потому что найти смешное в непростой ситуации означает уметь дистанцироваться, уметь управлять собой, уметь воспринимать происходящее с разных сторон, а это и есть основа здоровой человеческой жизни», — считает доктор Стивен Гимбел, профессор, эксперт по философии юмора.

Почему мы смеемся в трудные времена?

Первый квартал 2020 года войдет в учебники как период, когда в жизни людей всего мира доминировал COVID-19. Спортивные залы, фитнес-центры, конференц-холлы, школы, университеты, рестораны и бары, развлекательные заведения и подобные «второстепенные» предприятия вынужденно закрывались или экстренно меняли режим и порядок работы.

Людей просили соблюдать правила самоизоляции или придерживаться социального дистанцирования, чтобы замедлить распространение вируса. Врачи, младший медицинский персонал, службы экстренного реагирования, санитарные работники и работники сферы общественного питания оказались на передовой и бросили все силы на помощь людям.

Без преувеличения можно сказать, что после этих месяцев неуверенности, страха, финансовой и информационной зависимости мы оказались в другом мире. И привыкаем к новому образу жизни, а наше восприятие происходящего постепенно меняет тональность. Смешные анекдоты и шутки возвращаются. Возможно, это происходит из-за принятия бессилия перед ситуацией и понимания, что от нас мало что зависит.

В исторической ретроспективе всплеск народного юмора — признак не самых лучших времен. При этом юмор был и остается одним из здоровых и эффективных методов взглянуть на трудности под другим углом. Он словно расширяет перспективу и помогает отстраниться от кризисной ситуации. Однако нужно учитывать, что тем, кто эмоционально погрузился в кризис, тяжело воспринимать шутки на эту тему. Так происходит потому, что человек на уровне эмоций ощущает себя слитым с проблемной ситуацией.

Психологи рекомендуют воздержаться от шуток с теми, кто в данную минуту переживает трудные времена и болезненно реагирует на происходящее. Со временем дистанция между проблемой и человеком увеличивается, и тогда начинает работать терапевтический эффект смеха.

В стрессовый период полезно обратиться к юмору или сарказму, если это позволит почувствовать себя счастливее. Такой юмор не обесценивает ситуацию, а позволяет абстрагироваться и дает возможность «перевести дыхание». Как отметил профессор Гимбел, когда человек обменивается шуткой с другими, появляется ощущение близости.

Даже когда на наших глазах происходит нечто смешное, мы непроизвольно оборачиваемся, чтобы увидеть, заметил ли это кто-то еще. И если такие находятся, то хихикать начинают все вместе. Эта связь рождается с юмором и создает ощущение единства. Шутки забавны, потому что основаны на общих впечатлениях: воспоминаниях, пережитом опыте, общественных ценностях и всенародных убеждениях.

У юмора есть нейробиологический аспект. Смех приносит радость и удовольствие, которые связаны с мыслями — познанием, и чувствами — эмоциями. Когда люди заставляют других смеяться, между ними возникает симпатия, основанная на радостных мыслях и чувствах.

Теории смеха 

Единой точки зрения о том, что такое юмор и как он работает, нет до сих пор, хотя этими вопросами человечество задавалось еще в древности.

Платон: теория превосходства

Эта теория утверждала, что смех возникает тогда, когда мы чувствуем себя менее глупыми, уродливыми, несчастными или слабыми по сравнению с окружающими. Платон считал юмор негативным явлением, потому что в его основе лежит злоба и зависть. Смех часто вызван несчастьем или неудачей других или шутками над стоящими ниже по положению. К этой же категории относятся расистские и запугивающие шутки, то есть агрессивный юмор.

И хотя Платон детально не изучал природу смешного, он пришел к весьма важному выводу, что смех может иметь серьезные последствия, в том числе и для жизни целого государства.

Аристотель: теория игры

Аристотель рассматривал шутки как проявление «образованного высокомерия». Он отмечал такие черты комического: «Смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее вреда и ни для кого не пагубное». По мнению философа, юмор предполагает игру слов или предметов.

Для детей естественно играть и смеяться, а взрослые теряют эту способность. Вместо физической игры взрослые играют словами и мыслями, то есть шутят. Аристотель стал первым, кто ввел понятие об эффекте неожиданного или триггерного смеха. Эта идея была напрочь забыта его последователями и нашла поддержку только через две тысячи лет в работах Канта и Шопенгауэра. В отличие от Платона Аристотель допускал, что в умеренных количествах юмор может быть полезным.

Почему мы смеемся в трудные времена?

Фрейд: теория утешения

Фрейд рассматривал смех прежде всего как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение. Согласно этой концепции, смех — следствие сильной эмоции, и, смеясь, человек «освобождается» от эмоционального груза. Обладающий чувством юмора постоянно шутит для того, чтобы избежать негативных эмоций, уйти от несовершенной действительности и таким образом продемонстрировать свою неуязвимость.

Шутка — это когнитивное высвобождение желания посредством слова, а не действия. Накопление в нашем сознании чего-то страшного не происходит бесконечно. Это тяжелый груз, от которого нужно периодически освобождаться. Юмор снимает напряжение и вызывает смех. И это совершенно здоровая и правильная реакция человеческой психики.

Теория несоответствия

Многие теоретики считают, что это самая популярная теория юмора. По этой теории юмор порождают предметы или ситуации, которые не подходят друг другу, и именно этот факт вызывает смех. По сути, человек смеется тогда, когда наблюдает со стороны абсурдное явление, подчеркнутое несоответствие героя и происходящего с ним. Эта теория хороша тем, что оправдывает почти любой, даже черный, юмор, так как не ищет в нем оскорбительного подтекста.

Эти теории помогают понять, почему людям свойственно шутить в трудные времена. Разумеется, нынешний кризис со здоровьем — не повод для смеха, но при этом юмор помогает высвободить позитивные нейрохимические вещества в мозге и поддерживает социальные связи, которые жизненно важны в трудный период.

Как только человек сможет внутренне отстраниться от стрессовой ситуации и увидеть ее по-новому, смысл найдется даже в негативных обстоятельствах. Смех помогает воспринимать проблему под другим углом зрения, и это нередко приводит к эмоциональному исцелению. Но при этом нужно понимать, что в некоторых обстоятельствах юмор становится травматичным.

Недаром доктор Гимбел сравнивает его со швейцарским армейским ножом: «Юмор — это не примитивный инструмент, это «мультитул», который можно использовать для любого количества целей».

Очевидно, что в кризисной ситуации юмор может быть как полезным, так и вредным. И рассказывая новую шутку или отправляя кому-то забавный мем, нужно тонко чувствовать потенциальную пользу или вред нашего юмора. В этом заключается понимание ценностей и потребностей не только близких людей, но и общества. Эмоциональная безопасность так же востребована, как и мир во всем мире.

Поделитесь с нами своим мнением


Источник: www.psychologies.ru

Комментарии: