Основные определения познавательных процессов. (Валерий Петухов)

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-11 08:00

Работа разума

Психические и в частности познавательные процессы начал выделять ещё Аристотель, он их называл способностями души (душа в познании делима на части). Так вот части (способности) души это и есть психические процессы. По крайней мере шесть процессов. Но есть недоразумение. Бывают процессы, которые всегда включаются в разряд познавательных. Например, ощущение, мышление, восприятие всегда включаются. Память всегда включается в разряд познавательных. Если у человека нет опыта, то для него каждая ситуация нова и жить практически невозможно. Память иногда называют процессом универсальным (Веккер называл «сквозным»). Процессы как память участвуют не только в познании, но проходят сквозь всю жизнь вообще. Или скажем, что бы человек не делал, он должен быть внимателен. Но некоторые психологи включают внимание в познавательные, а некоторые исключают и помещают внимание в какой-нибудь другой раздел.

Все процессы мы разделим на две группы: собственно познавательные, то есть такие, результатом которых является знание – это ощущение, восприятие и мышление. А вторая группа психических процессов – это универсальные психические или сквозные процессы – это память, внимание, воображение.

Ощущение это отражение свойств. Особенности ощущений или их характеристики. Их три: а) Сенсорное качество – ощущения различаются по специфической модальности (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), имеют качественную определенность.

б) Ощущения имеют количественную характеристику, это их интенсивность (цвет может иметь различную яркость, звук различную громкость); интенсивность воспринимаемых раздражителей ограничена (грубо говоря, снизу и сверху); не всякий тихий звук мы услышим, мы начинаем слышать с какой-то определенной величины; и эти пределы называются порогами чувствительности.

в) Пространственно-временная протяженность; ощущения взаимодействуют; только в лабораторном эксперименте предъявляются изолированные звуки или отдельные цветовые пятна, а в реальности происходят взаимодействия; например, могут смешиваться различные цвета в какие-то новые. Или если долго предъявлять какой-то стимул происходит адаптация – это постепенное изменение (понижение или повышение) чувствительности при постоянном воздействии раздражителя. Например, при входе со света в темную комнату 40 минут идёт темновая адаптация.

Восприятие обладает пятью характеристиками.

а) Самое очевидное: наличие сенсорных качеств; образ обладает сенсорными качествами; образ полимодален, т.е. представлен одновременно в различных сферах сенсорики.

б) Основное: это целостность образа или, если использовать оригинал, гештальтность (неделимость на части, иногда это называют структурностью образа); не то чтобы образ целостная структура, это так, но можно сказать больше. Наблюдаемая реальность представляет собой перцептивное поле, в котором есть фигуры и фон. Реально у фигуры и у фона один и тот же контур. А в восприятии контур принадлежит фигуре и есть особые упражнения. Если хочешь увидеть что-то новое, обведи фигуру мысленно по контуру и поменяй фигуру и фон местами.

в) Константность – это сохранение свойств видимого образа. Фигура по сравнению с фоном несколько приближена к испытуемому, кажется больше, чем это соответствует геометрии зрения.

г) Предметность образа. Предметность теряется, скажем, в инвертирующих очках. д) Индивидуальность образа. Иногда это же называют перцептивной установкой.

А, б, в – свойства натурального восприятия, есть и у животных, эти свойства врожденны. Г приобретаемое всеми свойство. Д отличает нас друг от друга.

Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов.

Все психические процессы были разделены на:

А) Собственно-познавательные

1. Ощущение: а) Модальность, б) Интенсивность, в) Пространственно-временная протяженность.

2. Восприятие: а) Сенсорные качества, б) Целостность, в) Константность, г) Предметность, д) Индивидуальность

Если показать, например, марсианину кусочек мела у него возник бы вопрос: каково содержание перцептивного образа? Попробуем снять предметные значения, что останется? Останется чувственная ткань (первичные образы ещё не наделенные предметным значением). Пожалуй, самый яркий исследователь восприятия Джеймс Гибсон то, что мы видим, но можем не понимать, именовал «визуальным полем». Перевернуть вверх ногами изменится предметное содержание, а чувственная ткань как была так и останется. Стреттон исследовал, можно ли из чувственной ткани построить новый предметный мир. Предметные значения могут быть построены, если испытуемый имеет конкретную практику. Когда мы воспринимаем мир, мы всегда готовы (настроены). Значит, у нас есть собственный индивидуальный опыт, есть некоторые нормы восприятия окружающего мира (общие для всех или индивидуальные).

3. Мышление. Единица мышления – понятие, у понятия три признака (обобщение, наличие средств, содержание понятия, существенные свойства предметов). Мышление – это обобщенное и опосредствованное познание существенных свойств реальности. Сразу же возникает самая старинная но и увлекательная проблема – связи мышления с восприятием.

Теперь мы уже оставляем философские определения, которые послужили основой, и включаем психологический материал. Первая школа экспериментального изучения мышления была создана в г. Вюрцбурге. Основатель Отто Кюльпе. Основное открытие вюрцбургской школы. Они давали испытуемому самые простые задачки (подбери к одному слову родственное другое; пойми смысл привычной известной пословицы).

Общий вывод: смысл не зависит от образов. Это первый психологический вывод о мышлении. Мышление отличается от восприятия. Проще говоря, если человек понимает смысл (скажем, пословицы), то он его может выразить в разных образах и разными словами. Когда человек понимает смысл, то этот смысл не зависит от его оформления. А потом (в конце 60-х г.) возникла проблема. Тогда вышла книга Рудольфа Арнхейма «Визуальное мышление», по-русски означает зрительное, перцептивное, наглядное мышление. Арнхейм вдруг утверждает, что мышление связано с образами.

Так кто же прав Кюльпе или Арнхейм? Когда говорят великие люди, то вопрос кто прав не правилен. Великие говорят о разном. Суть в том, что Кюльпе и вюрцбургская школа говорят об одном виде мышления, Арнхейм – о другом.

Можно ли одновременно решать творческую задачу и давать об этом отчет? Конечно невозможно. Так простой вывод, вюрцбургские ученые давали испытуемым не творческие задачи, а стереотипные (шаблонные, на репродукцию) задачи. Поэтому испытуемые и могли давать отчет. Если мышление репродуктивно, если смысл действительно понятен испытуемому, то смысл не зависит от образов. Кюльпе прав, но прав и Арнхейм. Арнхейм имеет ввиду продуктивное, то есть творческое мышление. Когда мы мыслим продуктивно, когда есть проблема: «как высказать мысль, как её показать, как её отразить?»; продуктивное творческое мышление является образным (связанным с восприятием). Л.С.Выготский выражал это так: пока не найдешь слово, не поймешь мысль (пока не выразишь мысль в слове, не найдешь образного воплощения смысла).

Б) Универсальные (сквозные) процессы. Память, внимание, воображение – что общего? Общим у этих процессов является понятие психического времени. Слева говорили о познавательных содержаниях. Если разделить слово на со и держание, то можем сказать. Любое значение в каждый данный момент надо держать во времени. У познания есть простейшее условие. Для того, чтобы познание осуществлялось нужен опыт, то есть нужно продолжение во времени (память – в прошлом времени; внимание – в настоящем; воображение – в будущем).

1. Память- это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения опыта. Можно было бы сказать прошлого опыта. В самый первый момент на сетчатке нашего глаза удерживается всё, но это происходит доли секунды. Как только начинается переработка, наступает и отбор. Чтобы сохранить материал, нужно быть какое-то время сосредоточенным.

2. Внимание - это процесс отбора (селекции) материала и сосредоточения (удержания) на нём. Хотите испытать теорию на прочность, спросите теоретики как они относятся к вниманию. Некоторые теоретики как бы считают внимание лишним и отбрасывают его.

3. Воображение – это процесс преобразования реальности или представления о ней. Воображение имеет основную функцию прогнозирования (предсказания, предвосхищение, умение забежать вперёд и т.д.). Прогнозирование есть признак психики вообще. Поэтому у некоторых психологов есть вопрос: зачем выделять такие процессы? Они разумеются сами собой. Хотя очевидно, что быть внимательным вообще говоря не естественно. Отбор материала – это его преобразования, а сосредоточение на материале происходит, потому что он постоянно меняется. Можно длительное время смотреть на пламя костра, поверхность реки, потому что они естественным образом преобразуются. Преобразовывать что-то самостоятельно значит черпать из данного новое.

Почему Тарковский всё время снимает в своих фильмах воду, ветер и огонь? Психоаналитик бы сказал, что из-за огромных ассоциаций и т.д. А когнитивный психолог скучный, но справедливый. Потому снимал, что эти объекты привлекают естественное внимание и они легко преобразуются. Кино Голливуда 30-х годов это бихевиоральное кино. Кино 50,60-х (Бергман, Феллини) это аналитическое кино, там надо долго сидеть и разгадывать в чём дело. Кино Тарковского не надо разгадывать, надо наблюдать и при этом не думать о том что это означает, это гештальткино.

В мышлении единица – понятие (значение, знак). В мышлении всё надо дешифровать. А единица воображения – образ (символ). Воображение не нуждается в дешифровке. Творческие открытия людям приходят в виде образов (Менделеев заядлый пасьянщик; Яблочков сидит в кафе и крутит два карандаша, в какой-то момент они кладутся параллельно, ему бросаются в глаза образ, он берёт и зарисовывает анод и катод). Классический пример, связанный с финским химиком Кекуле. Он трудился за городом, жил в загородном доме, размышлял о своей проблеме, которая состояла в том, что есть какое-то соединение, в котором атомы углерода как-то расположены (какая-то должна быть структура, какой-то образ). И вот финский химик отдыхая после обеда смотрит на огонь в камине и как иногда бывает он немного задремал. На сетчатках глаз остались следы наблюдаемого пламени (яркие интересные полоски, пятна и т.д.). В какой- то момент Кекуле замечает, что это не просто следы пламени, а это маленькие змейки, которые танцуют, которые исполняют хаотический танец. В следующий момент он замечает, что змейки пытаются укусить себя за хвост. Дрёма ушла, Кекуле бросается к письменному столу и зарисовывает молекулу бензола.

Слово образ встретили два раза. Когда говорили о восприятии и о мышлении. В русском языке это одно и то же слово образ, я английском – два разных. О восприятии - «перцепт» (изображение реального предмета). А применительно к воображению слово образ переводим как «имидж» (обобщенный образ).

Третий вопрос. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания:

Есть два понятия у слова образ – конкретный образ предмета, вещи с её значением и имидж, обобщенный образ. Последнее, что сделал А.Н.Леонтьев – предложил своим работникам одно важное понятие. Такая мысль приходила очень многим в ХХ в., но она пришла и Леонтьеву. Для того, чтобы увидеть конкретный образ (перцепт вещи) надо иметь образ реальности в целом. Леонтьев говорил, что личностью мы так или иначе занимаемся, мы не можем ей не заниматься, а вот заниматься познанием нас надо немножко заставлять. Своих учеников он заставлял, называл их «перцептивщиками» (В.В.Столин, А.Д.Логвиненко, И.Н.Джафаров). Суть идеи такова: для того чтобы иметь перцепт надо иметь имидж. Чтобы иметь конкретный образ, надо иметь образ реальности вообще. Образ мира (миропредставление, миропонимание).

Первое различение. Перцепция восприятия относится к области познания. Мир познавательных образов.

А образ мира выходит за пределы познания, образ мира это условие познания он включает в себя три компонента: познавательный, аффективный и волевой. Образ мира аффективно подкреплён. В отличие от бытовых ссор, научный диспут – это не только познание, но аффективно закрепленное и готовность действовать. Галилею приписывают: «И всё-таки она вертится!» Галилей сказал: «Если планеты движутся не по окружностям, то я – не ученый». Таков образ мира Галилея (либо мир устроен так, либо он отказывается познавать).

Второе отличие. Мир образов (перцептов) модально специфичен. Образы всегда имеют модальную специфику (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и др.). Образы чувственны. А образ мира амодален (буквально - не имеет модальности). Когда Леонтьев говорит об образе мира, то говорит не только о восприятии, ведь модально специфичным является восприятие. А Леонтьев говорит; образ мира выходит за пределы восприятия, измеряется в предметных значениях. Вряд ли возможно описать предметное значение на модально-специфичном языке. Амодальность – это не значит отсутствие модальности. Имидж тоже бывает представлен чувственно (змейка и Кекуле, карандаши у Яблочкова, воздушный змей у Франклин). Имидж безразличен к своей модальности. Образ-символ требует чувственного закрепления, но эта модальность может быть представлена любой. Эйнштейн говорил, что идеи (принцип решения задачи) к нему приходят через мускулы. Вывод простой – у символа должна быть чувственная представленность, но она может быть любой.

И наконец. Мир образов (перцептивный мир) относительно стабилен. Это как бы мир перцептивных категорий. Изменить его бывает довольно сложно (нужно столкновения с какими-то неожиданными ситуациями, для того чтобы поменялись предметные значения). Образ мира же в принципе динамичен. Образ мира это источник психической активности. Пикассо, который осваивает разные жанры живописи и в каждом жанре достигает высоких результатов. В музыке это Стравинский, который начинал с классики, интересовался джазом (сменил в своей профессиональной жизни несколько разных миропредставлений). В театре это Мейерхольд, который тоже был учеником Станиславского и режиссером-новатором и т.д. Эти яркие примеры должны продемонстрировать более общую вещь – образм мира готов к изменениям. #ub_art

Комментарии: