О СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Вера в неоднократность земной жизни до определённой степени всегда присутствовала в западноевропейских традициях. К её сторонникам причисляли себя многие великие поэты и мыслители уже потому, что она давала убедительный ответ на вопрос, где же в жизни можно найти справедливость. Если мы без лишних слов примем то, что наша сегодняшняя жизнь судьбоносно связана с прошлыми и, конечно, с будущими существованиями, то нам придётся многое переосмыслить. Поэтому Фридрих Ницше абсолютно справедливо называл ответ на вопрос, живём ли мы на Земле только один раз, «поворотным пунктом в истории человечества».

Итак, живём ли мы на Земле неоднократно?

Первоочередным и «базисным» аргументом против перевоплощения является отсутствие воспоминаний. Если исходить из того, что когда-то в прошлое время — и быть может, даже неоднократно — мы уже жили на Земле, то вполне естественно было бы ожидать, что мы можем и вспомнить об этом!

С другой стороны, мы полагаем, что сознание человека неразрывно связано с телесным мозгом, чьи серые клетки после смерти, как известно, распадаются, превращаясь в пыль, и вследствие этого не могут сохранить никаких воспоминаний о другой жизни. Более того, любое религиозное представление об «инкарнации» сознания было бы иллюзией. Ведь эта «инкарнация» означала бы, что нечто нефизическое «входит в плоть». Однако если рассматривать сознание как телесный, то есть физический процесс, тогда нет ничего, что могло бы таинственным образом «странствовать» из одного тела в другое.

Отсюда вы видите, многоуважаемые дамы и господа, что нам нужно основательно задуматься о природе человеческого сознания, прежде чем начать размышлять о том, как же «функционирует» реинкарнация.

Впечатляющая тема, которой научная точка зрения до сих пор относительно беспомощно пытается противостоять.

Хотя известно, что наше человеческое самосознание каким-то образом связано с удивительными серыми клетками под крышкой черепа, оно по-прежнему остаётся явлением непознанным. Сознание также невозможно создать или воспроизвести с помощью современных компьютерных технологий, оно может быть лишь измерено или описано в его проявлениях. На смену первоначальному оптимизму в исследованиях мозга и кибернетике к учёным со временем пришло понимание того, что живое сознание работает совершенно на другом базисе, чем любой, даже самый быстрый, компьютер. Вот только на каком именно?

«Взрывоопасный» характер этого вопроса при поверхностном взгляде не столь очевиден, однако именно он, как никакой другой, рассорил материалистически ориентированных людей с теми, чьё мировоззрение не ограничено миром, познаваемым с помощью пяти чувств.

Если мы задумаемся о самосознании, которое кажется нам таким естественным и отличает «духовную сущность человека», если мы займёмся внутренними событиями, которые позволяют нам познавать мир и самих себя, то в первую очередь натолкнёмся на нашу осознанную мыслительную способность.

Французский философ Рене Декарт в середине XVII века сформулировал своё знаменитое выражение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Тогда он исходил из того, что человеческое сознание не имеет отношения к телу, но есть свойство души.

Тот факт, что так называемая душа есть нечто нефизическое, до недавнего времени был ясен, собственно, каждому человеку. Целые поколения учёных прежде даже предполагали, что в душевном содержатся и телесные функции, не находя, конечно, этому потребного для материализма надёжного доказательства.

Все наши личные сознательные опыты показывают, что душа должна быть чем-то независимым от физического тела. Всего один пример: кто не знает людей, которые вплоть до глубокой старости остаются, как говорится, «бодрыми духом»? В то время как их работоспособность всё больше ослабевает, часто доходя до абсолютного минимума, внутренне они по-прежнему пребывают в наилучшем состоянии, излучая мудрость и зрелость. Такие люди не только вызывают удивление, но и являются живым доказательством того, что наше духовное сознание действует независимо от нашего физического тела. В противном случае неизбежное старение каждой клетки проявлялось бы не только телесно, но и, безусловно, на психическом уровне. Однако мы точно знаем, что наше «я» остаётся самостоятельным независимо от нашего биологического возраста. Оно не изменяется вместе с телом, а созревает на основе приобретаемого нами опыта. При этом мы всегда остаёмся самими собой!

Такое загадочное самосознание человека происходит не из физического процесса развития, а из его собственного внутреннего мира. И если обдумать это как следует, окажется, что когда говорят о «типично человеческом», то имеют в виду не только декартовское «Я мыслю, следовательно, я существую». Другими словами, подразумевается не одна лишь наша мыслительная способность, но и то, что человеческая духовность охватывает все способности, коренящиеся в нашем внутреннем мире, например любовь и справедливость, чувство ответственности, нашу способность к добродетели и стремление к искусству и культуре. Это духовная сила ощущений, делающая человека собственно человеком.

Все эти понятия нельзя удовлетворительно объяснить с чисто материалистических позиций. И тот, кто хочет логически завершить эти размышления о собственном «я», должен, по моему мнению, прийти к выводу, что человеческое самосознание является чем-то самостоятельным, независимым от физического тела. Оно связано не с материей, а с нематериальной душой, которая в определённой степени есть место нахождения сознания.

Вернер Гуемер

Комментарии: