Этика становления постчеловеком

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-10-27 21:02

Трансгуманизм

Иллюстрации: fesq

27 октября 2020 / Дэвид Роден / 0

Этика становления постчеловеком

Совре­мен­ные транс­гу­ма­ни­сты счи­та­ют, что чело­ве­че­скую и нече­ло­ве­че­скую при­ро­ды нуж­но пере­стро­ить, при­чем сопут­ству­ю­щие изме­не­ния долж­ны спо­соб­ство­вать улуч­ше­нию каче­ства жиз­ни живых существ. Рабо­ты в сфе­ре транс­гу­ма­низ­ма соче­та­ют в себе раци­о­наль­ный гума­низм эпо­хи Про­све­ще­ния и про­па­ган­ду транс­фор­ма­ци­он­ных воз­мож­но­стей нано?, био- и инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, а так­же когни­ти­ви­сти­ки (эти обла­сти фор­ми­ру­ют НБИК-тех­но­ло­гии). С точ­ки зре­ния убеж­ден­ных сто­рон­ни­ков транс­гу­ма­низ­ма кон­вер­ген­ция НБИК-тех­но­ло­гий при­не­сет «мор­фо­ло­ги­че­скую сво­бо­ду», кото­рая поз­во­лит пере­стро­ить разум и тело, изба­вит нас от недо­стат­ков, даст воз­мож­ность упре­дить экзи­стен­ци­аль­ные рис­ки и поло­жит конец вар­вар­ству Дар­ви­на с его неиз­ме­нен­ной чело­ве­че­ской при­ро­дой.

Для транс­гу­ма­ни­стов улуч­ше­ние когни­тив­ных спо­соб­но­стей — это важ­ней­шее усло­вие для дости­же­ния дру­гих тех­ни­че­ски про­грес­сив­ных целей. Неко­то­рые сто­рон­ни­ки дви­же­ния верят, что при­дет день, когда все люди смо­гут вос­поль­зо­вать­ся бла­га­ми улуч­шен­ных когни­тив­ных спо­соб­но­стей — как путем опти­ми­за­ции соб­ствен­ных био­ло­ги­че­ских меха­низ­мов, так и бла­го­да­ря вза­и­мо­дей­ствию с систе­ма­ми обра­бот­ки инфор­ма­ции (Bostrom, Sandberg, 2006). Так, по мне­нию Рэй­мон­да Курцвей­ла, мик­ро­элек­три­че­ские ней­ро­про­те­зы будут уста­нав­ли­вать связь меж­ду нашим моз­гом и инфор­ма­ци­он­ны­ми систе­ма­ми либо робо­тех­ни­че­ски­ми устрой­ства­ми, что­бы созда­вать пост-био­ло­ги­че­ские экзо­лич­но­сти или экзо­те­ла (Kurzweil, 2005, стр. 317)1.

Неко­то­рые так­же счи­та­ют, что кон­вер­ген­ция НБИК-тех­но­ло­гий не толь­ко повы­сит уро­вень интел­лек­та сре­ди ныне живу­щих людей, но и под­ни­мет до новых высот каче­ство умствен­но­го про­цес­са в целом. Фило­соф Дэвид Чал­мерс пола­га­ет, что это­го мож­но достичь, если сде­лать уси­ли­те­ли когни­тив­ных функ­ций рас­ши­ря­е­мы­ми. По его сло­вам, метод явля­ет­ся рас­ши­ря­е­мым, если его совер­шен­ство­ва­ние при­во­дит к появ­ле­нию «более умных систем» (Chalmers, 2009)1. Так, если в резуль­та­те при­ме­не­ния мето­да полу­ча­ет­ся создать сверх­ра­зум­ную маши­ну (ИИ), такой метод может быть рас­ши­рен самим ИИ, что­бы затем создать еще более про­дви­ну­тый интел­лект (ИИ+), кото­рый смо­жет скон­стру­и­ро­вать гораз­до более совер­шен­ный интел­лект (ИИ++). Такой стре­ми­тель­ный рост воз­мож­но­стей умствен­но­го про­цес­са оста­вил бы чело­ве­че­ский потен­ци­ал дале­ко поза­ди2.

Про­грам­мист и писа­тель-фан­таст Вер­нор Виндж в сво­ей попу­ляр­ной ста­тье 1993 года назвал этот порог рекур­сив­но­го совер­шен­ство­ва­ния «тех­но­ло­ги­че­ской син­гу­ляр­но­стью». По мне­нию Вин­джа, син­гу­ляр­ность будет бес­пре­це­дент­ным «транс­цен­дент­ным собы­ти­ем», кото­рое изме­нит мир таким обра­зом, что суще­ству­ю­щие моде­ли про­гно­зи­ро­ва­ния ока­жут­ся неэф­фек­тив­ны­ми. Писа­тель счи­та­ет, что для осо­зна­ния рас­пре­де­ле­ния пост­син­гу­ляр­но­сти вер­нее все­го будет про­ве­сти парал­ле­ли с появ­ле­ни­ем ран­не­го транс­фор­ма­ци­он­но­го интел­лек­та: «[Что] про­изой­дет спу­стя пару дней или меся­цев? Могу лишь при­ве­сти ана­ло­гию: слу­чит­ся рас­цвет чело­ве­че­ства» (Vinge, 1993).

Ана­ло­гия Вин­джа наме­ка­ет, что наши пер­спек­ти­вы в деле позна­ния пост­син­гу­ляр­но­го разу­ма мож­но срав­нить с поту­га­ми кры­сы или при­ма­та, кото­рые, не имея чет­ких про­по­зи­ци­о­наль­ных уста­но­вок, пыта­ют­ся осмыс­лить пра­во­су­дие, тео­рию чисел и обще­ствен­ный транс­порт. Эта пози­ция иллю­стри­ру­ет непри­ме­ча­тель­ное фило­соф­ское тече­ние, кото­рое я назы­ваю «спе­ку­ля­тив­ным пост­гу­ма­низ­мом» (СП). Сто­рон­ни­ки это­го тече­ния счи­та­ют, что потом­ки ныне живу­щих людей могут пере­стать быть людь­ми в силу про­дол­жи­тель­но­го тех­ни­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ния. Поня­тие потом­ствен­но­сти здесь мож­но тол­ко­вать по-раз­но­му, ведь к реле­вант­ным сущ­но­стям мож­но отне­сти наших био­ло­ги­че­ских потом­ков или существ, кото­рые появи­лись при помо­щи тех­ни­че­ских меди­а­то­ров (ИИ, син­те­ти­че­ские фор­мы жиз­ни, загруз­ка созна­ния и т. д.).

В рам­ках СП такое буду­щее явля­ет­ся воз­мож­ным в тех­ни­че­ском и мета­фи­зи­че­ском смыс­лах. При этом не утвер­жда­ет­ся, буд­то пост­че­ло­век улуч­шит состо­я­ние чело­ве­ка или что появит­ся общая кон­цеп­ция для оцен­ки жиз­ней двух этих существ. Так, Виндж счи­та­ет, что сверх­ра­зум­ный ИИ++ может и не осо­зна­вать себя в каче­стве устой­чи­во­го «субъ­ек­та». Фило­со­фы-посткан­ти­ан­цы, ско­рее все­го, отне­сут­ся к такой воз­мож­но­сти со скеп­си­сом. По боль­шо­му сче­ту, обла­да­ние субъ­ект­но­стью или Dasein — это усло­вие нали­чия обще­го интел­лек­та, поэто­му о нем нель­зя гово­рить в кон­тек­сте бес­субъ­ект­но­го пост­че­ло­ве­ка (гер­ме­нев­ти­че­ская вари­а­ция этой кри­ти­ки от Дональ­да Дэвид­со­на будет рас­смот­ре­на ниже).

Впро­чем, спра­вед­ли­вость этих заме­ча­ний зави­сит от сле­ду­ю­ще­го.

  • Область пред­по­ла­га­е­мо­го выче­та усло­вий опы­та.
  • Леги­тим­ность транс­цен­дент­ной мето­ди­ки в про­ти­во­вес, напри­мер, нату­ра­ли­сти­че­ским изло­же­ни­ям субъ­ект­но­сти и позна­ния.

Если нам удаст­ся раци­о­на­ли­зи­ро­вать (naturalize) субъ­ект­ность путем ана­ли­за в кон­тек­сте ее при­чин­но-функ­ци­о­наль­ной роли, тогда будет вер­но рас­суж­дать о цели зна­че­ний дру­гих полей. Даже если Dasein нуж­но всем носи­те­лям интел­лек­та, это не озна­ча­ет, что все «спо­со­бы бытия в мире» рав­но­цен­ны или вза­им­но пости­жи­мы. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что наше Dasein суще­ству­ет в про­стран­ствен­но-вре­мен­ной зоне (мате­ри­аль­ной сущ­но­сти и живом насто­я­щем). Пост­че­ло­ве­че­ский рое­вой интел­лект, состо­я­щий из мно­же­ства мобиль­ных групп, мог бы рас­пре­де­лять мас­су или при­сут­ствие, что­бы обес­пе­чить ресур­са­ми несколь­ко пото­ков обра­бот­ки в раз­ных изме­ре­ни­ях (presents). Ско­рее все­го, нам не удаст­ся в пол­ной мере пред­ста­вить или опи­сать такую фено­ме­но­ло­гию, одна­ко наша неспо­соб­ность пред­ста­вить опре­де­лен­ное собы­тие не озна­ча­ет его невоз­мож­ность.

Утвер­жде­ние Вин­джа о том, что пост­че­ло­ве­че­ская реаль­ность может «слиш­ком силь­но отли­чать­ся, что­бы оце­ни­вать ее с уче­том клас­си­че­ской кон­цеп­ции добра и зла», кажет­ся обос­но­ван­ным (Vinge, 1993). Обще­ствен­ные эти­че­ские рам­ки в свет­ской демо­кра­тии пред­по­ла­га­ют, что у кан­ди­да­тов на выне­се­ние по отно­ше­нию к ним нрав­ствен­но­го суж­де­ния наблю­да­ет­ся схо­жая фено­ме­но­ло­гия в кон­тек­сте спо­соб­но­сти живых существ испы­ты­вать боль, страх или насла­жде­ние. Нрав­ствен­ные кон­цеп­ции, такие как авто­ном­ность, кото­рая пред­по­ла­га­ет нали­чие у суще­ства лич­но­сти, могут быть непри­ме­ни­мы по отно­ше­нию к бес­субъ­ект­но­му пост­че­ло­ве­ку.

Мы видим, что цели транс­гу­ма­ни­стов, в том чис­ле мор­фо­ло­ги­че­ская сво­бо­да и устра­не­ние боли в при­ро­де, ухо­дят кор­ня­ми в эти обще­ствен­ные эти­че­ские рам­ки, в част­но­сти ути­ли­та­ризм и либе­ра­лизм. Какие меры в таком слу­чае нуж­но будет при­нять транс­гу­ма­ни­стам при наступ­ле­нии воз­мож­но­го сце­на­рия, в кото­ром их поли­ти­ки смо­гут поро­дить существ, чья фено­ме­но­ло­гия и мыс­ли­тель­ный про­цесс пре­взой­дут воз­мож­но­сти наше­го оце­ноч­но­го и гер­ме­нев­ти­че­ско­го вос­при­я­тия?

С уче­том СП скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что у транс­гу­ма­ни­ста есть два набо­ра поли­тик на слу­чай появ­ле­ния пост-чело­ве­ка.

Рас­смот­ре­ние (Accounting) — оцен­ка эти­че­ских аспек­тов прин­ци­пи­аль­но чуже­род­ных пост­лю­дей.

Игно­ри­ро­ва­ние (Discounting) — при­зна­ние невоз­мож­но­сти оцен­ки чуже­род­ных пост­лю­дей и лише­ние таких пост­син­гу­ляр­ных сце­на­ри­ев како­го-либо ана­ли­за рис­ков в отно­ше­нии НБИК-тех­но­ло­гий.

Игно­ри­ро­ва­ние мож­но назвать без­от­вет­ствен­ной с точ­ки зре­ния нрав­ствен­но­сти стра­те­ги­ей, если учесть воз­мож­ное вме­ша­тель­ство транс­гу­ма­низ­ма в про­из­вод­ство сущ­но­стей, кото­рых мож­но назвать пост­лю­дь­ми с уче­том схе­мы СП. Одна­ко у нас есть при­чи­на пола­гать, что стра­те­гию рас­смот­ре­ния нель­зя будет при­ме­нить в кон­тек­сте неко­то­рых сце­на­ри­ев буду­ще­го с уча­сти­ем пост­че­ло­ве­ка. Таким обра­зом, в рам­ках СП транс­гу­ма­ни­сты ско­ва­ны нрав­ствен­ным дол­гом и обя­за­ны оце­ни­вать сце­на­рии буду­ще­го, кото­рые невоз­мож­но оце­нить соглас­но гипо­те­зе. Насколь­ко мож­но судить, исти­на СП заклю­ча­ет­ся в том, что транс­гу­ма­низм обре­чен столк­нуть­ся с без­вы­ход­ной ситу­а­ци­ей или апо­ри­ей.

Мы можем назы­вать это невы­пол­ни­мое тре­бо­ва­ние «апо­ри­ей пост­че­ло­ве­ка».

Про­тив­ни­ки могут с недо­ве­ри­ем отне­стись к моим рас­суж­де­ни­ям о «чужом» разу­ме и фено­ме­но­ло­ги­ях и при­ве­сти воз­ра­же­ния Дональ­да Дэвид­со­на по отно­ше­нию к внят­но­сти ради­каль­но несо­раз­мер­ных или чуже­род­ных кон­цеп­ту­аль­ных схем или язы­ков в каче­стве при­чи­ны, по кото­рой нуж­но усо­мнить­ся в самой идее ради­каль­но чуже­род­но­го разу­ма. В рабо­те On the Very Idea of a Conceptual Scheme Дэвид­сон пред­по­ло­жил, что тео­рии несо­из­ме­ри­мо­сти долж­ны при­ме­нять­ся для тол­ко­ва­ния кон­цеп­ту­аль­ных схем. К таким схе­мам мож­но отне­сти дуа­лизм Кан­та «схема/содержание» или отно­ше­ние «реле­вант­но­сти» (fitting) либо «соот­вет­ствия» (matching) меж­ду язы­ком и миром. По мне­нию Дэвид­со­на, извест­ный троп Кан­та допус­ка­ет, что орга­ни­зо­ван­ный объ­ект явля­ет­ся состав­ным и в кон­це кон­цов поз­во­ля­ет про­ве­сти срав­не­ние с нашей кон­цеп­ту­аль­ной схе­мой (Davidson, 2001a, 192). Посколь­ку несо­из­ме­ри­мость под­ра­зу­ме­ва­ет отсут­ствие такой при­выч­ной точ­ки срав­не­ния, нам оста­ет­ся поль­зо­вать­ся про­по­зи­ци­о­наль­ным тро­пом — поис­ком соот­вет­ствия меж­ду фак­та­ми или сово­куп­но­стью аспек­тов опы­та. Для Дэвид­со­на это зна­чит, что идею о допу­сти­мой кон­цеп­ту­аль­ной схе­ме мож­но счи­тать прав­ди­вой лишь отча­сти (там же, 194). В этом смыс­ле чуже­род­ная кон­цеп­ту­аль­ная схе­ма или язык будут в целом прав­ди­вы­ми, но и непо­зна­ва­е­мы­ми (там же).

В рам­ках осно­ван­ной на интер­пре­та­ции семан­ти­ки Дэвид­со­на мы полу­ча­ем экви­ва­лент язы­ка, кото­рый не под­да­ет­ся ради­каль­ной интер­пре­та­ции. Одна­ко пред­по­ло­же­ние о том, что чуже­род­ное линг­ви­сти­че­ское пове­де­ние про­яв­ля­ет­ся в отча­сти истин­ных «пред­ло­же­ни­ях» (или что отча­сти истин­ны­ми явля­ют­ся убеж­де­ния чуже­зем­цев) — это лишь прин­цип мило­сер­дия, кото­рым дол­жен руко­вод­ство­вать­ся ради­каль­ный интер­пре­та­тор при про­вер­ке тео­рии зна­че­ния это­го язы­ка. Пере­фра­зи­рую с уче­том име­ю­щей­ся про­бле­ма­ти­ки: нали­чие у чуже­род­ных людей разу­ма пред­по­ла­га­ло бы и обла­да­ние обще­до­ступ­но­го ана­ло­га язы­ка, кото­рый отсле­жи­вал бы нали­чие исти­ны и поз­во­лял нам ана­ли­зи­ро­вать чужую семан­ти­ку. Дэвид­сон счи­та­ет, что зна­ния эмпи­ри­че­ской тео­рии, опре­де­ля­ю­щей усло­вия истин­но­сти про­из­воль­ных язы­ко­вых пред­ло­же­ний, было бы доста­точ­но для интер­пре­та­ции выска­зы­ва­ний носи­те­лей это­го язы­ка (при усло­вии, что дан­ная тео­рия была бы для него интер­пре­та­тив­ной). Давай­те при­мем это утвер­жде­ние и пока не будем обра­щать вни­ма­ние на несо­глас­ных с тем, что тео­рия истин­но­сти для язы­ка будет, в сущ­но­сти, тео­ри­ей его зна­че­ния. Если пост­лю­ди будут обла­дать разу­мом, то выше­ска­зан­ное будет под­ра­зу­ме­вать их прин­ци­пи­аль­ную интер­пре­ти­ру­е­мость со сто­ро­ны существ с дру­ги­ми типа­ми разу­ма.

Так спа­са­ет ли Дэвид­сон транс­гу­ма­низм от апо­рии с помо­щью гер­ме­нев­ти­ки ради­каль­ной интер­пре­та­ции, опро­вер­гая идею ради­каль­но чуже­род­но­го?

Я так не думаю. Сна­ча­ла нам нуж­но отка­зать­ся от идеи о том, что наши интер­пре­та­тив­ные зна­ния о ради­каль­но чуже­род­ном долж­ны выра­жать­ся в неко­ем исчер­пы­ва­ю­щем фор­маль­ном сред­стве, таком как тео­рия истин­но­сти Аль­фре­да Тар­ско­го. Роль фор­маль­ной семан­ти­ки в рабо­те Дэвид­со­на заклю­ча­ет­ся в разъ­яс­не­нии наше­го нефор­маль­но­го пони­ма­ния язы­ка. Интер­пре­та­тив­ная тео­рия может быть импли­цит­ной в кон­тек­сте пред­ре­флек­сив­но­го пони­ма­ния интер­пре­та­то­ром логи­че­ских отно­ше­ний язы­ка и ее спо­соб­но­сти сопо­став­лять усло­вия истин­но­сти с утвер­жде­ни­я­ми (Davidson, 1990, стр. 312).

Пред­по­ло­жим, что для интер­пре­та­ции дей­стви­тель­но «стран­но­го» пост­че­ло­ве­ка, тако­го как сверх­ра­зум­ный рой, тре­бу­ет­ся ради­каль­ный интер­пре­та­тор-чело­век. Семан­ти­ка Дэвид­со­на дает осно­ва­ния пола­гать, что разум роя не был бы когни­тив­ной вещью сам по себе, суще­ствуя в отры­ве от раз­умов дру­го­го поряд­ка. Но это лишь озна­ча­ет, что если бы мы научи­лись вни­мать всем выво­дам роя и отсле­жи­вать скры­тые фак­ты, кото­рые он под­твер­жда­ет или отри­ца­ет, мы бы поня­ли рой. И все же про­цесс умо­за­клю­че­ния роя может ока­зать­ся для нас недо­ступ­ным, рав­но как и кры­сам ни за что не понять прин­ци­пов фор­ми­ро­ва­ния выво­дов чело­ве­ком. Более того, сверх­ра­зум роя может быть чрез­вы­чай­но чув­стви­те­лен к пер­спек­тив­ным фак­там, кото­рые явля­ют­ся пол­но­стью объ­ек­тив­ны­ми, но не откры­ва­ют­ся суще­ствам с дру­гим Dasein.

В гря­ду­щей ста­тье для жур­на­ла Minds and Machines я изу­чаю сце­на­рий, при кото­ром разум пост­че­ло­ве­ка может исполь­зо­вать несим­во­ли­че­ские систе­мы репре­зен­та­ции со спо­соб­но­стью к рефлек­сив­но­сти, но не име­ю­щие дис­крет­ных выра­же­ний (Roden, источ­ник гото­вит­ся к выхо­ду). Соглас­но пред­по­ло­же­нию, симу­ля­к­ры — как назы­ва­ет эти непре­рыв­ные фор­маль­ные систе­мы про­грам­мист Брай­ан Мак­Лен­нан — мог­ли бы стать бога­че любо­го дис­крет­но­го язы­ка, но их невоз­мож­но было бы рас­шиф­ро­вать тем, у кого нет к ним досту­па.

Из этих сооб­ра­же­ний сле­ду­ет, что пост­че­ло­ве­че­ские жиз­ни тео­ре­ти­че­ски мож­но интер­пре­ти­ро­вать, хоть это­го и не сде­лать сила­ми чело­ве­ка. Мы не можем оце­нить то, чего не можем интер­пре­ти­ро­вать. Поэто­му апо­рия про­дол­жит суще­ство­вать.

Одна­ко опре­де­ле­ние пост­че­ло­ве­че­ско­го пред­став­ля­ет­ся онто­ло­ги­че­ски про­бле­ма­тич­ным с точ­ки зре­ния тео­рии отно­си­тель­но­го эпи­сте­ми­че­ско­го досту­па чело­ве­ка. В этом кон­тек­сте пред­по­ла­га­ет­ся неко­то­рая сово­куп­ность позна­ва­е­мых чело­ве­ком сущ­но­стей. Как мы можем ее оха­рак­те­ри­зо­вать? Это не про­сто набор непо­нят­ных чело­ве­ку вещей — в мире может быть мно­же­ство вещей, кото­рые мы не пони­ма­ем и мог­ли бы понять. Сле­до­ва­тель­но, такая сово­куп­ность долж­на вклю­чать пре­ди­кат с неким модаль­ным опе­ра­то­ром — напри­мер, таким, кото­рый фигу­ри­ру­ет в задан­ной абстрак­ции {x: necessarily (x is not H?comprehended)}.

Теперь мы без тру­да можем частич­но или пол­но­стью опре­де­лить сущ­ность чело­ве­че­ско­го бытия.

Если в мире есть вещи, непо­сти­жи­мые чело­ве­ком в силу обсто­я­тельств, то это непо­ни­ма­ние — часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Сле­до­ва­тель­но, чело­ве­че­ская сущ­ность суще­ству­ет.

При этом по пра­ви­лу modus tollens мож­но заклю­чить: если чело­ве­че­ской сущ­но­сти не суще­ству­ет, то в мире нет вещей, кото­рых мы не смог­ли бы постичь.

Таким обра­зом, даже сла­бо­му утвер­жде­нию о транс­цен­дент­но­сти в кон­тек­сте чело­ве­ка (транс­цен­дент­ностьh) нужен антро­по­ло­ги­че­ский эссен­ци­а­лизм. Но это силь­ное мета­фи­зи­че­ское пред­по­ло­же­ние, кото­рое мы можем забра­ко­вать по дру­гим при­чи­нам. В част­но­сти, СП и тра­ди­ци­он­ный транс­гу­ма­низм могут быть несов­ме­сти­мы с суще­ство­ва­ни­ем необ­хо­ди­мых чело­ве­че­ских когни­тив­ных огра­ни­че­ний, посколь­ку в рам­ках этих тече­ний пред­по­ла­га­ет­ся, что когни­тив­ные спо­соб­но­сти тео­ре­ти­че­ски все­гда мож­но изме­нить с помо­щью рас­ши­ря­е­мых когни­тив­ных модер­ни­за­ций.

Эту мысль мож­но сфор­му­ли­ро­вать так, что­бы она ока­за­лась бли­же к онто­ло­гии. Возь­мем сле­ду­ю­щее утвер­жде­ние: люди — это сооб­ще­ства или сбор­ки кибор­гов, чьи спо­соб­но­сти мож­но изме­нять за счет при­об­ре­те­ния и утра­ты свойств. Таким обра­зом, для фило­со­фа Энди Клар­ка люди — это «при­рож­ден­ные кибор­ги», чей умствен­ный про­цесс кон­сти­ту­и­ру­ет­ся и управ­ля­ет­ся внеш­ни­ми по отно­ше­нию к телу про­цес­са­ми, таки­ми как сим­воль­ное рас­по­зна­ва­ние обра­зов и обще­ние (Clark, 2003). Онто­ло­гия кибор­га под­ра­зу­ме­ва­ет, что когни­тив­ную при­ро­ду чело­ве­ка мож­но изме­нить путем соче­та­ния с новы­ми когни­тив­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми. В этом кон­тек­сте так­же сто­ит упо­мя­нуть спе­ку­ля­тив­ный прин­цип тех­ни­че­ско­го посред­ни­че­ства. Соглас­но это­му прин­ци­пу, любую когни­тив­ную тех­но­ло­гию C, непри­год­ную к исполь­зо­ва­нию с когни­тив­ной сбор­кой A, мож­но исполь­зо­вать с пре­ем­ни­ком послед­ней — рас­ши­рен­ной сбор­кой A+ с интер­фей­сом, кото­рый дела­ет при­ме­не­ние C воз­мож­ным. Если при­нять этот допол­ни­тель­ный прин­цип посред­ни­че­ства, ока­жет­ся, что един­ствен­ные огра­ни­че­ния, кото­рые мож­но ква­ли­фи­ци­ро­вать как необ­хо­ди­мые для чело­ве­че­ско­го мыш­ле­ния — это огра­ни­че­ния, обу­слов­лен­ные наи­бо­лее общи­ми зако­на­ми при­ро­ды (физи­кой) и гра­нич­ны­ми усло­ви­я­ми для любой физи­че­ски воз­мож­ной когни­тив­ной тех­но­ло­гии. А посколь­ку этим огра­ни­че­ни­ям будут под­чи­нять­ся все физи­че­ски воз­мож­ные вари­ан­ты рас­пре­де­ле­ния пост­син­гу­ляр­но­сти, они будут сдер­жи­вать и любую воз­мож­ную когни­тив­ную систе­му.

Это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что сфор­му­ли­ро­ван­ное в рам­ках СП утвер­жде­ние о воз­мож­но­сти содер­жит внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия или вовсе лиша­ет себя пра­ва на истин­ность, если ради­каль­но чуже­род­ный или нече­ло­ве­че­ский пост­че­ло­век в нем опре­де­ля­ет­ся в отно­ше­нии неко­е­го модаль­но­го свой­ства непо­сти­жи­мо­сти людь­ми. Это утвер­жде­ние о воз­мож­но­сти будет иметь вес в том слу­чае, если выяс­нит­ся, что суще­ству­ют когни­тив­ные харак­те­ри­сти­ки, суще­ствен­ные для чело­ве­ка и несов­ме­сти­мые со зна­ни­ем или пони­ма­ни­ем опре­де­лен­ных аспек­тов реаль­но­сти, кото­рые могут быть позна­ны чуже­род­ны­ми суще­ства­ми. Одна­ко скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что это несов­ме­сти­мо с онто­ло­ги­я­ми СП и тра­ди­ци­он­но­го транс­гу­ма­низ­ма.

Напом­ню, что мы еще не пол­но­стью раз­ве­я­ли пост­гу­ма­ни­сти­че­скую апо­рию транс­гу­ма­низ­ма. Дело в том, что упо­мя­ну­тое утвер­жде­ние о воз­мож­но­сти, веро­ят­но, может быть сфор­му­ли­ро­ва­но в рам­ках СП без при­вле­че­ния эссен­ци­а­лиз­ма. Думаю, это­го мож­но достичь, если постро­ить тео­рию о раз­ли­чи­ях пост­че­ло­ве­ка через приз­му того, что Ману­эль Делан­да назы­ва­ет плос­кой онто­ло­ги­ей. Плос­кие онто­ло­гии про­ти­во­по­став­ля­ют­ся иерар­хи­че­ским, в кото­рых струк­ту­ра и эво­лю­ция реаль­но­сти объ­яс­ня­ют­ся с помо­щью транс­цен­дент­ных или транс­цен­ден­таль­ных орга­ни­за­ци­он­ных прин­ци­пов, напри­мер сущ­но­стей, видов, орга­ни­за­ци­он­ных кате­го­рий и есте­ствен­ных состо­я­ний (Delanda, 2004, стр. 58)3.

Плос­кая онто­ло­гия допус­ка­ет суще­ство­ва­ние эмер­джент­ных раз­ры­вов меж­ду чело­ве­че­ским и нече­ло­ве­че­ским. Здесь мы пони­ма­ем ради­каль­ные раз­ли­чия меж­ду людь­ми и нече­ло­ве­че­ски­ми суще­ства­ми как эмер­джент­ные отно­ше­ния нераз­рыв­но­сти и раз­рыв­но­сти меж­ду попу­ля­ци­я­ми или дру­ги­ми част­но­стя­ми, а не вида­ми или сово­куп­но­стя­ми кон­крет­ной реаль­но­сти4. Под «эмер­джент­ной раз­рыв­но­стью» я под­ра­зу­ме­ваю неко­то­рое раз­ли­чие, обу­слов­лен­ное пове­де­ни­ем более ран­ней систе­мы (напри­мер, чело­ве­че­ской тех­но­куль­ту­ры), кото­рая не име­ет пре­це­ден­тов в исто­рии.

Одна­ко наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное опре­де­ле­ние эмер­джент­но­сти гла­сит, что эмер­джент­ное явле­ние P нель­зя пред­ви­деть, исхо­дя из его началь­ных усло­вий (напри­мер, суще­ство­ва­ния и мик­ро­ди­на­ми­ки попу­ля­ций пред­ше­ствен­ни­ков), если толь­ко не запу­стить симу­ля­цию с реле­вант­ны­ми сход­ны­ми свой­ства­ми (Bedau, 1997, стр. 378). Таким обра­зом, поис­ти­не пре­дик­тив­ная симу­ля­ция появ­ле­ния пост­че­ло­ве­че­ской сущ­но­сти (напри­мер, буду­ще­го ИИ либо ИИ+) долж­на иметь функ­ци­о­наль­ную воз­мож­ность гене­ри­ро­вать те же самые виды раз­ли­чий. Любая симу­ля­ция эмер­джент­но­го явле­ния сама по себе явля­ет­ся эмер­джент­ным явле­ни­ем, посколь­ку ему нуж­но иметь сход­ные по струк­ту­ре свой­ства. Поэто­му нель­зя скон­стру­и­ро­вать симу­ля­цию воз­ник­но­ве­ния пост­че­ло­ве­ка — мож­но лишь поз­во­лить это­му слу­чить­ся.

Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что эпи­сте­мо­ло­ги­че­ское раз­ли­чие меж­ду син­гу­ляр­но­стью и ее симу­ля­кром рас­се­и­ва­ет­ся в совер­шен­ной экви­ва­лент­но­сти Бодрий­я­ра. Пола­гаю, что киборг или онто­ло­гия сбор­ки в этом кон­тек­сте так­же пол­но­стью сов­ме­сти­мы с плос­ки­ми тео­ри­я­ми раз­ли­чия. Если это так, то онто­ло­гии кибор­гов, кото­рая, веро­ят­но, лежит в осно­ве СП и тра­ди­ци­он­но­го транс­гу­ма­низ­ма, мож­но при­пи­сать то, что я назы­ваю двой­ной логи­кой «декон­струк­ции» и «отсе­ка­ния».

Онто­ло­гия киборгов/сборки декон­стру­и­ру­ет при­тя­за­ния на транс­цен­дент­ное и транс­цен­ден­таль­ное един­ство или общ­ность с помо­щью мето­дов, кото­рые теперь кажут­ся нам в опре­де­лен­ной сте­пе­ни зна­ко­мы­ми. Одна­ко дина­ми­ка таких сущ­но­стей обес­пе­чи­ва­ет осно­ву для отсе­ка­ниялинии поле­та по Делё­зу — путем кото­ро­го сооб­ще­ства или отдель­ные инди­ви­ды «ста­но­вят­ся дру­ги­ми», откло­ня­ясь от роди­тель­ских сущ­но­стей исто­ри­че­ски акту­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми мето­да­ми.

Отсе­ка­ние — это не транс­цен­дент­ность в тра­ди­ци­он­ном тео­ло­ги­че­ском или мета­фи­зи­че­ском смыс­ле. Идея пост­че­ло­ве­ка — не диа­лек­ти­че­ское пред­став­ле­ние о какой-либо сущ­но­сти, кото­рая выхо­дит за опре­де­ля­е­мые когни­тив­ные гра­ни­цы. Ноумен Кан­та или Бог апо­фа­ти­че­ско­го бого­сло­вия интел­лек­ту­аль­но более одо­маш­не­ны, чем пост­че­ло­век — по край­ней мере, мы осо­зна­ем их с точ­ки зре­ния того, чем они не явля­ют­ся. В то же вре­мя мы не можем зара­нее узнать отно­ше­ние пост­че­ло­ве­ка к чело­ве­ку, пока тот не появит­ся на свет. Кро­ме того, мы не можем «декон­стру­и­ро­вать» воз­мож­ность его появ­ле­ния с уче­том плос­кой тео­рии раз­ли­чия на зна­ко­мых анти­эс­сен­ци­а­лист­ских осно­ва­ни­ях. Мы можем лишь исклю­чить апри­ор­ное пред­став­ле­ние о том, что повле­чет за собой эта воз­мож­ность.

Нам не удаст­ся исклю­чить эмпи­ри­че­ское обос­но­ва­ние пост­че­ло­ве­че­ских раз­ли­чий. Разум­но пред­по­ло­жить, что пост­лю­ди будут осо­зна­вать себя по-сво­е­му, ина­че их при­ро­ду при­дет­ся изу­чать эмпи­ри­че­ски при помо­щи дру­гих типов существ. Воз­мож­но, это будут учре­жде­ния, напо­ми­на­ю­щие «тео­ло­ги­че­ские обсер­ва­то­рии, кото­ры­ми усе­ян Пере­ход» (окра­и­на транс­гу­ма­ни­сти­че­ской галак­ти­ки в романе Вер­но­ра Вин­джа «Пла­мя над без­дной», где физи­че­ские зако­ны не огра­ни­чи­ва­ют слож­ность вычис­ле­ний).

Таким обра­зом, при­ме­не­ние плос­ко­го онто­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за к пост­че­ло­ве­ку под­ра­зу­ме­ва­ет, что мы име­ем дело с тех­но­ло­ги­че­ской транс­фор­ма­ци­ей или «отсе­ка­ни­ем» чело­ве­ка. Дан­ная пози­ция согла­су­ет­ся с анти­эс­сен­ци­а­лист­ским «антро­по­ло­ги­че­ским транс­гу­ма­низ­мом», посколь­ку в его рам­ках утвер­жда­ет­ся, что в мире суще­ству­ют реаль­ные пре­рыв­но­сти. Но эта пре­рыв­ность не име­ет отно­ше­ния к како­му-либо «транс­цен­ден­таль­но­му гума­низ­му» (здесь я при­во­жу полез­ное раз­ли­чие, кото­рое Дер­ри­да сфор­му­ли­ро­вал в рабо­те The Ends of Man) или, если на то пошло, к транс­цен­дент­но­му гума­низ­му5.

Важ­но не отно­сить­ся к это­му вопро­су слиш­ком серьез­но. Я не утвер­ждаю, что пост­че­ло­век — это что-то вро­де «пусто­го» озна­ча­ю­ще­го. Мно­гие совре­мен­ни­ки пыта­лись пред­ста­вить или иссле­до­вать «отсе­ка­ние» чело­ве­ка в кон­тек­сте искус­ства, фило­со­фии и лите­ра­ту­ры. Так, ори­ги­наль­ное эссе Вин­джа пред­став­ля­ет собой куль­то­вую рабо­ту на тему «вооб­ра­жен­но­го пост­че­ло­ве­ка». Так­же мож­но вспом­нить «Схиз­мат­ри­цу» Брю­са Стер­лин­га или «Авто­ка­та­стро­фу» Джейм­са Бал­лар­да.

В скульп­ту­ре и пер­фор­ман­се, пожа­луй, самым убе­ди­тель­ным при­ме­ром явля­ет­ся спе­ку­ля­тив­ное сопря­же­ние тела Сте­лар­ка с тех­но­ло­ги­че­ски­ми сбор­ка­ми, таки­ми как про­мыш­лен­ные робо­ты или про­те­зы «тре­тьих» рук. Кро­ме того, мож­но утвер­ждать, что про­из­ве­де­ния таких ком­по­зи­то­ров, как Варез, Кейдж и Ксе­на­кис, — это попыт­ки изме­нить слу­ша­те­лей, при­вив им совер­шен­но новые ауди­тив­ные при­выч­ки. Точ­но так же в фило­со­фии мы можем най­ти куль­тур­ные при­ме­ры «отсе­ка­ния» в рабо­тах фран­цуз­ских анти­гу­ма­ни­стов, напри­мер Фуко и Делё­за, или эли­ми­на­тив­ных мате­ри­а­ли­стов, таких как Пол и Пат­ри­ция Черчленд6.

Полу­ча­ет­ся, что тер­мин «пост­че­ло­век» — не семан­ти­че­ская пусто­та, а эпи­сте­ми­че­ская. Что­бы при­об­ре­сти зна­ния о пост­че­ло­ве­ке, нам нуж­но — сле­дуя логи­ке симу­ля­ции — пре­вра­тить себя или неко­то­рых наших «широ­ких» потом­ков в пост­лю­дей. Это явное непри­я­тие про­гно­зов и пре­це­ден­тов созда­ет неудоб­ную про­бле­му для тех, кто пита­ет интел­лек­ту­аль­ный, эсте­ти­че­ский или поли­ти­че­ский инте­рес к пост­че­ло­ве­ку. Поче­му нас долж­но инте­ре­со­вать пре­об­ра­зо­ван­ное состо­я­ние, кото­рое пока нель­зя иден­ти­фи­ци­ро­вать? Зачем обсуж­дать его на фило­соф­ской кон­фе­рен­ции? Пока я могу пред­ло­жить лишь пред­ва­ри­тель­ную оцен­ку при­чин, по кото­рым мы про­яв­ля­ем инте­рес к пост­че­ло­ве­ку. Идея тех­но­ло­ги­че­ско­го «отсе­ка­ния» пред­став­ля­ет интел­лек­ту­аль­ный инте­рес, посколь­ку мы нуж­да­ем­ся в прак­ти­че­ских выво­дах. Чело­ве­че­ское насе­ле­ние в насто­я­щее вре­мя вхо­дит в слож­ную тех­ни­че­скую систе­му, кото­рую мы едва ли можем кон­тро­ли­ро­вать, посколь­ку раз­ви­тие тех­но­ло­гий непред­ска­зу­е­мым обра­зом само­уси­ли­ва­ет­ся или само­ка­та­ли­зи­ру­ет­ся. Демо­кра­ти­за­ция тех­но­ло­гий лишь уси­ли­ва­ет непред­ска­зу­е­мость систе­мы, поэто­му име­ю­ща­я­ся «вто­рая при­ро­да» пред­став­ля­ет отдель­ную при­чин­ную силу, а не идео­ло­ги­че­ское выра­же­ние отчуж­ден­ной обще­ствен­ной фор­мы. А тот факт, что тех­но­ло­ги­че­ские систе­мы вышли из-под кон­тро­ля, не озна­ча­ет, что они или что-либо еще нахо­дят­ся под кон­тро­лем. Систе­ма вооб­ще не долж­на быть окон­ча­тель­ной, посколь­ку тех­ни­че­ское рас­ши­ре­ние не пред­по­ла­га­ет тех­ни­че­ской авто­но­мии. Таким обра­зом, пред­по­ло­же­ние о том, что мы при­над­ле­жим к само­рас­ши­ря­ю­щей­ся тех­ни­че­ской систе­ме (SATS), не сле­ду­ет путать с «нор­ма­тив­ным тех­но­ло­ги­че­ским детер­ми­низ­мом», кото­рый при­сут­ству­ет в рабо­тах Хай­дег­ге­ра и Жака Эллю­ля.

Как и в слу­чае со сбор­ка­ми кибор­гов, чьи дей­ствия рас­ши­ря­ют­ся или уси­ли­ва­ют­ся этой систе­мой, наши вле­че­ния, жела­ния и стрем­ле­ния так­же моде­ли­ру­ют­ся с ее помо­щью. Что­бы зани­мать­ся ком­пью­тер­ным про­грам­ми­ро­ва­ни­ем, мне нуж­но изу­чить син­так­сис и семан­ти­ку опре­де­лен­но­го язы­ка, а так­же усво­ить эсте­ти­че­ские стан­дар­ты, сло­жив­ши­е­ся в рам­ках того или ино­го под­хо­да к раз­ра­бот­ке ПО. Если я куп­лю писто­лет или элек­тро­шо­кер, может слу­чить­ся так, что я совер­шу или захо­чу совер­шить дей­ствия, кото­рые ранее были объ­ек­та­ми сади­сти­че­ско­го удо­вле­тво­ре­ния (Latour, Venn, 2002).

Схо­жим обра­зом стрем­ле­ние к тех­но­ло­ги­че­ско­му «отсе­ка­нию» мож­но назвать одним из спо­со­бов выра­же­ния раз­ру­ши­тель­но­го стрем­ле­ния к само­вос­ста­нов­ле­нию или «пре­одо­ле­нию само­го себя» в тех­ни­че­ском — с фор­маль­ной точ­ки зре­ния — суще­стве или сбор­ке (пред­по­ла­гаю, что в дан­ном кон­тек­сте эти побуж­де­ния обу­слов­ле­ны чело­ве­че­ской пред­рас­по­ло­жен­но­стью). Одна­ко если инте­рес к нашим пер­спек­ти­вам отно­си­тель­но пост­лю­дей выра­жа­ет тех­ни­че­ски опо­сре­до­ван­ное стрем­ле­ние «стать дру­гим», то в этом слу­чае под­ра­зу­ме­ва­ет­ся эти­ка тех­но­ло­ги­че­ско­го моде­ли­ро­ва­ния, отлич­ная от транс­гу­ма­низ­ма (кото­рый, как мы уже виде­ли, опре­де­ля­ет­ся обще­ствен­ны­ми эти­че­ски­ми стан­дар­та­ми). При этом жела­ние «отсечь» чело­ве­ка нель­зя отне­сти к обще­ствен­ным эти­че­ским стан­дар­там. При­чи­на это­го не в том, что выра­зить такое жела­ние было бы ужас­ным — у него нет дру­го­го выра­же­ния, кро­ме спе­ку­ля­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия с тех­ни­кой. СП — это онто­ло­ги­че­ская инже­не­рия.

Как инже­не­ры-онто­ло­ги мы можем избе­жать пост­гу­ма­ни­сти­че­ской апо­рии сле­ду­ю­щим обра­зом. Един­ствен­ная при­чи­на прин­ци­пи­аль­ной невнят­но­сти пост­че­ло­ве­ка — его уста­рев­шее небы­тие. Таким обра­зом, если мы хотим создать пост­че­ло­ве­ка или стать им, нам нуж­но стре­мить­ся или хотя бы наде­ять­ся одна­жды понять, во что мы ввя­зы­ва­ем­ся. Одна­ко этот про­ект опе­ре­жа­ет про­ект транс­гу­ма­низ­ма по части эти­ки. Здесь я имею в виду неза­ви­си­мое эти­че­ское осно­ва­ние, кото­рое уже зало­же­но в транс­гу­ма­ни­сти­че­ском про­ек­те по оцен­ке пост­че­ло­ве­че­ской жиз­ни.

Примечания

  1. Совре­мен­ные мето­ды созда­ния интел­лек­та, срав­ни­мо­го с чело­ве­че­ским, не обла­да­ют воз­мож­но­стя­ми рас­ши­ре­ния. Дру­ги­ми сло­ва­ми, «если мы будем луч­ше зани­мать­ся сек­сом, от это­го наши дети не ста­нут гени­я­ми» (Chalmers, 2009). ?
  2. Рас­смат­ри­ва­е­мый рас­ши­ря­е­мый метод может быть резуль­та­том целе­на­прав­лен­но­го био­ло­ги­че­ско­го изме­не­ния в орга­низ­ме чело­ве­ка. Изме­не­ния могут быть вызва­ны сле­ду­ю­щим: исполь­зо­ва­ние «интер­фей­сов для свя­зи чело­ве­ка с ком­пью­те­ром» вро­де тех, что были опи­са­ны Курцвей­лом; эмер­джент­ное свой­ство боль­ших инфор­ма­ци­он­ных систем; кон­вер­ген­ции робо­то­тех­ни­ки, син­те­ти­че­ской жиз­ни и искус­ствен­ных ней­ро­се­тей. ?
  3. В даль­ней­шем я буду счи­тать эту онто­ло­гию реги­о­наль­ной, а не фун­да­мен­таль­ной, посколь­ку мы не можем отка­зать­ся от сущ­но­стей или орга­ни­за­ци­он­ных струк­тур по соб­ствен­ной при­хо­ти. Нуж­но заме­тить, что хотя эссен­ци­а­лизм мож­но оправ­дать в таких обла­стях, как мик­ро­фи­зи­ка или химия пери­о­ди­че­ской систе­мы хими­че­ских эле­мен­тов, эта идео­ло­гия кажет­ся гораз­до менее убе­ди­тель­ной, чем онто­ло­гия слож­ных систем вро­де свя­зок «разум/мозг» или сбо­рок кибор­гов. Мы можем допу­стить суще­ство­ва­ние основ­ных физи­че­ских зако­нов, демон­стри­ру­ю­щих пора­зи­тель­ное сход­ство с сущ­но­стя­ми. Мож­но с пол­ным осно­ва­ни­ем утвер­ждать, что эле­мен­тар­ные части­цы, такие как элек­тро­ны, име­ют свой заряд и мас­су покоя, и даже хими­че­ские эле­мен­ты, такие как золо­то, непре­мен­но могут иметь свои атом­ные номе­ра. ?
  4. Если мы сде­ла­ем наро­чи­то про­стое пред­по­ло­же­ние о том, что люди при­над­ле­жат к био­ло­ги­че­ско­му виду homo sapiens, то ока­жет­ся, что быть био­ло­ги­че­ским «чело­ве­ком» — не зна­чит являть­ся при­ме­ром фор­мы (eidos), состо­я­щей из необ­хо­ди­мых харак­те­ри­стик вро­де «раци­о­наль­но­сти» и «живот­но­сти». Это зна­чит быть частью более круп­но­го, тер­ри­то­ри­аль­но обшир­но­го и непре­рыв­но­го во вре­ме­ни насе­ле­ния (Hull, 1988; Delanda, 2004, стр. 57). ?
  5. На этом эта­пе реши­тель­ные анти­гу­ма­ни­сты мог­ли бы пред­по­честь сте­реть «чело­ве­че­ское» и гово­рить о пре­об­ра­зо­ван­ном «мы» в кон­тек­сте индек­саль­но­сти. ?
  6. В рабо­те Scientific Realism and the Plasticity of Mind Пол Черчленд эффект­но опи­сы­ва­ет груп­пу людей буду­ще­го, чьи инту­и­тив­ные пред­став­ле­ния о реаль­но­сти под­пи­ты­ва­ют­ся совре­мен­ной физи­че­ской тео­ри­ей. Он пишет сле­ду­ю­щее: «Они сидят на пля­же и вме­сто рав­но­мер­но­го шума при­боя слу­ша­ют апе­ри­о­ди­че­ские атмо­сфер­ные вол­ны сжа­тия, воз­ни­ка­ю­щие в тот момент, когда коге­рент­ная энер­гия оке­а­ни­че­ских волн замет­но пере­рас­пре­де­ля­ет­ся в хао­тич­ной тур­бу­лент­но­сти на мел­ко­во­дье» (SRPM, стр. 29). ?

Библиография

  • Condorcet, J.-A.-N. d. C. (1979), Sketch for a historical picture of the progress of the human mind. Westport, Conn.: Greenwood Press.
  • Chalmers, D. (2009), ‘The Singularity: A Philosophical Analysis’, http://consc.net/papers/singularity.pdf, accessed 4 July, 2010.
  • Clark, A. (2003), Natural Born Cyborgs’. Oxford: Oxford University Press.
  • Clark, A. (2006), ‘Material Symbols’, Philosophical Psychology Vol. 19, No. 3, June 2006,
  • 291–307.
  • Clark A. and D. Chalmers (1998), ‘The Extended Mind’, Analysis 58(1), 7–19.
  • Churchland, P. (1981), ‘Eliminative Materialism and The Propositional Attitudes’, Journal of Philosophy 78(2), 67–90.
  • Davidson, D. (1984), ‘Thought and Talk’, in Inquiries into Truth and Interpretation, 155–70. Oxford: Clarendon Press.
  • Deacon, T. (1997). The Symbolic Species: The Co-evolution of Language and the Human Brain. London: Penguin.
  • DeLanda, M. (2009), Intensive Science and Virtual Philosophy. London: Continuum.
  • Deleuze, G. (1994), Difference and Repetition, Paul Patton (trans.). London: Athlone Press.
  • Deleuze, G. and F. Guattari (1992), A Thousand Plateaus, Brian Massumi (trans.). London: Athlone.
  • Derrida, J. (1986), Margins of Philosophy, Alan Bass (trans.). Brighton: Harvester Press, 209–271.
  • Derrida, J.(1988), Limited inc. Samuel Weber (trans.). Northwestern University Press.
  • Derrida, J. (2002), Acts of religion, Gil Anidjar (ed.). New York: Routledge.
  • Haraway, D. (1989), ‘A Manifesto for Cyborgs: science, Technology, and Socialist Feminism in the 1980s’, in Coming to Terms, Elizabeth Weed (ed.), London: Routledge, 173–204.
  • Hayles, K. (1999), How We Became Posthuman: Virtual bodies in Cybernetics, Literature and Informatics. Chicago: University of Chicago Press.
  • Hayles, K. (2008), ‘Wrestling With Transhumanism’, The Global Spiral, http://www.metanexus.net/Magazine/tabid/68/id/10543/Default.aspx, accessed 12 April 2010.
  • Jones, R. (2009), Brain interfacing with Kurzweil, http://www.softmachines.org/wordpress/?p=450, Accessed 8 September 2009.
  • Kant, I. (1787) Critique of Pure Reason, Norman Kemp-Smith (trans.). London: Macmillan (1978).
  • Latour, Bruno, Venn, Couze (2002),„Morality and Technology: The End of the Means.” Theory Culture, Society 19, pp. 247–60
  • Meillassoux, Q. (2006) After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency, Ray Brassier (trans.). New York: Continuum.
  • Patton, P. (2007), ‘Utopian Political Philosophy: Deleuze and Rawls’, Deleuze Studies 1:1, 41–59
  • Roden, D. (2006), ‘Naturalising Deconstruction’, Continental Philosophy Review 38:1–2, 71- 88.
  • Roden (forthcoming),
  • Soper, Kate (1986), Humanism and Anti-humanism. London: Harper Collins.
  • Vinge, V. (1993), ‘The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era’, http://www.rohan.sdsu.edu/faculty/vinge/misc/singularity.html. Accessed 24 April 2008.
  • Wolfe, Cary (1995), ‘In Search of Post-Humanist Theory: The second-order cybernetics of Maturana and Varela’, Cultural Critique, Spring, 33–70.

Источник: spacemorgue.com

Комментарии: