Бонобо оказались «добрыми самаритянами»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Бонобо добровольно помогают незнакомым шимпанзе, даже когда их не просят об этом, выяснили исследователи из университета Дьюка. Ранее считалось, что такое поведение присуще только человеку. Открытие говорит в пользу гипотезы о том, что дружелюбное отношение к «чужим» у социальных животных могло развиться в ходе эволюции — например, как ответ на выгоду, которую несут новые социальные связи. Статья опубликованав журнале Scientific Reports.

Карликовые шимпанзе бонобо (Pan paniscus) обитают в тропических лесах Центральной Африки. В отличие от обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes) они менее агрессивны и редко используют войны как средство выяснения отношений. Считается, что в ходе эволюции могло произойти «самоодомашнивание» бонобо. Естественный отбор на пониженную агрессивность вызвал у них изменения поведения, морфологии и физиологии, аналогичные тем, которые наблюдаются у домашних животных.

Интересно, что бонобо относятся достаточно дружелюбно к незнакомым сородичам, например делятся с ними едой. Члены других групп рассматриваются и самцами, и самками как привлекательные партнеры. Кроме того, «незнакомцы» могут даже формировать союзы, получать приоритет в доступе к еде и высокий социальный статус в группе.

В новой работе исследователи решили выяснить, насколько просоциальное поведение карликовых шимпанзе близко к человеческому. Для этого они поставили эксперимент, в котором приняли участие 16 бонобо. Их помещали в специальный вольер, состоящий из двух комнат, которые были соединены парой тоннелей. В одной из клеток сидел незнакомец — обезьяна, которую остальные бонобо раньше не встречали. Над ней на веревке висел кусочек яблока: сквозь прутья его достать было нельзя, однако незнакомцу в этом помочь мог другой шимпанзе, находящийся снаружи. Ему достаточно было просто устранить препятствие, чтобы веревка стала длиннее, а еда упала к сородичу.

В одном случае прутья клетки были достаточно широкими, чтобы обезьяна могла просунуть сквозь них руки и тем самым показать желание получить угощение. В другом случае экспериментаторы помещали шимпанзе в клетку с частыми прутьями, и он не мог подать сородичам знак. В контрольном испытании приматологи оставляли вторую клетку пустой.

В среднем, бонобо в 2,8 раза чаще устраняли препятствие, мешающее яблоку упасть, когда в клетке сидел незнакомец. Результат оказался выше, когда прутья клетки были широкими и шимпанзе мог продемонстрировать желание. Однако даже если животные не могли попросить о помощи, бонобо все равно кормили их.

Дополнительный эксперимент показал, что карликовые шимпанзе могут быть склонны к социальному заражению. Когда 21 бонобо показывали зевающих сородичей, они зевали «в ответ» и когда видели членов своей группы, и когда видели незнакомых особей.

Исследование показывает, что просоциальное поведение у бонобо может быть непроизвольным, и они ведут себя дружелюбно по отношению к сородичам даже когда не ожидают награды. Такая черта, по мнению ученых, может развиваться у социальных видов, когда польза от связей с членами других групп перевешивает затраты. 

Интересно, что ближайшие родственники бонобо совсем не являются альтруистами. Обыкновенные шимпанзе достаточно равнодушны друг к другу и не склонны ни к особому альтруизму, ни к особой зловредности. Однако в некоторых ситуациях они способны сдерживать внутригрупповое соперничество ради взаимовыгодного сотрудничества.

Вообще приматологи изучают шимпанзе достаточно часто в попытках обнаружить у них зачатки психических свойств, обычно приписываемых только людям. Так, было установлено, что этим обезьянам свойственна врожденная склонность к использованию орудий, что у них есть зачатки первобытных ритуалов и даже зачатки рефлексии.

________

У шимпанзе обнаружили врожденную склонность к использованию орудий

Группа приматологов из Кембриджского университета и Киотского университета провела длительное наблюдение за инструментальным поведением шимпанзе и бонобо (карликовых шимпанзе) в дикой природе. Ученые установили, что решающим фактором в использовании различных предметов как орудий является врожденная склонность к манипулированию объектами внешнего мира, которая присуща шимпанзе и человеку, но отсутствует у бонобо. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Исследователи провели несколько месяцев в джунглях Уганды и Конго, наблюдая за несколькими стаями шимпанзе  (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus) в естественных условиях их обитания.  Приматологи тщательно фиксировали все случаи употребления любых объектов окружающей среды в качестве орудий, а также количество предметов, которые, потенциально, могли бы использоваться как инструменты, но не были использованы в подходящих ситуациях как таковые. Дополнительно регистрировались и все ситуации, где употребление орудий было бы уместно (например, раскалывание орехов) и случаи манипулирования объектами без какой-либо насущной практической цели.

Главной целью исследования было определение «веса» одного из трех ведущих факторов в формировании инструментального поведения: условий окружающей среды (когда внешние обстоятельства подталкивают к использованию наличных объектов как орудий); социального поведения (когда навыки употребления инструментов передаются обезьянами друг другу в процессе «общения»); врожденной склонности к манипуляциям с предметами. Кроме того, ученые сравнили особенности и выраженность инструментального поведения у двух родственных видов приматов.

Главным результатом работы стал вывод о том, что только обыкновенные шимпанзе интенсивно используют орудия. Они добывают муравьев и термитов с помощью палок, разбивают камнями орехи и раковины моллюсков, применяют щепки и створки раковин в качестве скребков при груминге. И, более того, активно использую предметы для коммуникации друг с другом, наделяя их, как бы, символическим значением.

В то же время бонобо сталкиваются с таким же количеством ситуаций, где применение инструментов помогло бы им в добыче пищи, а окружающая среда предоставляет им для этого равные с обыкновенными шимпанзе возможности. Тем не менее, использование орудий у них встречается значительно реже и они совсем не используются для «общения».

У бонобо более развито социальное взаимодействие внутри стаи, чем у шимпанзе, однако это не оказывает никакого влияния на развитие и распространение инструментального поведения. Из этого ученые делают вывод, что внешние по отношению к обезьянам факторы (экологические и социальные) не являются решающими в его становлении. По мнению приматологов, центральную роль играет именно врожденная склонность шимпанзе к операциям с объектами. Ученые многократно наблюдали, как маленькие шимпанзе играют с камешками, палками, листьями и нередко пытаются применить их для какой-либо практической нужды. У бонобо игр детенышей с предметами было зафиксировано гораздо меньше.

Использование предметов как орудий труда и развитие языка считаются ключевыми моментами в эволюции человека. Вопрос об истоках и развитии инструментального и речевого поведения у Homo sapiens до сих пор остается открытым.

________

Необычное поведение шимпанзе сравнили с ритуалами первобытных людей

Международная группа ученых предложила объяснение необычному поведению некоторых популяций шимпанзе. Животные бросали камни в деревья и били по деревьям камнями, так что в дуплах и в пустотах между корней собирались кучи камней. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

Авторы работы изучали поведение шимпанзе, обитающих в западной и центральной Африке, в течение 14 — 17 месяцев с 2011 по 2014 годы. Всего было исследовано 34 сообщества обезьян. Ученые выяснили, что необычное поведение демонстрируют шимпанзе из четырех сообществ в западной Африке. В основном камни швыряли взрослые самцы, реже самки или подростки. Одновременно с метанием камней обезьяны ухали или кричали, а потом (часто, но не всегда) барабанили по дереву.

Чтобы понять влияют ли на необычное поведение шимпанзе природные условия, ученые исследовали места обитания 11 западных групп шимпанзе, в том числе четырех, в которых обезьяны бросали камни. Оказалось, что везде встречаются и «подходящие» деревья с дуплами или с пустотами между корней и достаточное количество камней для метания.

Исследователи выдвинули две гипотезы, объясняющие, зачем шимпанзе швыряют камни в деревья. Согласно первой гипотезе, самцы использую камни для показательной демонстрации силы, чтобы отогнать чужаков или подтвердить свой статус в иерархии группы. Во время демонстрации обезьяны барабанят руками и ногами по деревьям или по земле. Если же использовать камни, звук становится громче и слышен на большем расстоянии. Другое объяснение, предложенное авторами, гораздо сложнее. Исследователи отмечают, что подобное поведение похоже на ритуалы первобытных племен, во время которых предметы собирались в определенных местах в течение продолжительного времени. Например, первобытные племена отмечали границы территории и тропы пирамидами из камней. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, нужны дополнительные исследования, заключают ученые.

Исследователи наблюдали и раньше, как шимпанзе бросали камни в ситуациях показной демонстрации силы. Позже подобное поведение было отмечено и у других видов приматов: капуцинов, бабуинов и японских макак. Но в большинстве случаев оно было легко объяснимо.

_________

У шимпанзе обнаружили зачатки рефлексии

Группа исследователей из нескольких американских университетов и колледжей обнаружила у шимпанзе способность  к метакогнитивному мониторингу своих действий. Шимпанзе оказались способны отслеживать, в каких случаях они «правы», а в каких «ошибаются». Работа опубликована в журнале Cognition.

До недавнего времени считалось, что метакогнитивные процессы характерны только для людей. В общем случае метакогниция означает форму рефлексии, в которой индивид способен дать себе самому отчет в том, что он знает, а что нет и какая информация ему необходима для ответа на вопрос или принятия решения. Впервые метакогниция была описана по отношению к процессам памяти. Любой человек может с определенной степенью уверенности ответить, что он помнит какие-то факты или нет. Например, «помню все досконально», «помню частично», «не уверен, что помню это». Этот самоотчет может быть выражен вербально, письменно или с помощью определенного поведения и жестов (пожимания плечами).

Ученые решили узнать, способны ли к такого рода психической деятельности человекообразные обезьяны. Для этого был поставлен довольно сложный эксперимент.

Исследователи отобрали трех наиболее интеллектуально одаренных шимпанзе и обучили их выполнять на компьютере тест на кратковременную память. Сначала на 17 дюймовом мониторе последовательно предъявлялось несколько визуальных образов, после чего, в конце, на экран выводилась выборка из образов, которая содержала как показанные ранее картинки, так и совершенно новые. Шимпанзе, с помощью джойстика должны были указать изображения, которые они уже видели ранее. Если процент правильно указанных изображений превосходил определенный порог, то тестирование считалось успешно пройденным. По его окончании, с небольшой задержкой, компьютер давал обратную связь обезьянам с помощью звукового сигнала. Один из них означал, что шимпанзе все отгадали верно, и могут получить сладкие фрукты в награду. А другой говорил о том, что тест провален.

Ключевым моментом был тот факт, что награда выдавалась в специальном диспенсере, находившемся в удаленном от экспериментального компьютера месте. Она появлялась там сразу после успешного тестирования, однако исчезала в момент оглашения компьютером обратной связи в виде звуковых сигналов. Таким образом, чтобы ее заполучить, обезьяне не только необходимо было хорошо пройти тестирование, но и побежать за наградой до озвучивания сигналов. Если она плохо выполняла тест, то преодолевала большое расстояние попусту, однако если она дожидалась вердикта компьютера, то тоже оставалась ни с чем.

Из этого следовало, что единственным выходом для шимпанзе было попробовать отследить эффективность выполнения своего теста и бежать только в том случае, если они были уверены, что прошли его успешно, в противном случае оставаться на месте, дожидаясь негативного сигнала от компьютера и повторяя попытку.

Статистический анализ всех проведенных экспериментальных проб показал, что одна из обезьян – Лана принимала верное решение в 56 процентах проб, тогда как у шимпанзе Шермана этот показатель достиг 75 процентов, что убедительно доказывает неслучайный характер его поведения. Иными словами Шерман «знал», когда он выполнил свой тест хорошо, а когда нет.

Метакогнитивные феномены (метапамять)  впервые была описана в 1979 году Дж. Флавеллом. Поначалу она описывалась только как результат – знание о том, что человек помнит или не помнит, однако впоследствии психологи обратили внимание и на динамический компонент. В настоящий момент выделяются такие метакогнитивные процессы как планирование, мониторинг, регуляция и контроль за получением знаний. В эксперименте с шимпанзе ученые показали, что обезьяны способны осуществлять, по крайней мере, один из этих процессов – мониторинг.

Пьер Тейяр де Шарден (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B9%D1%8F%D1%80_%D0%B4%D0%B5_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD,_%D0%9F%D1%8C%D0%B5%D1%80) утверждал, что рефлексия главный отличительный признак человека от животных – человек не просто знает что-то, но еще и знает о своем знании. Новые эксперименты говорят о том, что, возможно, это не такая уж жесткая граница.


Источник: ru.m.wikipedia.org

Комментарии: