В восприятии речи у детей поучаствовали оба полушария мозга.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-09-08 13:10

работа мозга

Наблюдения за активностью мозга детей во время восприятия звуков речи показали, что дети и подростки используют для этого и левое, и правое полушарие, а не только левую сторону, как взрослые.

"Наше открытие – хорошая новость для детей, которые пережили травму мозга. Благодаря тому, что они могут использовать оба полушария мозга, они смогут компенсировать потерянные функции. К примеру, если ребенок сразу после рождения перенес инсульт в левой половине мозга, то за распознавание речи будет отвечать его правое полушарие", – рассказала Элисса Ньюпорт, профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне (США) и один из авторов исследования.

Традиционно считается, что левое и правое полушарие мозга специализируются на решении разных задач. Правая половина мозга отвечает за математику и логическое мышление, а левая – за устную, письменную речь и творческие способности. Эти идеи подтверждаются экспериментами и наблюдениями за тем, как повреждения разных регионов мозга меняют его работу.

К примеру, если из строя выходят те части левого полушария, где находятся так называемые центр Брока и область Вернике, то человек лишается способности членораздельно говорить. В прошлом ученые считали, что эта особенность устройства мозга – уникальная и отличительная черта человека. Однако в последние годы нейрофизиологи нашли множество свидетельство того, что это не совсем так.

К примеру, три года назад океанологи обнаружили, что синие киты – "правши", а также нашли намеки на леворукость большинства кенгуру. Кроме того, наблюдения за работой мозга нескольких десятков людей, которые немецкие ученые проводили в 2016 году, показали, что при вычислениях в уме оказались задействованы оба полушария их мозга.

Ньюпорт и ее коллеги нашли новые свидетельства того, что при определенных обстоятельствах полушария могут выполнять функции друг друга. Они сравнивали то, как работает мозг взрослых добровольцев, а также нескольких десятков подростков в возрасте 12–13 лет и детей в возрасте от 4 до 11 лет.

Ученые усаживали детей и взрослых в систему функциональной магнитно-резонансной томографии и наблюдали за тем, какие области их полушарий активировались в тот момент, когда те прослушивали разные аудиозаписи. Некоторые из них состояли из коротких предложений с описаниями животных, другие – те же аудиозаписи, проигранные задом наперед, а на остальных были бессмысленные звуки.

Слушая эти записи, добровольцы должны были нажать на кнопку, если описание животного соответствовало действительности. В это время ученые отслеживали то, как менялся рисунок активности мозга в каждом полушарии, пытаясь понять, какую роль они играли в распознавании речи.

Результаты показали, что даже у самых маленьких детей левое полушарие мозга больше реагировало на звуки речи. Однако ученые при этом правое полушарие активно участвовало в распознавании звуков речи. Вдобавок, чем младше был участник опытов, тем активнее он использовал для решения этой задачи оба полушария. У 18-летних молодых людей и взрослых этого не наблюдалось – за распознавание речи у них отвечала исключительно левая сторона мозга.

Подобный "двусторонний" характер работы мозга детей, как считает профессор Ньюпорт, объясняет несколько старых загадок, связанных с тем, почему многие дети не лишаются способности говорить или мыслить даже несмотря на то, что их левое или правое полушарие повреждаются при рождении или в первые месяцы жизни.

В ближайшее время ученые планируют проверить эту теорию, проследив за работой мозга взрослых и подростков, которые перенесли подобную травму в детстве. Эти опыты, как надеются нейрофизиологи, помогут им понять, как развивается мозг и почему функции, связанные с решением разного рода задач, постепенно "переезжают" в левое и правое полушарие при наступлении половой зрелости.

Комментарии: