СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-09-30 08:55

Философия ИИ

(ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - ЭТО НИГИЛИЗМ?)

Итак, пытаясь заново помыслить, что есть экзистенциализм, мы должны, прежде всего, ответить на вопрос: экзистенциализм - это нигилизм? Ещё Ницше писал: «Нигилизм стоит за дверями. Откуда идет к нам этот самый жуткий из гостей?» (Ницше, 1994, с. 35)

А в произведениях Достоевского - он распахнул двери и вошёл в жизнь - с топором Раскольникова в руках и с Чёртом Ивана Карамазова.

…Тут нужно сделать небольшое историко-философское отступление. Иван Карамазов в разговоре с Алёшей о смысле бытия в мире, который переполнен совершенно неоправданными страданиями, высказался так: «Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. … А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если только я честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю» (Достоевский, 1958, Т.1, с. 325). На что Алёша, как известно, отвечает: «это бунт!» Если говорить о нигилизме, то следует, так сказать, не мелочиться, а взять этот феномен в самом радикальном его виде. Вот как он выглядит! Как «возвращение билетика» на вход в этот никудышный мир. Как отречение от бытия в этом мире. Но Иван не может претендовать на абсолютную оригинальность. Нечто подобное уже было!

В эпоху глобального кризиса античности и зарождения христианства - на историческую сцену вышел гностицизм. Гностики радикально поставили проблему существования зла в мире. Мир переполнен злом и страданиями! Никакого порядка, соблюдения закона, справедливости, воздаяния по заслугам, якобы установленных творцом в мире- не наблюдается! Кто несёт за это ответственность? И вывод делается столь же радикальный - в духе возвращения билетика творцу. Если для античного грека этот мир во всех его земных, эстетических и социальных проявлениях обладал высочайшей реальностью, то для гностиков он, напротив, утратил всякую реальность. Он иллюзорен, он создан злым демиургом, это «не наш мир» - говорили гностики, мы ему не принадлежим и ничем ему не обязаны. Из этого мира нужно как можно скорее бежать. Куда? В «другой» - подлинный мир, находящийся гораздо «выше». И сделать это можно лишь исключительно духовными усилиями, неимоверным напряжением духа, на которое способны, разумеется, лишь избранные. Ну а помочь может Гнозис, Знание - разумеется, тайное, эзотерическое, магическое. Перед нами подлинный культ Знания, культ, который мы, по правде сказать, не можем признать нравственным, ибо он предполагает некое насилие над миром, который следует подчинить своей власти, чтобы господствовать над ним. Впрочем, формой такого неправедного господства является всякая магия. Овладевший гнозисом становится подобным Богу. И это богоподобие - отнюдь не в христианском духе, а буквальное. Читая современных эзотериков, довольно часто бесцеремонно заявляющих: «мы боги!» - следует знать, откуда это идёт. Так же как и лозунг «покорения природы».

Перед нами нечто, в классическом античном мире невозможное: сознание, радикально отчуждённое от бытия, враждебное бытию, стремящееся подчинить своей воле всё, что до сих пор жило по своей естественной или божьей воле. Заинтересованных в подробностях читателей - мы отсылаем к книге Ганса Йонаса «Гностицизм». По логике автора, с которой мы солидаризуемся, нигилизм есть отрицание мира, отрицание самого бытия. Правда, Йонас, кстати сказать, учившийся у Хайдеггера - склонен видеть тот же гностический нигилизм и в экзистенциализме. Если мы согласимся с ним целиком в этом пункте - то незачем будет и продолжать этот разговор.

Но вот что следует здесь заметить: гностиков нельзя назвать абсолютно бездуховными. Они объявляют себя «пневматиками» (от греческого «пневма» -дуновение, дух). Конечно, эта духовность вызывает у нас своей направленностью законные подозрения. Уж не демоническая ли она? Однако появление гностиков есть в некотором роде рубеж в духовной истории Запада: перед нами может быть, впервые в таком чистом виде является Абстрактный дух. И даже сам дух Абстракции.

Чтобы читателям не казалось, что мы слишком далеко ушли от заявленной нами темы, скажем, что экзистенциальное мировоззрение - возникает именно в борьбе с Духом Абстракции, с «теоретизмом» как называет его М.Бахтин. А одна из книг Габриэля Марселя называется «Опыт конкретной философии». Духу противопоставляется конкретность Поступка (Бахтин), конкретность человеческого бытия, экзистенциального опыта личности и её позиции в мире.

Гностицизм, будучи одним из непосредственных соперников христианства, был побеждён и сошел с исторической сцены. Однако на самом деле он не исчез, прячась в эзотерическом подполье. В эпоху Возрождения гностицизм вышел из подполья и громко заявил о себе. Магия и оккультизм были фоном, на котором и следует рассматривать даже высочайшие достижения культуры Ренессанса. В 1453 году, вместе с греками, бегущими из захваченной турками Византии (Константинополя) - в Италию попадают (впервые!) подлинные тексты Платона, но с ними и тексты гностиков, (в числе которых и 14 трактатов Герметического корпуса Гермеса Трисмегиста, сочиненные во II-III веке н.э.). И вот флорентиец Марсилио Фичино, неоплатоник, - откладывает в сторону такое важное дело, как перевод сочинений Платона, и переводит трактаты герметического корпуса. Исторический курьез заключается в том, что сочинители этих текстов - мистифицировали всех, объявив эти тексты древнейшими. Следовательно, и предшествовавшими самому Платону! Древность как бы оправдывала герметизм, наделяя его статусом истинности.

…Самое главное последствие всех этих исторических событий - зарождение науки Нового времени. Эта наука рождается в странном симбиозе с магией и оккультизмом, о чём свидетельствуют работы Френсис Йетс, Андре-Жана Фестюжьера, Ганса Йонаса, да и таких авторитетных отечественных исследователей, как Пиама Гайденко. Но если называть вещи своими именами, как это делает Йонас, то перед нами всё тот же гностицизм, - с его жаждой власти над природой, подчинения её воле человека, который обожествляет себя. Христианские мыслители, в особенности русские религиозные философы, называют это грехом человекобожия.

Одним из важнейших условий возникновения науки - было формирование позиции Наблюдателя, как бы стоящего вне мира, даже над миром, и превращающего этот мир в свой объект. Понятно, что таким Наблюдателем мог бы быть только Бог. И вот человек дерзнул выйти из мира (что экзистенциально для него абсолютно невозможно, ибо он пребывает внутри него). Но только дерзко узурпировав место Бога - став над миром - и можно было учредить науку. Для такой противоестественной, возможной только условно, в сознании, операции выхода из мира - необходимо, чтобы реальные экзистенциальные связи с миром мыслителю-исследователю не мешали. Лучше, если они будут не слишком прочными, лучше, если этот мир для тебя уже «чужой» (как у гностиков). «Земная тяжесть» реальной экзистенции уже не приковывает тебя к земле, отчуждение сознания от бытия состоялось. Разумеется, всё это - длительный исторический процесс. Здесь не место его описывать. Остаётся лишь сослаться на неопубликованную статью одного из соавторов «Истоки позиции Наблюдателя».

Итак, наука, выросшая на дрожжах не слишком чистого и отнюдь не нравственно безупречного гнозиса - очистилась от всяких элементов мистики и оккультизма, сформировала научный метод, и начала победный исторический путь. Знание! Рациональность! Свобода от предрассудков! Прогресс! Первый шок европейская цивилизация, движимая локомотивом науки, испытала во время Французской революции. Гильотина была техническим сооружением, ни в чем не противоречащим принципам логики, так же, как впоследствии и газовые камеры и печи Освенцима. А жизнь отдельного человека - оказалась почти незначащей единицей, которую можно было принести в жертву во имя решения уравнения Всеобщего Счастья. Второй шок последовал век с лишним спустя. Оказывается, благодаря достижениям науки удалось создать такие технические средства, которые уничтожали людей не поодиночке, как старомодная гильотина, а миллионами. Тут бы и опомниться! Сообразить, что что-то не так - не в самих Уравнениях (математических), а в этом гнозисе науки! В её желании владеть, повелевать, властвовать, стоять и над «миром» в его естественной данности, и над самим человеком.

Итак, очень похоже, что нигилизм - не пришёл внезапно и как бы ниоткуда. Его ядовитое семя было уже в конструкциях науки Нового времени, превратившего и мир, и самого человека в свой объект. Этот объект можно анатомировать, превратив его в труп, его можно использовать как расходный материал для целей машинной и социальной техники, превратить в «постав», как говорит Хайдеггер. Какое безумное отрицание всякого самостоятельного бытия! В том числе и самостоятельного бытия человека в качестве Субъекта!

Перед нами самоволие, своеволие отчуждённого рассудка. Отчуждённого от чего? Только ли от бытия? Нет, заодно и от самой личности мыслящего, от его жизненного мира, его экзистенции, его ценностей. Безнравственный разум, выродившийся в рассудок и изобретающий атомную бомбу? Вероятно, Канту это показалось бы невозможным, - он сопрягал разум и нравственность, более того, из его «мыслительных уравнений» прямо вытекало, что мораль первична, что она есть основа, фундамент, на котором и стоит Храм Разума. И вдруг этот храм разом обрушился.

Ницше объявил о «смерти Бога», то есть о крушении всех прежних ценностей как христианской, так и светской культуры. Последовавшая история, увы, раз за разом подтверждала этот диагноз. Подлинным крушением ценностей была Первая мировая война. #ub_art

РЕЙДЕРМАН И.И., ЗИНЕВИЧ А.С.,

Статья опубликована в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» № 28 (декабрь, 2016)

Комментарии: