О рефлексах

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-09-10 07:59

работа мозга

Рефлексы являются неврологической базой для двигательного и интеллектуального развития.

Нейрофизиологи И.Павлов, И.Сеченов, А Ухтомский, Н.Бернштейн, П.Анохин, психолог Л.Выготский связывали рефлексы новорожденного как с низшими нервными функциями, так и с высшей нервной деятельностью. Приведем цитату Льва Выготского: «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности», 1930г.

Следствием дисфункционального неинтегрированного рефлекса будет появление более грубых симптомов, таких как стереотипные или хаотичные движения, спастика/гипертонус в конечностях или наоборот развивается хроническая гипотония/атония. Развития не происходит, а процессы мышления в корковых отделах мозга оказываются блокированными неинтегрированными рефлексами, которые управляются стволом мозга. И поведение в этом случае начинает контролироваться рефлексами. Нейрофизиология здоровой нервной системы построена так, что каждый рефлекс должен быть интегрирован на сенсо-моторном уровне. Специфический сенсорный стимул запускает специфическую реакцию. Данная корреляция между стимулом и ответом заложена на генетическом уровне. Без полностью созревшей системы рефлексов невозможно оптимальное двигательное, интеллектуальное и социальное развитие.

Несколько примеров связи первичных рефлексов новорожденного с дальнейшим развитием:

ассиметричный шейно-тонический рефлекс обуславливает проприоцепцию, слух, память, зрительно-моторную координацию, аудио-визуальную интеграцию;

рефлекс опоры – чувство собственного пространства, социальные навыки;

рефлексы Галанта и Переса связаны с детоксикацией мозга, грубой моторикой;

рефлекс Галанта обеспечивает удержание позы, контроль мочеиспускания, регулирование настроения;

симметричный шейно-тонический рефлекс делает возможным контроль за положение тела в пространстве, влияет на формирование бинокулярного зрения, визуальной аккомодации, бинаурального слуха;

хватательный рефлекс и рефлекс подтягивания обеспечивают развитие навыков ручной деятельности, включая письмо и рисование;

рефлекс Бабкина - это речь и дифференциация, способность к счету и другие математические навыки.

Симптомы неинтегрированных рефлексов:

- дислексия и трудности с чтением;

- плохая осанка;

- слабая координация рука-глаз;

- слабое удержание равновесия;

- слабая координация;

- проблемы с латеральностью и перекрестными движениями;

- плохая осанка при письме;

- энурез, проблемы контроля сфинктеров;

- проблемы с вниманием и концентрацией;

- проблемы при поворотах, вождении велосипеда;

- укачивание в транспорте;

- проблемы с поведением, чрезмерная стеснительность или агрессивность;

- слабое развитие речи, задержка развития речи, трудности в произношении слов;

- гиперчувствительность к свету, прикосновению, визуальным и кинестетическим стимулам;

- неграмотность, плохой почерк;

- гиперактивность;

- легкая отвлекаемость;

- импульсивность;

- проблемы с организацией.

За контроль над постуральными рефлексами (нашу способность стоять на ногах, ходить и сохранять равновесие), процесс ингибирования примитивных рефлексов, врожденные стереотипные модели, которые контролируются стволом мозга у человека отвечают базальные ганглии (или мозг рептилий в соответствии с теорией триединого мозга Пола Маклина).

Над мозгом рептилий располагается мозг млекопитающих или лимбическая система, которая отвечает за наши эмоции, память, обучение и, среди прочего, игру.

Далее идет неокортекс или человеческий мозг, который позволяет нам воспринимать сенсорную информацию и окружающий нас мир и реагировать на него соответствующим образом.

При рождении ребенка все части триединого мозга существуют, но не функционируют должным образом. Для того, чтобы они функционировали как единое целое, они должны развиться и соединиться друг с другом путем разветвления нервных клеток и миелинизации нервных волокон. Для этого мозг должен получить стимуляцию. Вестибулярное чувство, проприоцептивное или кинестетическое чувство (возможность узнавать свои части тела и направлять их движение) и тактильное чувство первыми появляются внутри плода (еще во время беременности) и активируют развитие мозга у плода и у новорожденных.

Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе. Он регистрирует движение головы и воздействие гравитации. У плода вестибулярное чувство стимулируется путем воздействия гравитации, движениями своей головы и движениями матери. Вестибулярное чувство полностью формируется на шестом месяце после зачатия, поэтому оно хорошо развито у новорожденных. Кроме того, новорожденные – хорошие пловцы. Плод на шестом месяце беременности начинает быстро двигаться, стимулируя таким образом чувство проприоцепции. Ребенок, находясь в утробе матери, начинает сгибать и разгибать свои руки и ноги, поворачивать голову, может положить палец в рот или играть с пуповиной. Давление внутри матки сильнее, чем атмосферное, и стимулирует у плода развитие осязания. Также осязание развивается, когда ребенок двигается и прикасается к утробе. После родов способность новорожденного двигаться полностью меняется, так как ребенок попадает совершенно в другую среду, в новые условия гравитации. Вне матки ребенок не знает расположения частей своего тела и не может управлять им. Движения новорожденного схожи с движениями рыбы, которую вытащили из воды. Тело двигается медленно, руки и ноги делают резкие бесконтрольные движения, а его голова гораздо более неподвижна, чем в материнской утробе. Ребенку становится жизненно необходимо восстановить своё проприоцептивное чувство.

Перевороты, ползание на животике, качание на руках и коленках, ходьба на четвереньках имеют ярко выраженную ритмическую основу и необходимы для развития мозга. Если новорожденный не получает достаточной стимуляции, то развитие базальных ганглиев, лимбической системы и неокортекса будет осложнено. В случае если дети пропускают одно или несколько детских движений, заложенных программой, таких как качание на руках, ползание на животе, четвереньках, то базальные ганглии могут быть недостаточно простимулированы, что затруднит их созревание и интеграцию базовых примитивных рефлексов!

Итак, мозг нуждается в стимуляции прежде всего через двигательную деятельность, и эта стимуляция соединяет разные уровни мозга на протяжении первого года жизни ребенка, а также, спонтанные ритмичные движения новорожденного являются основой мозгового созревания, эти движения развиваются в определенном порядке, в соответствии с врожденной программой, с индивидуальными вариациями.

Комментарии: