Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе: «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Рецензия |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-09-26 18:06 Мозг — модная тема в современной нон-фикшн литературе. Прорывы в технологиях исследований за последние десятилетия позволили проникнуть вглубь мозга и увидеть те процессы, которые происходят с нами в самых разнообразных ситуациях. Благодаря этому ученые могут исследовать не только те процессы в мозге, которые роднят нас с животными, но и изучать, как проявляются в мозге чисто человеческие явления, такие как речь, абстрактное мышление или способность наслаждаться музыкой (хотя животным музыкальность тоже не чужда, только человек способен делать это сознательно, создав для этого огромную и разнообразную музыкальную индустрию). Эта обстоятельная книга посвящена тому, как восприятие звуков в мозге влияет на музыку и как музыка влияет на процессы, происходящие в мозге, и включает в себя три раздела. Первый раздел рассказывает об эволюционной природе человеческой музыкальности и о том, когда и как появилась музыка. Авторы описывают, что мозг делает с музыкой, начиная с того, какие превращения происходят со звуковыми волнами, когда они попадают в ухо, проходят через структуры во внутреннем ухе, преобразуются в электрические волны и отправляются по слуховым нервам к стволу мозга и далее в отделы слуховой коры. Кроме того, в книге рассказывается, из чего состоит музыка и разбираются основы музыкальной теории: как музыкальные инструменты порождают звуковые волны, что такое тоны и обертоны, в чем особенности «глубоких» и «плоских» звуков, почему одни сочетания мы воспринимаем как приятные и гармоничные, а другие — раздражающие или тревожные. Здесь же авторы описывают, каким образом мелодии влияют на наши эмоции, как мы узнаём знакомые ритмы и оцениваем незнакомые нам музыкальные стили. Некоторые фрагменты текста книги рассчитаны на достаточно подготовленных читателей, или, по крайней мере, интересующихся темами музыки и нейробиологии. Без определенного кругозора и знания терминов понять объяснения авторов может быть непросто: В этом же разделе авторы объясняют, каким образом возникают слуховые иллюзии. Наверное, текстовый формат не совсем подходит для того, чтобы показать читателю удивительный мир нот и мелодий: в темах, посвященных устройству мира звуков, очень не хватает самих звуков — это тот самый уникальный случай, когда лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть (точнее, прочитать). Второй раздел книги рассказывает о том, как музыка влияет на формирование мозга: какой след оставляют занятия музыкой в строении мозга профессиональных музыкантов, как под воздействием музыки меняются слуховые отделы, как происходит координация с зонами, отвечающими за зрительное восприятие (чтение нот), восприятие времени (ритм и темп мелодии), движение и координацию мелкой моторики (для игры на музыкальном инструменте). Здесь же авторы рассуждают о том, что представляет собой музыкальный талант и как занятия музыкой влияют на личностные качества и способности человека в других сферах деятельности. Последний раздел посвящен музыкальной терапии и рассказывает о результатах научных исследований влияния музыки на различные состояния. Из этой книги читатель может почерпнуть множество сведений о том, что такое музыка с точки зрения мозга, как человек создает музыку, воспринимает ее и меняется под ее влиянием. Пожалуй, у неё есть одно слабое место: темперамент рассказчиков может показаться читателям излишне спокойным — размеренные и детальные объяснения не будоражат эмоций и не дразнят любопытство читателя. Видно, что авторы любят предмет, о котором пишут, но их не удивляют те явления, которые составляют содержание книги. Поэтому они, вероятно, думают, что эти явления не удивят и читателя — хотя, по большому счету, в том, насколько мелодии могут повлиять на настроение, принятие решений и даже здоровье человека, кроется множество всего удивительного. Источник: biomolecula.ru Комментарии: |
|