СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Много вопросов о современных методах лечения детей с расстройствами речевого развития поступает и от родителей, и от коллег. Давайте поговорим о некоторых из них: ТКМП, БАК, ТОМАТИС.

В Институте мозга РАН разработан эффективный метод ускорения развития задержанных психических процессов и речи. Это метод транскраниальных микрополяризаций (ТКМП). Я хорошо знакома с одним из разработчиков этого метода, доктором биологических наук Надеждой Юрьевной Кожушко. Видела, какой эффект достигается после проведения ТКМП у детей с ЗРР, ЗПРР, алалией, аутизмом. Я работала с этими детьми.

Слово ТРАНСКРАНИАЛЬНЫЙ говорит о том, что воздействие на мозг осуществляется через кожу головы. Оно очень слабое, ток используется постоянный, а не переменный, и по этой причине ни вибрации, ни жжения пациент не ощущает. «Мишени» для воздействия выбираются на основе нейропсихологических показателей с учетом данных о характере нарушений психоречевого развития ребенка. Процедура проводится один раз в неделю. Курс состоит из 3-6 процедур. Длительность процедуры стандартная – 20 минут. Можно рассматривать эту процедуру как очень мягкую физиотерапевтическую манипуляцию. При воздействии постоянным током низкого напряжения и небольшой силы в тканях активируются системы регуляции локального кровотока и повышается содержание биологически активных веществ. Постоянный ток стимулирует также обменно-трофические и местные процессы в тканях, повышаются функциональные возможности отделов мозга. В течение курса ТКМП детям назначаются занятия с логопедом, психологом, дефектологом. В настоящее время лечение детей с помощью этого метода осуществляется в Институте мозга в Санкт-Петербурге, в клиниках "Прогноз" и "Доктрина". Вот что рассказывает И. О. Ефимов, невролог клиники "Доктрина":

"Суть транскраниальной микрополяризации в том, что она, говоря попросту, «помогает сдружиться нейронам», то есть способствует образованию новых связей в мозгу, а значит и обучению, в зависимости от того, какую зону коры мы стимулируем. Происходит это так. Наиболее распространенный в России аппарат для микрополяризации имеет 6 электродов: 4 анода ( «+» электрод) и 2 катода («-» электрод). Анодная поляризация стимулирует ту или иную зону коры мозга, а катодная, наоборот, ингибирует, успокаивает. Но это, конечно, условно. Если у нас, например, ребенок с речевыми проблемами, то мы можем поставить анод на зону Брока (речевой центр в коре), ребенку с ДЦП – на моторную зону. При этом такой пациент может быть эмоционально возбудимым – и в этом случае катодом мы станем воздействовать на лимбическую систему, регулирующую эмоции. В этом и заключается смысл поляризации. Что здесь важно? Во-первых, аппаратура хорошего качества, во-вторых, точно подобранный под индивидуального пациента протокол и педантичное следование ему.

Мы никогда не начинаем лечения, если ребенок не прошел тщательного обследования. Если мама привела к нам в клинику ребенка без ЭЭГ, мы делаем это исследование на месте бесплатно. Составляя протокол, мы учитываем все особенности и проблемы пациента, стараемся сделать терапию максимально прицельной. Но необходимо понимать, что ТКМП сама по себе не лечит. Совершенно бесполезно проходить сеансы микрополяризации, а после этого сидеть в темной комнате. Для ребенка с когнитивными проблемами параллельно с сеансами нужны развивающие занятия, для ребенка с ДЦП – физические упражнения. Только в этом случае мы увидим прогресс в развитии когнитивных или моторных функций".

Метод биоакустической коррекции головного мозга (БАК) разработан институтом экспериментальной медицины Российской Академии медицинских наук и прошел клинические испытания в восьми ведущих медицинских учреждениях.

В методе БАК соединены новейшие технологии нейротерапии (нейросенсорной стимуляции), нейробиоуправления и музыкотерапии.

БАК – это метод физиотерапевтической коррекции.

Биоакустическая коррекция – это способ, который заставляет мозг работать и налаживать старые “древние” связи. Эта музыка, которую слушает ребенок, построена согласно его собственной электроэнцефалограмме, синхронизируется с работой мозга в режиме реального времени, и мозг своей работой вступает в некий резонанс с этой музыкой, и слышит cам себя, то есть свое эхо.

В детской неврологии БАК эффективно используется для немедикаментозного лечения патологий, возникших вследствие родовой травмы, ДЦП, органического поражения мозга, нейроинфекций, осложнений после прививок, аутизме, задержке психического, речевого, моторного развития, синдроме дефицита внимания и гиперактивности, энурезе, тиках, заикании.

Полный курс БАК включает от 5 до 15 процедур – в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Необходимое количество сеансов определяется на консультации (от 5 до 15 сеансов на курс, по 15 – 25 мин.)

БАК выражается в следующих лечебных эффектах:

• Восстановление высших психических функций, в том числе речи, нарушенных в результате очаговых поражений головного мозга вследствие инсульта, черепно-мозговых травм, операций, нейроинфекций и других нарушений коммуникации, расстройств голоса, сопутствующих нарушений опорно-двигательного аппарата и соматических заболеваний.

• нормализация эмоционального состояния (редукция симптомов депрессии и раздражительности)

• снятие слабости и повышенной утомляемости

• восстановление сна

• улучшение памяти и внимания

• снятие головной боли

• нормализация психофизиологических показателей

Основные показания к лечению методом Биоакустической коррекции:

• Нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия). Логоневрозы.

• Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

• Нарушения психического развития (задержка психического развития, умственная отсталость, аутистический синдром).

• неврозы и головные боли

• неврозоподобные и депрессивноподобные состояния

• постинсультные нарушения

• гипертоническая болезнь (как вспомогательный метод)

• вегето-сосудистая дистония

• нарушения сна

• синдром хронической усталости

• раздражительность

• повышенная тревожность и страхи

• повышенная утомляемость

Отличительные особенности и преимущества метода БАК:

• быстрые коррекция и восстановление психоэмоционального состояния

• эффективная мобилизация адаптивных и защитных свойств организма

• непроизвольная саморегуляция функционального состояния организма

• возможность применения при нарушениях эмоционально-волевой и когнитивной сферы

• отсутствие возрастных ограничений

• пролонгированный эффект и клиническая устойчивость результата

• комфортность процедуры для пациента

• совместимость и ускорение других методов лечения

• нефармакологичность (проводится без использования лекарственных средств)

• нетоксичность (при использовании в комплексе с другими процедурами, позволяет сократить в 2-5 раз количество медикаментов, и тем самым снизить нагрузку на печень)

• неинвазивность (без нарушения целостности кожных покровов)

• безопасность (отсутствие побочных эффектов)

• отсутствие постороннего психологического воздействия

Чем БАК отличается от метода Томатиса, микрополяризации? Как они сочетаются?

БАК — это воздействие акустическим сигналом, согласованным с функциональной активностью мозга в реальном времени, для активации работы регуляторных структур. Микрополяризация — воздействие постоянными токами для стимуляции ЦНС. Сигнал, который используется в методе Томатиса, в отличие от БАК, не согласован с функциональной активностью мозга в текущем времени, поэтому не так эффективен. БАК оказывает более направленное и естественное для организма воздействие. При этом БАК сочетается с поляризацией, уменьшая риск побочных эффектов.

Метод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации.

Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше.

Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием». Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу.Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально. В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы: Восстановить способность слушать, возможно, путем специальной гимнастики для внутреннего уха, построенной на звуках высокой частоты. Голос человека может воспроизвести только те звуки, которые слышит его ухо. Голос матери является определяющим фактором овладения ребенком родным языком. На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроение и т. д. Метод Tomatis является естественным подходом к нейро-сенсорной стимуляции. Его аудио программы изменяют музыку и голос в реальном времени для привлечения внимания мозга и развития моторных, эмоциональных и когнитивных способностей.

Являясь альтернативным педагогическим средством, Метод Tomatis® эффективно и естественным образом стимулирует мозг. Это дополнительный инструмент при медицинском лечении и использовании классических терапевтических методик

Принцип действия метода ТОМАТИС® - сенсорная звуковая стимуляция.

Звук передается двумя путями:

путем костной проводимости, вызванной вибрацией в верхней части черепа, и путем воздушной проводимости, при которой звуковые колебания передаются через наружное ухо.

Показания:

• нарушения аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния)

• сидром Дауна

• ДЦП

• синдром дефицита внимания с гиперактивностью,

• задержка речевого развития

• задержка психомоторного развития

• нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)

• заикание

• нарушение слуха

• нарушения функции равновесия

Комментарии: