КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Абрис (слова) — ритмико-мелодический, фонетически нечеткий рисунок слова, хранящийся в слухоречевой памяти.

Агнозия — нарушения различных видов восприятия, воз­никающие при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при со­хранной остроте зрения не может узнавать предметы и их изо­бражения (при поражении теменно-затылочных отделов моз­га, в основном правого полушария), 2) слуховые А., прояв­ляющиеся как в нарушении фонематического слуха, так и в узнавании знакомых мелодий, звуков, шумов, голосов, 3) так­тильные А. — неузнавание предметов на ощупь.

Аграфия — нарушения письма, возникающие при пора­жении различных областей коры головного мозга.

Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Алексия — нарушение чтения, возникающее при пора­жении различных отделов коры головного мозга.

Амбидекстрия — парциальное левшество.

Амнезия — нарушение памяти при различных локальных поражениях мозга.

Апраксин — нарушение произвольных целенаправлен­ных движений и действий, относящихся к расстройствам высшего уровня, организации двигательных актов. Выделяют следующие формы апраксии: 1) кинестетическая А. — распад нужного набора движений (в том числе оральная и артикуля- торная А.), 2) конструктивно-пространственная А. — наруше­ние зрительно-пространственных координат, 3) кинетическая (динамическая) А. — затруднение серии последовательных актов, персеверации, 4) «лобная» регуляторная А. — наруше­ние подчинения движений заданной программе (системные персеверации, эхолалии,эхопраксии).

Асимметрия функциональная головного мозга — харак­теристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Аспонтанность (речевая) — отсутствие речевой активно­сти, безынициативность.

Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга, представляющее собой сис­темное расстройство различных видов речевой деятельности.

Афферентный импульс — идущий от периферии к цен­тру, например кинестетический,тактильный.

Вортсалат (речевая окрошка) — парафизическая речь больных с сенсорной афазией на раннем этапе болезни.

Глобальное чтение — неаналитическое чтение, узнава­ние слова как единого графического целого.

Гнозис — узнавание (акустическое, оптическое, тактиль­ное, вкусовое и т. п.).

Имитация — слуховое или зрительное подражание.

Импрессивный аграмматизм — нарушение понимания грамматических средств языка.

Инсульт — нарушение мозгового кровообращения.

Интериоризация — постепенный переход от внешних схем и опор к внутреннему планированию действия.

Локализация высших психических функций: мозг — субстрат психических функций — работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль.

Мнезис — память, амнезия — нарушение памяти на что- либо.

Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, неврологии и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций.

Паралич, парез — нарушение движений в руке и ноге в результате поражения головного мозга.

Парафазии — замены звуков (литеральные) или слов (вербальные) при разных формах афазии.

Параграфии и паралексии — замены букв, звуков и слов во время письма и чтения.

Парадигматические связи — симультанно, пространст­венно организованная единица, в которой смысл изменяется в связи с заменой какого-либо признака единицы. Организованы по признаку «или — или»; например, фонема может быть ли­бо звонкой, либо глухой, либо ротовой, либо носовой.

Персеверация — циклическое повторение или настойчи­вое воспроизведение звука, слова или движения, вопреки соз нательному намерению.

Поздний этап восстановления — начало логопедических занятий через 6—8 месяцев после инсульта.

Предикат — сказуемое, психологический П. — замысел высказывания.

Прсморбидиый уровень больного — интеллектуальный, культурный уровень больного до заболевания (образование, среда, образ жизни).

Просодия — интонационный, мелодический компонент речи.

Ранний этап восстановления — от 1 недели до 6 месяцев после инсульта.

Резидуальный этап восстановления — длительный пе­риод восстановления речевых функций спустя год после ин­сульта или травмы головного мозга.

Речь — сложившаяся исторически в процессе деятельно­сти людей форма общения.

Речь внутренняя — различные виды использования язы­ковых значений вне процесса реальной коммуникации, типа внутреннего проговаривания («речь про себя»): а) сохраняю­щая структуру внешней речи, но лишенная фонации и типич­ная для решения мыслительных задач в затрудненных услови­ях, б) собственная Р. В., когда она выступает как средство мышления, в) структурное программирование (замысел, про­грамма речевого высказывания).

Симультанный — единый, пространственно организо­ванный, например фонема — речевая единица, симультанно организованная из ряда признаков.

Синтагматические отношения — сукцессивно, линейно организованная единица, в которой смысл связан по принципу «и — и»; например, предлог может стоять только перед суще­ствительным, наречие, связанное с глаголом; другим приме­ром может служить жесткая последовательность звуков в сло­ве, слов в песне.

Телеграфный стиль — аграмматизм больных, преиму­щественно с эфферентной моторной афазией, выражающейся в основном в употреблении существительных в именительном падеже.

Эйфория — повышенное радостное настроение, состоя­ние благодушия и беспечности.

Экспрессивный аграмматизм — нарушение употребле­ния грамматических средств языка в устной речи.

Эфферентный импульс, идущий от центра к периферии, например планирующий движение.

Эхолалия — автоматическое повторение чужих слов при поражении лобных долей мозга.

Эхопраксии — подражательное, автоматическое повто­рение движений и действий других людей при поражении лобных долей мозга.

Язык — система знаков, служащая средством человече­ского общения и мыслительной деятельности.

При составлении словаря были использованы: 1. Краткий психо­логический словарь. — М., 1985. 2. Лурия А. Р. Высшие корковые функ­ции. — М., 1969.

Комментарии: