Феномена угадывающего чтения

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-06-26 12:27

работа мозга

Ну что ж, поговорим сегодня о дислексии, но сузим обсуждение только до феномена угадывающего чтения. Я занялась дислексией как-то по-новому, углубляю свои знания (хотя и веду давно семинары и вебинары по этой теме). Один из самых часто задаваемых вопросов логопедов и мам - как быть с угадывающим чтением у ребенка-школьника с дислексией. Решила поделиться и своим опытом и теоретическими знаниями наших ученых - Цветковой, Садовниковой и др по этому вопросу (далее в цитатах авторство приводить уже не буду).

Прежде всего, нужно понимать что угадывающее чтение имеет различную природу и часто явялется одним из множества симптомов при дислексии . "Механизмы «угадывающего» чтения разные — дефекты процесса звукоразличения (сенсорная алексия), дефекты сужения объема восприятия (акустико-мнестическая алексия) и др." Под "др" нейропсихологи подразумевают:

1.Недостаточно сформированный кинетический фактор (связан с работой премоторных отделов мозга и отвеачет за переключение движений, за удержание моторных программ).

2.Слабость торможения при антиципирующем чтении (при забегании вперед, что физиологично, что обеспечивает смысловую догадку). Но при недостаточном торможении последующя буква (слог) читаются раньше, чем нужно ("он" как "но")

3. Незрелость лобных отделов, отвечающих за саморегуляцию, прграммирование и контроль. Такому ребенку, как говорится "без разницы" - читает, как придется. Обычно при просьбе сосредоточиться и читать лучше (или при повышении мотивации к чтению) угадывающего чтения нет или оно не так ярко выражено."Отсутствие мотивов деятельности и потребности в контроле своих действий не ведут к коррекции ошибок, но ведут к угадыванию, которое, в отличие от всех предыдущих форм алексии, идет вне контекста, догадки носят не смысловой, а случайный характер"

4. Общее физическое и психологическое напряжение при чтении, что вызывет "дезориентацию " (см Р.Дэйвис) и угнетение энергоблока (1 блок по А.Р.Лурии).

На мой взгляд, это самые распространенные причины угадывающего чтения. Трудности движения глаз по строке, нарушение оптико-пространственного гнозиса и многие другие причины говорят только о том, как необходима тащательная диагностика (нейропсихологическая и логопедическая и даже консультация окулиста), чтобы выявить причину этого нарушения, его механизм и затем подобрать единственно верные приемы коррекции, а не тыкать пальцем в небо. Сама по себе коррекционная работа угадывающего чтения встраивается в общую систему занятий.

Смотрите видео с читающим дислексиком, (Артем, 11 лет, слабость преключения, нарушение зрительного гнозиса, дезориентация), а также с Матвеем, с которым нам удалось сдвинуться с мертвой точки только через 5 месяцев с помощью приема Цветковой "чтение с пением". Хочу сказать, что я работаю по своей системе коррекции дислексии, куда входят, разумеется, и обещпринятые наукой методы и приемы, но есть и мое, родное, авторское.

Итак, какие основные рекомендации для коррекции угадывающего чтения существуют, кроме чтения с пением:

1. "Чтобы восстановить истинный процесс чтения, необходимо преодолеть этот феномен путем: а) перевода процесса чтения на осознанный, развернутый, пооперационный способ (чтение по буквам - прим. Н.П.), б) применения методов, ограничивающих забегание глаз вперед по строке, в) ограничения (с последующим увеличением) стратегии антиципирующего чтения. Такие методы чтения (методы рамки (которая не дает глазу видеть, что будет впереди) - прим. Н.П.) и паузы), ограничивающие догадки больного о смысле читаемого слова, снимая предвосхищение последующих звуков или слогов, а потом и слов, переводят чтение на уровень осознанного аналитического процесса, помогая тем самым снять тенденцию к персеверациям (повтороам букв, слогов, слов).

2. "...Полезно использовать «контекстный метод», который вводит больного (еще до чтения предложения или текста) в общий смысл, и содержание предстоящего чтения. Больному заранее сообщают название текста и кратко рассказывают содержание. Знание контекста приводит в действие семантический уровень в структуре восприятия текста, который начинает положительно влиять и на моторную сторону речевого восприятия и чтения"

3. "Ожидаение смысла регулирует сенсомоторный уровень, технику чтения" (Садовникова)

4. Пение матриц (попевок) по таблице Зайцева № 2 (из комлекта "Кубики Зайцева") в горизонтальной плоскости формируют свободное движение глаз по строке и правильное атиципирующее чтение.

5. Деформированные тексты (анаграммы) помогают при слабости торможения.

6. Хороши разработки Натальи Чистоклетовой (чтение только серых букв в тексте, затем только белых ) и многое другое.

7. Тексты-определения Монтессори, я выкладывала недавно видео , как с ними работать.

В следующий раз поговорим о скорости чтения при дислексии: причинах, методах и вообще нужности коррекции.

Комментарии: